Здравоохранение

Замучаетесь пыль глотать

Экспорт угля создает Приморью серьезные экологические проблемы

Вывоз угля через приморские порты вызвал серьезное беспокойство ученых, посвятивших этой теме заседание Координационного совета (КС) по проблемам экологии Приморского края. «Выбор места для угольного терминала — дело географов. Такие терминалы требуют особых сооружений, а приспосабливать действующие порты — неверный подход. Возникает масса коллизий между желанием предпринимателей заработать и интересами местного населения. Отказ Японии от АЭС увеличит спрос на уголь, а значит, проблема обещает быть затяжной и тяжелой», — считает председатель КС доктор геолого-минералогических наук Борис Преображенский (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН).

На заседании были названы как минимум три болевые точки: порт Посьет, залив Находка (порт Восточный) и Владивостокский морской рыбный порт. В Посьете, как заявил Борис Преображенский, «идет запыление всего и вся, но местное население куплено», поскольку порт, с одной стороны, предоставляет посьетцам работу, а с другой — местные жители бесплатно получают уголь для отопления. Между тем, как говорит кандидат биологических наук Дмитрий Вышкварцев (Институт биологии моря ДВО РАН), бухты Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллада, окружающие порт, являются не только памятниками природы, но и самыми продуктивными в стране бухтами по воспроизводству всевозможной биомассы, для которой запыление моря несет гибель. Есть вопросы и по экспортным компаниям, работающим в районе Находки. Что касается Владивостока, то здесь тревогу подняли жители чуркинской улицы Тополевой, обратившиеся в КС с жалобой на угольную пыль повсюду — от подоконников до детских площадок. По словам Преображенского, в ответ на обращение КС транспортной прокуратурой уже начата проверка. Однако представители рыбного порта усомнились в том, что пыль исходит именно от них. Ученым пришлось брать пробы — как в самом порту, так и на Тополевой, в том числе в песочницах. Оказалось, что, во-первых, уголь везде один и тот же, во-вторых — что это не антрацит, как указано в имеющейся у порта лицензии (антрацит почти не пылит), а каменный уголь из Кузбасса и Забайкалья, дающий много пыли.

Но и Владивосток, и Находка, и Посьет — случаи частные, тогда как проблема носит системный характер. По словам замруководителя Дальневосточного НИИ морского флота (ДНИИМФ) Евгения Новосельцева, имеющиеся в Приморье порты изначально не готовы к цивилизованной перегрузке угля, так как старые нормы не пересматривались, а значит, нужно начинать с обновления законодательства. Более того, имеются поручения премьер-министра Путина о наращивании мощностей железной дороги и дальневосточных портов для экспорта угля. «Надо быть к этому готовыми, занять активную позицию, чтобы хотя бы новые порты, которые здесь появятся, были экологически чистыми, на европейском уровне. Переоборудовать имеющиеся порты гораздо дороже, чем сразу строить как полагается. Поэтому надо готовить конкретные предложения от специалистов. Сами чиновники никогда не будут инициаторами чего-то нового», — говорит Новосельцев.

Координационный совет намерен донести позиции участников заседания до краевой администрации и других структур. «Угольная проблема важна и сейчас, и в будущем, этим мы еще наедимся по уши, поэтому нужно скорее обратить на нее внимание органов власти», — считает Борис Преображенский. По его мнению, некоторые участки приморского побережья должны стать «табу» для размещения любых промышленных объектов. Зато, как считает ученый, идеальное место для обустройства глубоководного порта можно найти в районе залива Стрелок и поселка Дунай.

№ 128 / Кузьмичев Егор / 22 марта 2012
Статьи из этого номера:

Владимир Владимирович. Приморская версия

Подробнее

Замучаетесь пыль глотать

Подробнее

«Я живой!»

Подробнее