Общество

Прокурор Тихоокеанского флота отстаивает сушу

Потому что уже даже простым домохозяйкам понятно: причины трагедии на «Нерпе» напрасно искали под водой

В пятницу присяжные вынесли свой вердикт по уголовному делу об аварии на подводной лодке «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек сдаточной команды и экипажа.

Обвинение было предъявлено командиру «Нерпы» Дмитрию Лаврентьеву и матросу Дмитрию Гробову. 7 присяжных против 5 проголосовали за недоказанность вины матроса Гробова, и 9 присяжных против 3 высказались в пользу невиновности командира лодки Лаврентьева.

Этот вердикт — исторический прецедент для современного российского флота. Если мне не изменяет память, впервые за всю историю российских катастроф на море виновных судила не традиционная тройка военных судей, а коллегия присяжных.

12 обычных сугубо гражданских человека. В основном — пожилые домохозяйки. Некоторые журналисты в своих комментариях по поводу домохозяек были особенно скептичны и ироничны. Зря.

Впервые также (тут мне память точно не изменяет) командование ВМВ РФ не стало отрекаться от своих подчиненных в угоду Следственному комитету и прокуратуре.

На суде выступил главком ВМФ Высоц-кий, который проходил по делу как свидетель обвинения. Но сторона обвинения, привыкшая к непорядочности главкома Куроедова, страстно «топившего» своих подчиненных, крупно просчиталась. На суде по «Нерпе» Высоцкий выступил как просто СВИДЕТЕЛЬ. Он свидетельствовал, что совершенно сознательно подписал Акт комиссии ВМФ с результатами расследования обстоятельств аварии. В этом акте прямо сказано, что в аварии виновата сложнейшая и при этом сырая, недоработанная и принятая в эксплуатацию с нарушениями всех стандартов и ГОСТов техника, а не командир лодки и его матрос. По результатам работы комиссии ВМФ предприятия ВПК признали и тихо исправляют свои ошибки, которые выявила катастрофа ценой 20 человеческих жизней. Конкретных должностных лиц конкретных предприятий и ведомств не смущает тот факт, что за их ошибки отвечают в суде совершенно конкретные невиновные люди.

Три года следствие упорно ограничивало себя стрелочниками из экипажа «Нерпы» и жутко боялось выявить реальные причины катастрофы. Неудивительно. За всю историю советского флота (!) почти нет примеров, когда ВПК отвечал за аварии хотя бы на паритетных началах с моряками. Всегда был виноват флот. Всегда уровень подготовки моряков недотягивал до технического прогресса.

Но в данном случае клише не сработало. Потому что экипаж «Нерпы» оказался суперподготовленным. Причины трагедии надо искать на суше.

Вот факты, которым никакой оценки во время следствия дано не было.

1) На АПЛ «Нерпа» ВПЕРВЫЕ установлена система дистанционного автоматического управления (СДАУ) общекорабельными системами (ОКС) «Молибден-И» на цифровой элементной базе с применением компьютерных технологий. Программное обеспечение оборудования «Молибден-И», разработанное ОАО «Концерн НПО «Аврора», было несовершенным: а именно после тренировочного набора шестизначного кодового сигнала (седьмое нажатие «кнопки исполнения команды» — это фактическая подача хладона в отсеки АПЛ) код на отсечном пульте экрана пропадал, но сам сигнал автоматически не сбрасывался. То есть оставался как детонатор в памяти пульта на неопределенное время. Достаточно было кому-либо через час (день, неделю, месяц и т.д.) случайно коснуться и нажать «кнопку исполнения команды», не защищенную защитной крышкой, могла произойти несанкционированная подача хладона в отсеки АПЛ. Что, по-видимому, и произошло на «Нерпе».

2) Из письменного объяснения от 11 ноября 2008 года ведущего сдаточного механика заказа зав. № 201 (АПЛ К-535 «Борей» Юрий Долгорукий) ОАО «Севмаш» А. Г. Головастикова: «3 февраля 2008 года в 20 часов 40 минут, 7 июля 2008 года в 17 часов 25 минут и 8 июля 2008 года в 10 часов 12 минут были зафиксированы факты несанкционированного срабатывания арматуры ЛОХ…»

На «Юрии Долгоруком» установлена система «Молибден», аналогичная системе «Молибден-И» на «Нерпе». Предприятие-разработчик системы «Молибден» — также ОАО «Концерн НПО «Аврора». Специалистами предприятия-разработчика после срабатывания 8 июля 2008 года арматуры системы ЛОХ на «Юрии Долгоруком» установлены программные «ловушки». Причины нештатного срабатывания системы выявлены не были, срабатывания, однако, прекратились.

3) О фактах несанкционированного срабатывания арматуры системы ЛОХ на «Юрии Долгоруком» в Комсомольске-на-Амуре (на заводе, который строил «Нерпу») узнали только 12 ноября 2008 года (через три дня после аварии на «Нерпе»). То есть специалисты «Концерна НПО «Аврора» не проверили СДАУ «Молибден-И» и не пытались установить программы-«ловушки» для того, чтобы на той же «Нерпе» не повторилась нештатная ситуация.

4) Система дистанционного автоматического управления общекорабельными системами «Молибден-И» в нарушение ГОСТа РВ 15.211-20029 не была отнесена к опытному образцу вооружения и военной техники, не прошла межведомственных испытаний, а сразу была рекомендована для серийного производства. Ответственность за это несет в первую очередь Федеральное агентство по промышленности и руководящие чиновники ВМВ РФ.

5) Недоработки СДАУ ОКС «Молибден-И» были утверждены 24 марта 2009 года в решении комиссии ВМФ № 09719-380/63-2009. Подписали решение ФГУ «1ЦНИИ МО РФ», «СПМБМ «Малахит», ОАО «Концерн НПО «Аврора» и другие учреждения ВПК. То есть тем самым представители ВПК признали свою вину в халатном исполнении обязанностей при разработке, изготовлении и испытаниях системы «Молибден-И».

6) Недоработки были устранены на всех лодках, кроме непосредственно «Нерпы». Возможно, именно по этой причине 5 февраля этого года на «Нерпе» вновь произошел сбой работы программного обеспечения СДАУ ОКС «Молибден-И», в результате чего без команды оператора центрального пульта управления произошло: 1) Автоматическое продувание цистерны главного балласта № 18 до полного израсходования воздуха высокого давления (ВВД) в перемычке ВВД № 8. 2) В это же время сработала аварийная и предупредительная сигнализация общекорабельных систем на центральном пункте управления «Молибден-И». 3) Сработала аварийная сигнализация отсутствия питания на стойках системы «Молибден-И» 7МО2, 7МО3, 7МО5. 4) Сработала cигнализация перепада давления в трубопроводах системы ЛОХ (сигнализация о подаче огнегасителя в отсек) по 1, 3, 4 верх, 4 низ, 5 и 6 отсекам. 5) Вышла из строя и осталась в нерабочем состоянии левая стойка ЦПУ ОКС «Молибден-И» (прибор 7МО1-21, стойка С1).

Вывод печальный: до выхода «Нерпы» на заводские ходовые испытания было зафиксировано более 50 сбоев в СДАУ ОКС «Молибден-И». Упорное отрицание недостатков этой системы, нежелание разбираться в истинных причинах трагедии на «Нерпе», отсутствие системных действий по выявлению и исправлению ошибок, заложенных в системе, — всё это вполне может привести к новой трагедии.

Ситуация осложняется тем, что «Нерпа», по сути, построена по заказу ВМС Индии и уже давно должна была уйти по лизингу. Однако лодку продолжают «доводить» до кондиции в ручном режиме. Занимается этим экипаж командира Лаврентьева, который на «Нерпе» и ее технических, скажем так, «особенностях» набил руку и является лучшим экипажем российского ВМФ.

Именно поэтому никто не отстранял от должности командира Лаврентьева. На время суда ему всего лишь дали отпуск. Как только 5 октября будет оглашен оправдательный приговор суда, командир Лаврентьев займет свое место на командном пункте АПЛ «Нерпа» и, рискуя жизнью, продолжит выполнять задание Родины: во чтобы то ни стало передать лодку индусам.

Он будет это делать, понимая, что оправдательный приговор первой инстанции — это не окончательная победа.

Взбешенный прокурор Тихоокеанского флота Коломиец заявил, что «прокуратура обжалует вердикт присяжных».

Это неграмотное заявление (можно обжаловать только приговор суда, а не решение присяжных) не оставляет надежд на то, что реальные виновные в гибели 20 человек будут найдены и наказаны, и трагедия больше не повторится.

P.S.

Во время суда все эксперты пришли к мнению, что именно некондиционный хладон в системе ЛОХ, на 64% состоящий из ядовитого тетрахлорэтилена, стал непосредственной причиной смерти 20 членов сдаточной команды и экипажа «Нерпы». Уголовное дело о том, как именно некондиционный хладон попал на лодку, выделено из основного дела и отправлено Следственным комитетом в ГУВД Комсомольска-на-Амуре. То есть полиция теперь занимается тем, что Следственный комитет РФ должен был выяснить еще в 2008 году. В Комсомольске-на-Амуре концы этого дела добротно утеряны. Судя по всему, оно приостановлено «за отсутствием установления виновных». Хотя виновные — то есть фирмы, поставившие некондиционный хладон, — известны. В ближайших номерах «Новой газеты» мы попытаемся реанимировать это уголовное дело.

№ 105 / Милашина Елена / 06 октября 2011
Статьи из этого номера:

Прокурор Тихоокеанского флота отстаивает сушу

Подробнее

Студент — существо бесхвостое

Подробнее

Сборы в собрание

Подробнее