Авто

Страсти по правому рулю

В Казахстане не оставляют надежд на запрет правого руля в России

Страсти по правому рулю


В связи с образованием Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии по крайней мере в одной из этих стран, а именно в Казахстане, не оставляют надежды «пробить» запрет на ввоз праворульных автомобилей в Россию. Мотивация проста: раз в Казахстане этот ввоз с 2007 года запрещен (надо сказать, тогда президент Назарбаев своим решением подложил изрядную свинью не только казахским любителям правого руля, но и дальневосточному автобизнесу: у здешних коммерсантов исчезла часть клиентуры, а в приморских портах зависли сотни невостребованных автомобилей), то теперь, мол, ситуацию нужно как-то приводить к общему знаменателю, иначе что ж это за единое таможенное пространство

Депутат казахстанского сената (и, кстати, экс-начальник Государственного таможенного комитета Казахстана) Гани Касымов в начале декабря заявил на заседании соответствующей палаты республиканского парламента: «В условиях, когда мы вошли в Таможенный союз, у нас… вообще никаких границ нет… А в России этот момент разрешается (ввоз праворулек. — Ред.). Часть территории, особенно восточная часть территории, в праворульном состоянии автолюбители… И сейчас этот поток хлынет в Казахстан. Нам надо принять решение: или мы просим Россию запретить праворульные машины, как у нас по законодательству, или мы вновь открываем шлюзы, нашим автолюбителям открываем разрешение на то, чтобы они приобретали праворульные машины. У нас уже был большой скандал… Надо эту проблему упреждающе решать» (цитируем по tengrinews.kz). Касымов обратился с депутатским запросом о правом руле к правительству Казахстана.

Что получается: с одной стороны, федеральный центр неустанно заверяет дальневосточников, что никто на правый руль покушаться не будет. Совсем недавно это в очередной раз подтвердил вице-премьер Шувалов, и хочется верить, что имело место не предвыборное обещание (хотя не удивимся, если в отместку за тот разгром, который устроили владивостокцы «Единой России» на выборах 4 декабря, Шувалов возьмет свои слова назад). Однако представители Казахстана, как видим, по-прежнему пытаются надавить на Россию. И даже если это у них не получится, очередные приступы нервозности нам обеспечены на много лет вперед. А тут еще добавляется глумливая реклама в эфире владивостокского радио: «Не боюсь больше патруль — в моей машине левый руль» (рекламируют фирму, которая возит к нам машины из Америки).

В эти дни корреспондент «Новой во Владивостоке» оказался как раз в столице Казахстана и мог констатировать: праворульные автомобили попадаются в Астане буквально на каждом шагу. Видимо, в свое время их навезли столько, что они будут ездить еще очень долго, благо эксплуатацию не запретили. Казахи, поглядывая на соседнюю Киргизию, где правый руль никто не запрещал, ностальгируют по старым временам: «В Кыргызстане нет запрета на праворульные автомобили. Количество продающихся «японцев» напоминает о временах расцвета «правого руля» в Казахстане, ими не только заставлен весь базар, существует большое количество мини-рынков по всему Бишкеку… Бестселлер — Honda Odyssey второго поколения. За свежепригнанный Odyssey 2000–2002 гг. просят 6,30–8,5 тыс. долларов… 7,5–9 тыс. долларов просят за кроссовер CR-V 1999–2000 гг. Из популярных в Алматы моделей часто встречается Nissan Cefiro (1999–2002 гг., 4,5–6,5 тыс. долларов), Toyota Vitz (2000–2001 гг., 5–6 тыс. долларов), Subaru Legacy (2000–2002 гг., 6–8 тыс. долларов), Subaru Forester (1998–2002 гг., 5,5–9 тыс. долларов)» — цитируем по bnews.kz. Правда, нужно еще учитывать местную покупательную способность, но все равно сравните с сегодняшними ценами на владивостокском «Зеленом Углу» и поблагодарите Москву за «заботу».

К середине декабря информагентства принесли обнадеживающие известия: оказывается, комиссия Таможенного союза наконец приняла единый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», который вступит в силу в июне 2012 года. Вроде бы, согласно пункту 19 данного регламента, в России запретят постановку на учет праворульных автобусов и микроавтобусов, тогда как легковые автомобили под запрет не попадут. Правда, возникает вопрос, где пролегает граница между легковыми и «микриками»: многие из последних числятся в легковой категории В. Означает ли это, что запретят ввоз всех микроавтобусов, в том числе полюбившихся приморцам «ноахов», «серен» и «делик»? Или же речь идет только о тех автобусах, которые можно использовать для коммерческой перевозки пассажиров? Вопрос открытый, да и кто поручится, что инициативы из Казахстана, подобные предложению Касымова, рано или поздно не найдут поддержку в Москве?..

ПОД ТЕКСТ


В начале декабря 2011 года в Москве на 13-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction было представлено второе издание документального романа «Правый руль», написанного журналистом «Новой во Владивостоке» Василием Авченко и впервые изданного московским издательством Ad Marginem в 2009 году. Новое издание, вышедшее также в Ad Marginem в новой обложке, дополнено главой-послесловием под названием «Корч». Ожидается, что в скором времени обновленный «Правый руль» доберется и до магазинов Владивостока (уже сегодня книга доступна в интернет-магазинах, например ozon.ru/context/detail/id/7547814).  

№ 116 / Кузьмичев Егор / 22 декабря 2011
Статьи из этого номера:

«Единая Россия» приросла жириновцами и эсерами

Подробнее

Дойдут ли «оргвыводы» до Владивостока?

Подробнее

Надо идти

Подробнее