Культура

Меридианы русского кино

От «Маркса» до «Войны»

Меридианы русского кино


Три недели осталось до старта юбилейного — десятого международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». Что вошло в программу «Кино России», корреспонденту «Новой во Владивостоке» рассказал программный директор МКФ стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров.

О рабочем кино

— Фильм Светланы Басковой «За Маркса» будет показан на фестивале, но сама Светлана, к сожалению, не сможет приехать. Нам бы очень хотелось, чтобы она здесь была, потому что фильм получился неожиданный, нестандартный, его можно долго обсуждать. Картина привлекает к себе внимание темой, к которой давно не обращались российские кинематографисты. Это — рабочий класс. В ленте практически не показана жизнь вне заводов, вне предприятия, речь идет о профсоюзах и о том, как эти профсоюзы пытаются противостоять своим Хозяевам. Капиталистическая ситуация — на Западе такое происходило сплошь и рядом, к этому все привыкли, у нас такого не было. Баскова решила показать, что может случиться, если все-таки такое произойдет. Некий авторский взгляд на современный рабочий класс, и думаю, что фильм можно назвать и экспериментом, так как не припоминаю за 10 лет работы кинофестиваля какую-нибудь артхаусную или даже простую работу на тему рабочего класса в современной России. Ну разве что «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, но «За Маркса» — это нечто… совсем иное.

Отцы и дети

— На одном из этапов Кубка мира по биатлону в одной гонке принимали участие отец и дочь. Это была смешанная эстафета, и получилось так, что дочь бежала с отцом. Вот и в этом году в программе «Кино России» сразу два фильма, один из которых снял отец, а второй — сын. Более того, обе картины будут в специальном показе «К 400-летию окончания Смутного времени и восстановления Российской государственности» (в рамках программы «Кино России»). Речь идет о работах Александра Прошкина «Искупление» и Андрея Прошкина «Орда». Третий фильм в этом спецпоказе — картина, на мой взгляд, выдающегося русского режиссера Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Андрей Сергеевич, несмотря на то что сейчас занят созданием нового сценария, нашел для нас время и приедет во Владивосток. С ним будет творческая встреча, и он лично представит свой фильм. Андрей Прошкин также приедет на фестиваль и представит зрителям картину «Орда».

Молодые и заслуженные

— В этом году программа довольно сбалансированная и интересна помимо фильмов еще тем, что удалось собрать вместе картины молодых и заслуженных режиссеров. Вполне вероятно, что те, кто посмотрит всю программу «Кино России», смогут создать свое впечатление о том, что происходит в настоящий момент в российском кино.
В программу вошла комедия Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит». Довольно смешная, с большим количеством «звезд» — начиная с Сергея Шнурова и заканчивая Александром Яценко. Это, наверное, можно назвать неким «Кино в кредит». Кроме того, Борис Хлебников тоже приедет на фестиваль и проведет мастер-класс «Кино за 100 тысяч», основываясь на опыте своего фильма.  
Из «молодых и заслуженных» в программе «Кино России» — картины Михаила Сегала «Рассказы» (диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон»). Очередной тонкий, лирический и трагикомичный фильм Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит» (был одним из кандидатов на фильм-открытие фестиваля). Новый фильм Сергея Лозницы «В тумане», который не попал в конкурсную программу, потому что Сергей Владимирович будет у нас в жюри, вместе с Алексеем Федорченко (его работа «Четвертое измерение» представлена в «Лучшей программе «Панорамы»). Что касается победителя последнего «Кинотавра» Павла Руминова, то его фильм «Я буду рядом» включен в конкурсную программу «Меридианы Тихого», сам Павел приедет представлять работу. Возможно, вместе с исполнительницей главной роли — актрисой Машей Шалаевой.

Актуальная документалистика

— Мы рады, что у нас будет показана картина Андрея Грязева «Завтра» и сам режиссер приедет ее представлять. Здесь мы постараемся устроить обсуждение после просмотра фильма, о котором, несомненно, стоит поговорить. В одном сеансе с «Завтра» поставлена короткометражная работа «Тысячница» документалиста Владимира Виноградова — о жизни известного русского блогера, пожилого пользователя социальной сети Энгелины Тареевой. Это документальное кино о женщине, существующей в иной системе координат, нежели герои «Завтра» — арт-группа «Война». И вот этот стык — сравнения героев, он любопытен.

Производство Россия — Грузия

— Последний фильм, по поводу которого мы дольше всех вели переговоры, — это картина Георгия Параджанова «Все ушли». Символичное название — они все ушли. То поколение изумительного, грузинского кино, на котором выросли многие, постарело: актеры, режиссеры... Примечательно, что эта культурная связь осуществляется совместным производством — Россия — Грузия. Автор, может, и не хочет, чтобы эта связь распалась, но те, кто будет ее поддерживать, — они уходят. Символично еще и то, что главную роль сыграл Автандил Махарадзе, блестящий актер, которого зрители тогда еще Советского Союза запомнили навсегда по фильму Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Тогда эта картина стала настоящим кинофлагом перестройки, этапным моментом в жизни общества. И то, что сейчас Махарадзе опять играет главную роль, — это другое, другой образ, своей игрой он чуть ли не ставит точку во всей этой удивительной истории наших отношений с грузинской культурой, с грузинским кино — очень грустный фильм. Лучше всего, наверное, назвать его пасторалью, как называется одна из лент Отара Иоселиани, который, кстати, тоже приедет на юбилейный кинофестиваль, проведет мастер-класс, откроет выставку и представит свой старый, но нестареющий фильм «Фавориты луны».

№ 151 / Наумчик Наталья / 30 августа 2012
Статьи из этого номера:

Апофигей неправосудности

Подробнее

В кабинетах из кожи

Подробнее

Заткнуть диакона Баранова

Подробнее