Культура

Театральный разъезд

В главном театре края — юбилейная неделя

Театральный разъезд


На этой неделе в Приморском академическом краевом драматическом театре имени Горького сразу два события — сегодня исполняется 65 лет художественному руководителю театра Ефиму Звеняцкому (эту должность он занимает уже около 30 лет! — Ред.), а в субботу юбилей отметит уже сам театр, которому исполняется 80 лет.

«Что за праздники? — спросит досужий читатель. — Даты-то не особенно круглые…» Но это, скажем мы, подход не диалектический. Театр дарит нам праздник круглый год — праздник драмы и комедии, праздник высокого искусства.
И сегодня мы празднуем вместе с театром!
От младших — старшим!

Мы знакомы с прошлого века. На самом деле интересно: он из Амурзета, я — из Казахстана, а работаем в Приморском крае! Мы разные по возрасту, по характеру, по жизненным интересам... Но он больше и дольше в театральном деле. У него, у Ефима Семеновича Звеняцкого, есть чему поучиться. И да хранят и помогают господь Бог и власть Звеняцкому и Театру. Пусть присутствует успех, ведь его нужно поддерживать своим непростым трудом. Силы Вам и долгих творческих лет. Искренне Ваш собрат, Театр молодежи.

Главный режиссер Виктор Галкин

О моем однокурснике

Звеняцкий — это эпоха.
Не знаю другого среди режиссеров, кто бы еще столько лет бессменно управлял крупным театром на провинции. Полагаю, его ожидает статья в «Книге рекордов Гиннесса», но еще не скоро, потому что он, судя по всему, намерен жить и творить еще очень долго…

Он, как великий кормчий, перевел утлую театральную ладью по бурным волнам перестройки восьмидесятых и перестрелки девяностых, сменив жанр идеологических спектаклей и интеллектуальной драмы на мюзиклы и зарубежные коммерческие хиты, умудряясь для души вставлять между ними этапные постановки Чехова, Островского, Шекспира, Пушкина.

…Он поставил легендарную и суперпопулярную русско-еврейскую дилогию «Биндюжник и король» — «Поминальная молитва», собравшую все призы зрительских симпатий. Он создал уникальный для России эстрадно-театральный феномен «Шоу Ефима Звеняцкого», стартовавший в августе 91-го, во времена былинного ГКЧП, и обновляющийся по сей день. 35 лет тому назад он сплотил вокруг себя группу начинающих артистов, ныне сплошь народных и заслуженных, и прошел с ними все этапы своего пути, оставаясь верным им и безошибочно надеясь на их любовь и преданность.

Театральные люди за глаза называют его Фимой. Замечено, что так вот, ласково-фамильяно, величают тех руководителей, которых не только любят, но и побаиваются: Гога, например… Зяма…Фима… Он ласков и улыбчив, но ссориться с ним обычно не рискуют.

Его обаяние не знает преград. Он — медийное лицо, узнаваемое и любимое политиками и бизнесменами, домохозяйками и интеллигентами, полицейскими и студентками…

Он учился режиссуре у Евгения Симонова, посещал репетиции Анатолия Эфроса, занимался в лаборатории Георгия Товстоногова. При этом выработал свой, особенный и неповторимый постановочный стиль, по которому всегда узнаешь своеобразного и крупного мастера сцены.

Подозреваю, что, как и у любого успешного человека, у него имеются завистники и тайные недоброжелатели. Но и восхищаются им многие — я в том числе…

Лет 10 тому назад в рейтинге приморских знаменитостей он занял первое место, опередив, страшно сказать, самого губернатора, причем тот даже не обиделся…

Он еще в XX веке понял, каким будет век XXI, и в новых условиях отстоял в российском театральном искусстве достойное место для Приморского театра имени Горького, который сделал академическим и которому верно служит уже 45 лет — начиная с первого выхода на сцену еще в студенческие годы.
Я не знаю, что можно ему еще пожелать, кроме здоровья. Будь здоров, Фима!

Виктор БУСАРЕНКО,
главный режиссер Приморского театра кукол

Народный артист России Владимир СЕРГИЯКОВ:

— Большая часть моей жизни как артиста связана, конечно, с Ефимом Звеняцким. И думаю, что я очень хорошо знаю его и как человека, и как художника.

Я искренне завидую его неиссякаемому оптимизму, его бьющей ключом энергии. Я восхищаюсь его умением слышать и понимать людей; поверьте, это дано далеко не каждому.

С другой стороны, я не менее высоко ценю его способность отстаивать свои убеждения до конца, его неукротимое желание добиваться наилучшего результата, его решимость и способность сказать твердое «нет!» в той ситуации, когда ничего говорить уже нельзя.

Он много лет работал главным режиссером, последние годы является художественным руководителем академического театра. Но это всё — только титулы, слова… Главное — то, что он уже более тридцати лет является нашим лидером. Человеком, который абсолютно точно знает, куда, к каким целям он ведет театр.
Дорогой Ефим Семенович! Спасибо вам огромное за всё! А главное — за то, что не уволили меня после того, как я однажды уехал на рыбалку (вы-то помните, как и когда это было) и не успел вовремя вернуться, а вы вместо меня отыграли спектакль!..

Народный артист России Александр СЛАВСКИЙ:

— В 1977 году я окончил Институт искусств, и моей первой главной ролью стала роль в спектакле «История одной любви» по повести Анатолия Тоболяка. Это был первый спектакль, поставленный Ефимом Звеняцким в качестве режиссера на сцене театра имени Горького. Ровно 35 лет прошло с тех пор, все эти годы не единственным, но, безусловно, главным режиссером для меня остается Ефим Семенович.

…У нас не очень большая разница в возрасте, тем не менее для меня он — любимый учитель в профессии, я говорю эти слова абсолютно искренне и честно. Это человек неуемного таланта и кипучей энергии. И вместе с тем очень рисковый. В 32 года, сразу после окончания Высших режиссерских курсов, он стал главным режиссером театра в Комсомольске-на-Амуре. Позвал меня, еще целый ряд коллег, буквально вчерашних выпускников. И мы поехали к нему, потому что верили в него и в его талант.

В 37 — главный режиссер Приморского краевого театра имени Горького. Он тогда уже был мудрым, опытным, знающим человеком. Мы вернулись во Владивосток вместе с ним.

…Он мне давал такие роли, о которых я и мечтать не мог: Клавдий, Понтий, Годунов, Иванов. Каждая из них кажется потолком, но он всякий раз ставит новые задачи, старается поднять планку еще выше…

…Считается, что режиссер, художественный руководитель — это по определению диктатор. Так вот я хочу сказать, что Звеняцкий — человек удивительно терпеливый и терпимый. Самая главная, на мой взгляд, его черта как художественного руководителя состоит в том, что он не просто и не только любит актеров, что само по себе уже очень важно, но и с не меньшей любовью относится к вспомогательным театральным службам, к работникам наших цехов — музыкантам, костюмерам, гримерам, декораторам, осветителям…

…Я не уверен, что сумел бы стать тем, кем я стал, с другим режиссером.

…Ну и возвращаясь к тому, о чем я уже говорил — о мудрости и терпении Звеняцкого. Дорогой и любимый Ефим Семенович, спасибо, что до сих пор не уволили! За всё…

Заслуженная артистка России Лариса БЕЛОБРОВА:

— Всю свою актерскую жизнь я проработала с одним главным режиссером и художественным руководителем — Ефимом Звеняцким. Может быть, с другим было бы лучше? Не знаю… Есть такая пословица — «От добра добра не ищут». И я благодарна судьбе, которая свела меня с этим человеком. С этим удивительным источником таланта, юмора, энергии. Уверена, что и мне, и моим коллегам очень повезло.

…Коллеги вспоминают разные смешные и нелепые случаи, которые иногда случались в жизни и которые могли привести к увольнению… Хотя кто же уволит таких блестящих артистов, которые собраны сегодня в академическом театре имени Горького? У меня подобного, пожалуй, не было, хотя однажды тоже чуть не опоздала на спектакль: в тот день я, наверное, поставила рекорд по бегу от фуникулера до театра… Но был другой случай. Я была еще совсем молодой актрисой и была беременна первой дочкой. У меня был сильнейший токсикоз, который выражался в том, что мне все время хотелось соленых семечек. А надо вам сказать, что семечки в театре, тем более возле сцены, — это один из самых страшных грехов, которые только возможны в нашей профессии. Я же не могла удержаться даже между репетициями… Звеняцкий ничего не сказал…

С ним вообще всегда очень комфортно, потому что он умеет понимать, чувствовать, слушать и слышать.
Я безмерно благодарна ему за последние спектакли — «Товарищ» и «Жена, любовница, сиделка», в которых он доверил мне главные роли.

Хотя за все время работы чего только не бывало! И ругались, и спорили, и ссорились.
Но главное чувство одно — бесконечная благодарность!..

Заслуженная артистка России Светлана САЛАХУТДИНОВА:

— Я искренне поздравляю любимого режиссера, с которым в этот театр мы пришли одновременно. Я безмерно благодарна ему за годы нашего творческого союза. Именно он сформировал меня как актрису, он, фактически, построил тот академический краевой драматический театр, который сейчас существует и, надеюсь, радует нашего требовательного и искушенного зрителя.

…Недалеко от кабинета художественного руководителя театра висит дружеский портрет Звеняцкого, подаренный ему на один из прошлых юбилеев. Если смотреть издалека — портрет и портрет. Но если подойти поближе, то видно, что на самом деле это своеобразный пазл, мозаика, где каждая деталь — это, в свою очередь, портрет одного из актеров его театра. И не просто фотография, а рисунок той или иной роли.
Я думаю, это самый точный образ. Потому что главный режиссер, художественный руководитель — это, прежде всего, его актеры, которых он вырастил и которые воплощают на сцене все его замыслы.
Спасибо вам огромное, дорогой Ефим Семенович, за все, что вы сделали для театра, для каждого из нас!
И отдельное спасибо за то, что не уволили меня из театра, когда я однажды сильно опоздала на спектакль, а в репертуаре стояла «Поминальная молитва» (вы не представляете, какой я испытала ужас!), потому что в тот день переводили часы, а я не уследила за этим безобразием…

№ 159 / "Новая" во Владивостоке / 25 октября 2012
Статьи из этого номера:

Оздоровительная дума

Подробнее

Дело майора Матвеева: продолжение

Подробнее

"Его похитили ваши спецслужбы"

Подробнее