​Через барьеры к экранам

В Санкт-Петербурге впервые прошел Международный медиафорум (СПММФ), продемонстрировавший неразрывность экранного пространства

​Через барьеры к экранам


Организованный «Роскино» форум оказался в отличие от десятков одноликих кинофестивалей актуальным событием, привлекшим профессионалов из 57 стран. Это уже не первый подход к проведению столь масштабного смотра в культурной столице. Но, пожалуй, впервые он обрел очертания системного многопланового события, соответствующего времени.

КИНО

СПММФ не конкурирует с Московским кинофестивалем, но предлагает иные формы сосуществования экранных медиа. Вместо конкурса (традиционно слабого, потому что лучшие картины разбирают другие фестивали) именные программы фестивальных отборщиков и известных кинокритиков: лучшие фильмы Канн, Венеции и Локарно (выбор Александра Мамонтова и Бориса Нелепо), секция талантливых фильмов о тинейджерах («TEEN SPIRIT» Алексея Медведева), программа о знаменитых политиках ХХI века от Михаила Трофименкова, а также фильмы национальных кинематографий («РОЖДЕНИЕ НАЦИИ»), лучшие новые документальные музыкальные фильмы (NON FICTION), культовая научная фантастика («N-L-PO»), фильмы из Северной Кореи («KOR-KOR»)…

Весь этот многокрасочный карнавал кино разместился на многих киноплощадках города (к примеру, свою «Новую подружку», картину, восхитившую мировую критику, в кинотеатре «Аврора» представлял режиссер Франсуа Озон), в рамках биеннале визуальных искусств, каким продемонстрировал себя Петербургский медиафорум, кинопоказ — всего лишь часть общей «экспозиции».

Индустриальная платформа обосновалась в исторических стенах «храма торговли» — Биржи на стрелке Васильевского острова. Когда-то Пудовкин здесь снимал эпопею «Конец Санкт-Петербурга». В январе, когда выбирали место обитания СПММФ, «храм торговли» находился в плачевном состоянии. Замерзающую без отопления полуразрушенную Биржу подлатали, провели интернет, разукрасили в стиле современного искусства, что подчеркнуло духовную связь медиафорума с еще одним масштабным событием, прошедшим в Петербурге, — «Манифестой». Что примечательно: и то, и другое мероприятие прошло под эгидой 250-летия Эрмитажа, которому теперь принадлежит и здание Биржи. В дни форума она превратилась в огромный муравейник с сотами кинорынка, горящими демонстрационными экранами, залами для конференций, застекленными кабинками для переводчиков. Деловая жизнь наполнилась мастер-классами ведущих экспертов в области новых медиа, рынком копродукции и стартапов (будущих проектов, производство которых только начинается и нуждается в сопродюсерах, соинвесторах), диспутами на «больные темы».

Открылась деловая программа дискуссией «Золотой век пиратства на исходе?». Судя по всему, правообладатели, бьющиеся за поправки в антипиратском законе, готовы перейти в наступление. Если западные участники конференции, такие как вице-президент Warner Bros. по антипиратской деятельности Тревор Олбери, призывали в основном к просветительскому подходу («Красть кино — то же, что воровать кроссовки в магазине») и развивать удобные и недорогие платные сервисы, то российские продюсеры угрожали: «Если не удастся укротить поисковиков, распространяющих контрафакт, будем наказывать потребителя». Продюсер Александр Акопов назвал «Яндекс» и Google главными пиратскими ресурсами мира и России: «Если бы их владельцы решили покончить с воровством контента, это бы случилось в одночасье». Замминистра связи Алексей Волин призывал правообладателей к жестким мерам самозащиты. Кто-то предложил пригласить в помощь хакеров. Говорили и том, что в новом законе будет введена категория «Недобросовестный сайт», которая позволит закрывать не отдельные вкладки и страницы, а весь ресурс.

Более оптимистичной была дискуссия о способах заработка на цифровых медиа и интернете. Бен Ху, глава компании The Cheezburger Network (выросшей из сайта с фотографиями котиков и видео падающих людей), призывал коллег не пытаться сразу урвать большой куш, а собирать крохи с большого числа людей. Сам он поднял сборы компании до рекордных цифр, собирая по полмиллиарда просмотров в месяц, что привлекло гигантские инвестиции.

Бешеными темпами развивается платное видео по запросу (Video on Demand). Одно из исследований, обнародованное на форуме, выявило любопытный факт. Догадайтесь, кто в первых рядах армии зрителей, поддерживающих кошельком новое арт-кино, доставленное «на диван» по цифровой, кабельной, — спутников Сети? 30-летние женщины. Из тех, кто привык следить за репертуаром, хочет «быть в курсе», но сидит дома с детьми.

Безусловно, российский рынок серьезно отстает от мировых продаж платного видео (в Бразилии, например, зафиксировано уже 90 миллионов подписчиков). Но и у нас цифровой рынок растет. Еще год назад — 6 млн, сегодня — уже 15 миллионов.

Говорили и о буме «вторых экранов». На рынке распространено более 100 приложений: рекламные, рекомендательные сервисы и телегиды, линейки сериалов и полнометражных фильмов, шоу и других телевизионных событий… «Телевизор больше не управляет вниманием», — утверждает исследование The New Multi-screen World, проведенное совместно Google и Ipsos. Зритель обзавелся планшетом, смартфоном. Теперь он самостоятельно (или с помощью digital-консультантов) решает, что смотреть.

Да, технологии развиваются космическими темпами, и в это самое время главным «жителем» кинотеатра останется аттракцион. Все умное арт-кино постепенно «мигрирует» в home-video. А ведь арт-директор «Трайбека» Фредерик Боайе напомнил увлекшимся коммерцией коллегам, что настоящий кинопоказ — это ритуал.

На дискуссионных площадках искали варианты «счастливых свиданий» с любимым фильмом, способы приручить зрителя разных возрастов и вкусов к легальному просмотру кино. Изучали опыт работы синефильских сервисов. Оказывается, существуют компании, всерьез исследующие саму материю «эмоции», которую, как выяснилось, можно замерять, превращать в цифру. И потом — как в фантастических кинохитах — преобразовывать на 3D-принтере.

О квотах практически не спорили, в среде профессионалов очевидно: это самоубийственная мера… Или возможность для депутатов-кликуш (и примкнувших к ним кинематографистов, призывающих запретить американское кино) заявить о своем существовании. По мнению продюсера Сергея Сельянова, при 50-процентной квоте на российское кино кинотеатры закроются через месяц.

Еще один вопрос мучает профессионалов. А зритель — кто? Если в кинотеатрах прочно прописался тинейджер, то средний возраст российского телезрителя — 50 лет. Это с одной стороны. С другой — «второй экран» (планшет, смартфон, айфон) отменил горизонтальное деление публики на отцов и детей. Аудитория нынче делится по способу восприятия экранной картинки. «Папики» — это утонувшие в телике. «Смотрящие вперед» — выбравшие IP, digital-доставку видеоматериала. Не выпускающие из рук планшетов. При этом публика — не «консервант», она изменчива, как ртуть. Президент компании «Амедиа» (ей принадлежит крупнейшая библиотека знаменитых сериалов) Александр Акопов привел любопытный пример. Когда-то доля фанатов «Аншлага» на канале «Россия» составляла 35% (примерно 20 миллионов зрителей). И во время показов телеромана «Идиот» цифры были примерно те же. «Что вы думаете, косную «аншлаговую» аудиторию расстреляли и взамен ее перед экраном посадили тонких учительниц и начитанных библиотекарш?»

На панели копродукции продюсеры зазывали партнеров, кто как умеет. В Чехии вдохновились идеей фильма о советском поэте Анне Барковой, отправленной в ГУЛАГ и живописавшей свою одиссею. Теперь ищут российских партнеров. Завершается совместная с европейскими компаниями работа над фильмом «Синдром Петрушки» по роману Дины Рубиной, с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. Снимаются дежурные жанровые блокбастеры и экспериментальные фильмы (Борис Юхананов задумал «Синюю птицу», в которой любознательных Тильтиль и Митиль сыграют старейшие актеры Театра Станиславского — Владимир Коренев и Алевтина Константинова). Но всем им нужны средства для продвижения к зрителю.

Непросто запустить кинопроект в долгое плавание. Государство на развитие денег не дает. Продюсер Сергей Сельянов в какой-то степени этот пробел восполняет. Он организовал на частные деньги фонд «Точка зрения», проводит конкурс перспективных проектов. Международное жюри назвало победителей. Гранты получили продюсеры фильма «Тридцатая любовь Марины» (по роману Владимира Сорокина) — Ангелина Никонова, Юлия Мишкенине, Ольга Дыховичная, а также продюсер фильма «Никто нигде» Настя Павлович. Фильм, действие которого будет разворачиваться на Крайнем Севере, среди оленей и оленеводов, уже согласился снимать оператор Михаил Кричман.

Плотное расписание форума не исключало импровизации. Полной неожиданностью для продюсеров, пришедших представлять свои новые кино и анимационные проекты, оказался аукцион в пользу благотворительного фонда «Антон тут рядом» (сопровождение людей с аутизмом), организованный генеральным продюсером медиафорума Екатериной Мцитуридзе. Она настолько эмоционально просила поделиться средствами руководителей раскрученных компаний, что многие участники форума выразили готовность ежемесячно жертвовать — от 1000 до 50 000 рублей. Некоторые из продюсеров, сказать по правде, с деньгами расставались неохотно, но сработал фактор публичности. В итоге минут за 10 собрали более 3 млн рублей.

Любопытно, что форум, в котором приняли участие 2700 профессионалов, был организован и проведен компанией «Роскино» без участия Минкульта (ММКФ государство выделяет 240 млн рублей на 2 года). Зато энергично подключилась к медиафоруму команда губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, поддержали Михаил Пиотровский и Александр Сокуров — оба вошли в Попечительский совет СПММФ, как и генеральный директор Каннского кинорынка Жером Пайар. И на 10 дней Петербург был вовлечен в жизнь медиафорума (главные мосты затрепетали зелено-фиолетовыми флажками, на афишах кинотеатров появились программы показов, а на Невском — фестивальные плакаты). Возможно, впервые на территории России кино/теле/интернет забыли об условных границах, возникло общее неделимое пространство, где экономика и творчество вступили в живой диалог.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ЕКАТЕРИНА МЦИТУРИДЗЕ, ГЛАВА «РОСКИНО», ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР СПММФ:

— Когда мне предложили сделать новую концепцию взамен питерского кинофорума, который за много лет так и не приобрел репутации, я проанализировала ошибки и поняла: прежде всего необходимо отказаться от конкурса и организовать рынок, объединяющий все экранные сферы. Сегодня к этому идут все фестивали. Берлин и Санданс добавили секцию digital, в Канне возникла интернет-площадка, ТВ-секция создана в Торонто и Трайбеке. В организации этого многосложного мероприятия я регулярно сверялась с людьми, мнение которых для меня значимо. Это Сергей Сельянов, Александр Сокуров, Александр Акопов, Федор Бондарчук, Жером Пайар, Джей Пенски (владелец «Пенски Медиа корпорейшн». — Ред.) Их советы помогали ориентироваться, в правильном ли направлении мы двигаемся. Мы многому учились. К примеру, нам пришлось заниматься стройкой. Мы починили систему отопления Биржи, провели интернет, поставили новые электрогенераторы, построили туалеты, разработали дизайн и раскрасили все стены и лестничные проемы. Идя на первую встречу с Михаилом Пиотровским, я волновалась, но он нас сразу поддержал, предупредив лишь, что нам придется серьезно вложиться, чтобы привести здание в рабочее состояние. Когда в январе мы начинали работу, мы недооценивали предстоящие сложности. Не только экономические, но и в политической сфере. И все же большинство коллег из разных стран не отказались приехать. Всех нас объединяет преданность профессии. Крайне важно для российской культуры сегодня — не оказаться в заложниках у политики. В самом замысле форума заложено стремление проникать сквозь стены и барьеры, возведенные между различными видами экранного творчества, сквозь границы непонимания между людьми и странами. В этом я вижу суть любого проекта в области культуры.


АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, РЕЖИССЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ «К.Л.А.С.», УЧЕБНОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ:

— Надеюсь, этот форум — большое, емкое, всеевропейское дело — станет традицией Петербурга, как и наша киношкола. Мы собрали молодых людей, которые представляют не меньшую надежду для культуры и российского кинематографа, чем выпускники кинематографических вузов. Я рад, что наконец-то здесь началось дело, и дело очень серьезное и непростое.


СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ КОМПАНИИ СТВ, ПРОДЮСЕР:

— Культурная столица — это не навсегда, всегда нужно ее строить, поддерживать. И в Петербурге ничего подобного медиафоруму не было. Ни по уровню участников, ни по организации. Ну, собственно, и в России тоже. Мне это особенно приятно: я просто живу в Петербурге.


ФРЕДЕРИК БОАЙЕ, АРТ-ДИРЕКТОР КИНОФЕСТИВАЛЯ «ТРАЙБЕКА»:

— Мне нравится все в этом форуме: сама идея — мы обсуждаем здесь будущее

кино и телеиндустрии, оцениваем новые проекты, место проведения вообще выше

всяких похвал, Санкт-Петербург потрясает. Организация медиафорума соответствует лучшим международным стандартам, так же как и его наполнение.

Источник: Лариса Малюкова