Место событий

И все-таки они вернулись

Во Владивостоке увидела свет уникальная книга

И все-таки они вернулись


Эта книга просто не могла не появиться. Потому что без нее морской статус Владивостока был бы как-то не полон. Не все ж фейерверки над волнами пускать да гонять голоногих барабанщиц в морских форменках. Море — не только праздник. И морская профессия — не только романтика дальних странствий и радость встреч. На шкале специальностей труд моряка отнесен к категории опасных, о чем напоминает не только колокол в далекой лондонской конторе Ллойда, но и главное, Морское кладбище во Владивостоке и памятник морякам торгового флота в центре города.

Теперь появилось еще одно напоминание: вышла в свет книга «В порт приписки не вернулись» — своеобразный справочник судов Дальневосточного морского пароходства, нашедших свою гибель в морской пучине. Крайне редко — без жертв, чаще — со всем экипажем…

Ее автор — Алексей Александрович Михайлов, человек, отдавший морю более 40 лет, счастливо соединивший в себе профессионализм моряка с лучшими качествами настоящего историка — публиковать только тщательно выверенные факты. Отсюда — предельный лаконизм в описании каждой из приведенных морских трагедий. Ведь о любой катастрофе можно написать минимум очерк, максимум — книгу. А можно ограничиться таким, к примеру, текстом: «Теплоход «Тавричанка» (серия «Повенец»), построен в 1967 году в Ростоке, ГДР, на верфи «Нептун», капитан — В. Н. Попов, …экипаж 26 человек. 11 ноября 1976 года снялся с портов КНДР (Чхонджин, Хыннам) с грузом 1999 тонн стали в прутках и 800 тонн цинка в чушках назначением на порты Гонконг и Манила. Последняя точка нахождения судна — 30 градусов 56 минут с. ш., 125 градусов 55 минут в. д. 14 ноября в 24.00 установлено отсутствие очередного сеанса радиосвязи. 15 ноября в район предполагаемого расчетного местонахождения судна были направлены суда ДВМП, позднее подключились суда ПМП, Минрыбхоза, спасательные суда ТОФ и японских морских спасательных служб. За время поисков обнаружены тела восьми погибших моряков на двух спасательных плотах. Наиболее вероятными причинами гибели являются смещение груза и опрокидывание судна».

Рядом, на этом же развороте, — фотография «Тавричанки» и детальная карта места происшествия.

Таких в книге — 74 разворота.

23 судна погибло во время войны,

51 — в мирное время.

Уникальные фотографии, судовые роли с пометками напротив фамилий тех, кто погиб, и тех, кто выжил и был спасен.

74 судна, сотни фамилий погибших. Все они — наши земляки, все уходили в рейсы от владивостокских причалов, надеясь, что вернутся к этой земле и к этим сопкам. Не вернулись. Их могилы — по всему Мировому океану, от Арктики до экватора.

Книга Алексея Михайлова стала им еще одним памятником. Герой Социалистического Труда и почетный гражданин Владивостока, старый полярный капитан Вадим Абоносимов в своем отзыве об этой книге верно заметил: «Этот поистине энциклопедический труд войдет пусть траурной, но достойной строкой в историю орденоносного Дальневосточного морского пароходства».

Погибшие пароходы и члены их экипажей вернулись памятью. Теперь уже навсегда.

№ 215 / Островский Андрей / 28 ноября 2013
Статьи из этого номера:

Административное приближение Востока

Подробнее

Инициатор — ЮАР

Подробнее

Плюс газификация Приморья

Подробнее