Авто

Правый руль скорее жив

Очередная угроза запрета праворульных автомобилей в России оказалась мнимой

Правый руль скорее жив


На днях российские информ-агентства в очередной раз взорвались «сенсационной» новостью о скором запрете правого руля в России. Ряд столичных изданий даже назвали точную дату конца праворульной эпохи —
1 июня 2012 года, когда вступит в силу техрегламент для стран Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Однако на поверку все оказывается совсем не так.

Прежде всего, разработка нового техрегламента для Таможенного союза — далеко не новость: проект этого документа с печальным для праворульщиков пунктом № 18 появился в интернете еще в декабре 2010 года. Но самое главное — то, что после ряда протестов федеральный центр в начале 2011 года сообщил встревоженным поклонникам подержанных «японок»: «по просьбам общественности» пункт о запрете правого руля будет вычеркнут из текста нового техрегламента.

Так что, по всей видимости, те, кто бьет тревогу сегодня, занимаются распространением «новости» едва ли не годичной свежести. Причем что важно: проект регламента предлагал «запретить выпуск в обращение», под которым понимался импорт; запретом эксплуатации уже ввезенных праворулек никто не угрожал даже в самом строгом варианте. Между тем теперь СМИ наперебой пишут: «ездить на таких машинах будет нельзя начиная с 1 июня 2012 года», «среди сюрпризов — полный запрет на эксплуатацию машин с правым рулем», «запрет не коснется уже ввезенных и поставленных на учет автомобилей, но такое положение ничего не меняет, так как неправильные автомобили невозможно будет ни эксплуатировать, ни получить на них талон техосмотра» и т. п. То есть мы имеем дело не только с распространением устаревших и уже не соответствующих действительности сведений, но и с превратным (расширительным) толкованием этих самых сведений. Иные комментаторы даже пытаются связать вступление регламента в силу с президентскими выборами-2012: мол, специально решили сначала провести выборы, а только потом с особым цинизмом ударить по автомобилистам…

Точки над «i» в очередной раз обстоятельно расставил популярный автомобильный ресурс Drom.ru, тщательно следящий за праворульными и не только перипетиями. «Все эти слухи к делу отношения не имеют: некогда существовавший пункт 18, предполагавший запрет на ввоз автомобилей из Японии, был исключен из проекта более полугода назад, — сообщил Drom.ru. — Сейчас ограничения есть только на ввоз автобусов с правосторонним расположением рулевого управления. Цитата из актуального проекта технического регламента: «22. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 и М3 (автобусы. — Прим. Drom.ru), у которых вход и выход пассажиров предусмотрены с левой стороны по ходу движения транспортного средства. В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям. Ознакомиться с полным актуальным текстом документа может любой желающий на официальном сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/db/techreglam/Documents/ТР%20КолесныеТС.pdf».

То есть сохраняется статус-кво в виде запрета на правый руль в Казахстане и Белоруссии, а равно в виде отсутствия этого же запрета в России.

Другое дело, что в силу непомерно задранных пошлин праворульная ойкумена все равно сжимается, словно шагреневая кожа; и никто не гарантирует введения тех или иных дополнительных запретов в более или менее отдаленном российском будущем (кстати, в 2009 году, переезжая на ПМЖ в Калининград, владивостокский астролог Александр Ремпель предрек правому рулю невеселое будущее: «Запретят, не позже 2012 года»). Но сейчас паниковать преждевременно. Поэтому ограничимся пока ремаркой о том, что на праворульном фронте — без перемен. Пока.

ПОД ТЕКСТ

Во вторник жизнеспособность правого руля в России высочайше подтвердил первый вице-премьер Игорь Шувалов, прибывший в Приморье с очередной пиаровской поездкой (он, напомним, возглавил список приморских единороссов на выборах в Госдуму, хотя менять правительство на парламент явно не собирается).

«У наших партнеров по Таможенному союзу было пожелание вывести праворульные автомобили за рамки технического регулирования на всей территории Таможенного союза — это Беларусь, Казахстан и Россия. Но мы понимаем, что это было бы очень болезненно для всего Дальнего Востока. Я обещаю: все, кто владеет праворульными автомобилями, могут спокойно ездить на них, если им так удобнее. Так что, если волнуетесь, успокойтесь и успокойте других. Выдавливания праворульных машин с рынка мы не допустим», — приводит заявление Шувалова РИА PrimaMedia.

С одной стороны, звучит оптимистично, с другой — подобные заявления оставляют неприятное послевкусие. Если «понимают, что это болезненно» — зачем было взвинчивать импортные пошлины и несколько раз грозить запретом правого руля? Получается, одной рукой правительство вот именно что выдавливает правый руль с рынка, а другой обещает этого же не допустить — явный разнобой. Или так: Шувалов предлагает защитить правый руль от самого же себя и своих друзей-соратников. Впрочем, все становится понятнее, если принимать слова Шувалова за то, чем они, видимо, и являются, — то есть за сугубо предвыборные обещания, которые принято потом забывать. Можно вспомнить, что не далее чем минувшим летом за правый руль во Владивостоке неожиданно заступился еще один высокопоставленный функционер — депутат Госдумы от ЕР Владимир Пехтин, хотя он же парой лет ранее фактически поддержал разгон демонстрации владивостокских автомобилистов отрядом «Зубр». Все объясняется просто: Пехтин надеялся попасть в первые строчки списка приморских кандидатов-единороссов в Госдуму, а когда с этим не срослось — Приморье забыл и вот теперь возглавил список той же партии в Архангельской области, взявшись решать проблемы архангельского ЖКХ и начисто забыв о правом руле.

№ 108 / Авченко Василий / 27 октября 2011
Статьи из этого номера:

«Молодые люди получат по максимуму»

Подробнее

Чиновник — существо упертое

Подробнее

«Пожарные» вопросы

Подробнее