Место событий

Готово ли Приморье к ВТО?

Виктор Горчаков — о плюсах и минусах вступления России во Всемирную торговую организацию

Готово ли Приморье к ВТО?

Уже летом 2012 года Россия должна стать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). О том, какие плюсы и минусы может принести этот шаг России и отдельно взятому Приморью, журналистам рассказал председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков:

— Вступление России в ВТО началось в 1993 году, но если быть до конца честным, вступление в эту организацию, которая называлась тогда GATT (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), началось еще в Советском Союзе — эта история началась с господина Андропова. Моя позиция состоит в том, что вступление России в ВТО — нужный шаг. РФ имеет объем в мировых внешнеторговых сделках всего лишь около 2 %. Зная свое реальное место в мировом балансе, мы просто не можем не считаться с существующими правилами игры. Главная идея ВТО — снятие всяких барьеров и преград, мешающих развитию международной торговли, производству продукции, доступности товаров для потребителей.
Вступление России в ВТО делит наше общество на две части: те, кто за, и те, кто против. Дело в том, что пребывание в ВТО накладывает на всякую страну значительные ограничения: мы теряем часть суверенитета. Это тема, которую КПРФ при ратификации в Госдуме будет активно использовать для торпедирования соглашения.

Нет оснований ожидать, что вступление в ВТО принесет нам всеобщие блага по всем направлениям. Одна из проблем связана с сельским хозяйством. Спор возник о масштабах господдержки сельского хозяйства в РФ. В начале 2000-х годов Россия говорила о 14 млрд долларов в год. Это было встречено в штыки: считается, что, если государство поддерживает сельское хозяйство, оно создает неравные условия. Нас стали «осаживать», в итоге остановились на 9 млрд — это потолок. Это не страшно, потому что на сегодняшний день РФ осуществляет поддержку на уровне около 4 млрд,  то есть имеется запас. Кроме того, есть много хитростей. Под поддержкой понимается прямая поддержка производства сельхозпродукции, но есть обходные маневры: можно, например, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры на селе, что не считается прямой поддержкой производителей.

По некоторым видам промышленности мы потеряем позиции, а по другим — вполне в состоянии конкурировать. Например, в том, что связано с атомной энергетикой, с космосом, — мы в состоянии состязаться и, наверное, можем сохранить позиции. Думаю, в ближайшее время выйдем на такой же уровень по информационной промышленности, по электронике. Уже можем состязаться по качеству продукции пищевой промышленности (другой вопрос — себестоимость). Слабые позиции у нас с машиностроением — эта отрасль требует больших затрат и времени на разгон.

До сих пор участие иностранного капитала в России было ограничено, а теперь банковский капитал и страховой капитал войдут на территорию РФ. Хорошо это или плохо? Для владельцев страхового и банковского бизнеса — плохо, потому что условия, предлагаемые западными банками и страховыми компаниями, более выгодны. Для населения РФ это хорошо. То же самое — с продовольствием: на ряд товаров снижаются таможенные сборы, то есть в магазинах сможем покупать продукты по более низкой цене — по крайней мере, мы надеемся на это. Это касается и лекарств. Надеемся, что снятие ряда ограничений приведет к приходу на территорию РФ иностранных строительных фирм.

Автобизнес — мы надеемся, что, поскольку таможенные сборы на автомобили будут уменьшены, должна упасть и цена. Упадет ли она на самом деле — сказать трудно, потому что есть всякого сорта уловки, которые государство может пытаться осуществлять при окончательном отпуске товара покупателю.

Условия конкуренции для наших производителей ужесточаются. В сложном положении окажутся, например, свиноводы. Речь идет о том, что мы должны улучшить качество своей продукции, чтобы она соответствовала мировым стандартам. В конце концов, должен выиграть потребитель. Производительность труда у нас в три-четыре раза ниже, чем в европейских странах, энергозатраты на производство в два с лишним раза выше. Если мы закрытая страна, какой был Советский Союз, — нет проблем, мы сами определяли цены. Если же мы открыли границу и стали участниками общего разделения труда, если рядом с нами производится более качественная продукция — давайте производить такую продукцию у себя.

Что потеряет Приморье? Железная дорога, пароходство, авиация уже фактически работали в рамках ВТО, участвуя в международных соглашениях. Наше сельское хозяйство действительно может пострадать. Поэтому мы сейчас заинтересованы в том, чтобы вступать в кооперацию с Республикой Корея. Наверное, придут и японцы — они объявили о своей заинтересованности, чтобы использовать современные технологии. Не в обиду нашим будет сказано, но мы знаем, что происходит на полях, которыми занимался почетный консул Новой Зеландии во Владивостоке Мартин Тейт: они взяли кусок земли в Хорольском районе и с помощью американских специалистов по агротехнике дали увеличение урожая в четыре раза — на нашей земле, в нашем тяжелом климате. Примерно такие же результаты дают южнокорейцы. Это вопрос эффективности, вопрос современных технологий. Есть позитивные примеры — например хозяйство Сидоренко в Суражевке, наша национальная гордость. Или хозяйство Стаценко в Михайловском районе: они внедрили в Осиновке на площади почти 1000 га озимую пшеницу, которая дала урожай 48 центнеров с га, то есть в два с лишним раза выше, чем в среднем по Приморскому краю. Причем без китайцев, без нитратов. На территории Приморского края можно получать более высокий урожай, но это требует ответственности, труда, технологий…

Что касается поддержки социально значимых предприятий, то есть много лазеек, которые позволят нам обойти жесткие требования и «проявить гуманизм». Самый классический пример — Китай: Китай отмечает 10-летие вступления в ВТО, но постоянно нарушает почти все законы ВТО! Они все время поддерживают своих производителей, и мы специально изучаем практику Китая в этом вопросе.

№ 118 / Макаров Василий / 12 января 2012
Статьи из этого номера:

Готово ли Приморье к ВТО?

Подробнее

Рядовой рейс

Подробнее

Ходорковский: одиссея за правым рулем

Подробнее