Авто

«Мазда» по-приморски

Во Владивостоке начинается сборка японских кроссоверов

«Мазда» по-приморски


В минувший четверг во Владивостоке состоялось открытие совместного предприятия Mazda Sollers Manufacturing Rus, на котором будут собираться леворульные японские автомобили Mazda двух моделей — среднеразмерный седан Mazda-6 нового поколения и кроссовер CX-5. Собирать «мазду» начинают на той же площадке в районе Луговой, где ООО «Соллерс-Дальний Восток» выпускает корейские внедорожники SsangYong. Если учесть, что уже зимой здесь может начаться выпуск внедорожников Toyota Land Cruiser Prado, то слова гендиректора ОАО «Соллерс» Вадима Швецова о появлении в Приморье «автомобильного кластера» кажутся вполне обоснованными.

Появления на церемонии президента РФ никто не ожидал — лучший друг журавлей, только что прибывший во Владивосток на саммит, грянул подобно грому среди ясного неба. Из-за этого часть приглашенных журналистов вынужденно остались за пределами территории предприятия — их отсекли сотрудники ФСО. Зато пришедшие пораньше даже не подверглись досмотру и проверке документов. Те, кто не раз работал на мероприятиях с участием Путина, знают, что это практически нонсенс.

За трибуной и у трибуны стояли представители японской стороны, президент Путин, первый вице-премьер Шувалов, которого в городе в последнее время можно встретить чаще, чем иных местных депутатов, главы головного «Соллерса» и «Соллерс-Дальний Восток» Вадим Швецов и Александр Корнейчук, губернатор Миклушевский. Швецов деловито шептался то с Путиным, то с Миклушевским; мэр Пушкарев, полпред Ишаев и советник президента Левитин почему-то скромно стояли в сторонке, с народом. Главными героинями действа выступили две «мазды» — красная и синяя, привезенные во Владивосток, как говорят знающие люди, в собранном виде. Но рядом уже можно было наблюдать налаженный конвейер, с которого в нужную секунду своим ходом сошла первая владивостокская Mazda CX-5 белого цвета.

— Открытие предприятия прежде всего полезно для людей, которые проживают здесь. Потому что они привыкли уже к технике, которая здесь (очевидно, имеется в виду Япония. — Прим. ред.) производится. Разница только в том, что это новая техника по сравнению с тем, что они получали раньше, — заявил на церемонии Путин. Разница, конечно, и в цене; впрочем, стоимость владивостокских «мазд» пока неизвестна.

Г-н Путин, по всей видимости, лукавит, потому что не может не знать: почти вся продукция автозавода «Соллерс-Дальний Восток» реализуется в европейской части России, чему способствует не только сложившаяся конъюнктура авторынка, но и предоставленная государством льгота на перевозку машин по железной дороге на запад (на Дальнем Востоке продается лишь 4–5 % произведенных здесь автомобилей). Руководитель владивостокского «Соллерса» Корнейчук, правда, ранее давал понять, что и без этих преференций предприятие не пропадет. Но Путин подчеркнул, что поддержка будет сохранена: «Государство с первых шагов поддерживало этот проект. Чтобы обеспечить экономику проекта, мы приняли решение по субсидированию перевозок продукции, произведенной здесь, в европейскую часть РФ. И эта поддержка будет продолжена до тех пор, пока проект не станет твердо на ноги в этом регионе». Все это позволяет предположить, что большинство приморских «мазд» тоже будет продаваться в Москве и Петербурге.

Президент Mazda Такаши Яманучи сообщил, что уже в октябре во Владивостоке стартует серийное производство кроссовера CX-5, а весной 2013 года – седана Mazda-6 нового поколения, только что представленного на Московском автосалоне. На первом этапе мощность предприятия составит 50 тысяч автомобилей в год, дойдя затем до 100 тысяч. Вадим Швецов подтвердил планы перехода от «отверточной» сборки к производству полного цикла: «Для этого мы уже утвердили инвестиции в объеме около 350 млн долларов. Буквально через два месяца здесь начнется большая стройка, к нам подведут природный газ».

Газ от газпромовской «трубы» — вопрос для предприятия больной. Ранее Александр Корнейчук заявлял: «Труба до нас не дошла в те сроки, которые были записаны в протоколе председателя правительства. Трубу довели до Луговой. Те люди, которые отвечали за этот вопрос, не вникли в тот факт, что Луговая — еще не «Соллерс». Осталось всего 800 метров, это неделя работы, но между той точкой, где труба находится сейчас, и нами — несколько собственников». Пока газ не подведен, переход на полный цикл со сваркой и окраской нереален. Но, судя по словам Швецова, вопрос решается.
Г-н Швецов также сообщил, что планируется наладить выпуск во Владивостоке автокомпонентов — пластиков, автостекол, элементов подвески, узлов электроники, причем не только для обеспечения российского спроса, но и для экспорта в Японию и Корею.

В завершение гости исчеркали капот «мазды»-первенца памятными надписями. «Хочу домой в Японию» никто не написал — ограничились автографами и благими пожеланиями.

№ 153 / Кузьмичев Егор / 13 сентября 2012
Статьи из этого номера:

«Мазда» по-приморски

Подробнее

Альтернативный саммит

Подробнее

Путин в цугцванге

Подробнее