Место событий

Держись, Америка!

Танкер из Владивостока стал спасителем жителей городка на Аляске

Держись, Америка!

Странно формируется отечественное, в том числе и приморское, информационное пространство. Событие, которое вот уже неделю не сходит с первых полос американских и канадских газет и топ-новостей, выходящих в прайм-тайм на ведущих телеканалах, у нас остается фактически не замеченным. Между тем главный герой этого события — танкер «Ренда» (судовладелец — компания «РИМСКО», порт приписки — Владивосток). Танкер, ради выполнения рейса которого было специально сделано разовое исключение из федерального законодательства США.

Напомним, что в силу ряда причин американские поставщики не успели в навигационный период завезти достаточное количество топлива в небольшой городок Ном, расположенный на западном побережье Аляски. Когда стало окончательно ясно, что доставленного топлива до новой навигации не хватит, американские власти обратились за помощью к российскому судовладельцу. В начале декабря танкер «Ренда» снялся в рейс с задачей доставить в Ном 4 тысячи тонн (как говорят по принятым у себя стандартам сами американцы, 1 миллион 300 тысяч галлонов) топлива — 3 тысячи тонн керосина и 1 тысячу тонн бензина. Часть груза «Ренда» приняла на борт в одном из азиатских портов, вторую часть — в Датч-Харборе (Алеутские острова, США). Т. е. на последнем этапе перевозка осуществлялась между двумя американскими портами, фактически в каботажном режиме.

Однако на территории США еще с 1920 года неумолимо действует так называемый Акт Джонса, более точно именуемый Законом о торговом флоте. Согласно этому документу грузы между американскими портами могут перевозить только американские суда, которые должны быть построены в Соединенных Штатах, должны принадлежать американским гражданам и зарегистрированы согласно законам Соединенных Штатов; весь комсостав на этих судах и по крайней мере три четверти команды должны быть американскими гражданами. Откровенно протекционистский закон, защищающий американский рынок труда и морских перевозок. К слову, подобный закон действует и в России — каботажные перевозки должны осуществляться исключительно под российским флагом. Другой вопрос, что в отличие от США у нас его нарушают налево и направо при полном попустительстве властей.

Специально для осуществления рейса «Ренды» разовое исключение из Акта Джонса было проведено через американский сенат, а 30 декабря департамент национальной безопасности это исключение утвердил.

Вот что пишут американские газеты: «Для американцев, выросших в эпоху холодной войны, даже одна мысль о зависимости от русских представлялась совершенно невероятной. А сейчас американцы, честно говоря, рассчитывают на Россию, голову змеи бывшего Советского Союза.

И на этот раз — не для доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию, хотя и туда американцы не могут добраться без русских.

На этот раз русские пришли на помощь, отправив танкер ледового класса «Ренда» в Ном, на Аляске, жителям поселка, в котором оказались опасно маленькие запасы топлива в зимних условиях. Это помощь, которую в полной мере могут оценить только аборигены полуострова Сьюард.

Потенциально жизнь большинства жителей Нома зависит от этой спасательной миссии — доставки топлива русскими.

Спасибо, Москва».

Для американцев, похоже, вся Россия — Москва (что, впрочем, не так далеко от истины). Однако приятно осознавать, что эту миссию выполнили наши земляки из Владивостока.

А вот строки из канадского издания: «Русский нефтяной танкер прибыл в конечный пункт на Аляске и встал на якорь примерно в 460 ярдах от берега, откуда топливо будет переправлено по льду в город Ном.

Джейсон Эванс, председатель правления Sitnasuak Native Corp., сказал, что танкер прибыл прошлой ночью и что получено разрешение на заморозку льда вокруг корабля, чтобы сделать ледовое покрытие еще крепче.

В воскресенье утром специалисты обошли судно вокруг и проверили лед, чтобы убедиться в его безопасности для переправки топлива.

Эванс говорит, что нужно около четырех часов, чтобы проложить шланг для перекачки 1,3 миллиона галлонов топлива.

Без этой доставки город с населением 3500 человек на западном побережье Аляски, которая переживает самую холодную зиму с 70-х годов, остался бы без топлива в марте или апреле».

Под каждой публикацией в интернет-версиях изданий — сотни восторженных комментариев.

Мы связались с президентом компании «РИМСКО» Фазилом Алиевым, который для контроля ситуации еще на прошлой неделе вылетел в Ном. Вот что он рассказал:

— Честно признаться, я не ожидал, что будет такой резонанс. Сейчас с нами уже связываются и представители правительства России, интересуются, как идет работа. Ведь это же яркий пример плодотворного сотрудничества двух стран, проверка нашей способности приходить друг другу на помощь. Как только я прилетел, со мной сразу встретилась мэр Нома — госпожа Дениз Майклс (Denise Michels), которая выразила искреннюю благодарность от всех жителей города. А дети встречали наш танкер, стоя на берегу с плакатом: «Русские, спасибо за помощь!» Думаю, что для полной перекачки топлива на берег нам потребуется еще несколько дней. А затем «Ренда» снимется в очередной рабочий рейс.

№ 119 / Островский Андрей / 19 января 2012
Статьи из этого номера:

Держись, Америка!

Подробнее

Время «черной» пропаганды?

Подробнее

Мусор в твердой валюте

Подробнее