Авто

Колеса великой эпохи

Экспонаты нового технического музея заводятся и ездят

Колеса великой эпохи

Владивосток — город автомобильный. Это видно не только по мертвым пробкам и забитым машинами дворам, но и, например, по тому, что теперь у нас целых два музея автомотостарины, причем оба — частные. Первый — тот, что на Сахалинской, — создал много лет назад энтузиаст Николай Шульжицкий. Второй открыт на днях коллекционером ретротехники Анатолием Козицким и расположен на Садгороде (ул. Грязелечебница, 21). 

Музей Козицкого вырос из военно-патриотического клуба «Техника ХХ века». Поэтому в приоритете здесь — техника отечественная и военная. В глаза бросаются танки — замерший железный поток. От модели к модели прослеживается эволюция: растут хоботы пушек, приземистыми, как у краба, становятся башни, поверх брони отрастает активная защита… Вот знаменитая «тридцатьчетверка», а вот «Т-62» — такие отметились в Праге и на Даманском. 

Танки — с обанкротившегося недавно бронетанкового ремонтного завода № 206 (Уссурийск). Туда они поступали после списания — под разделку. Стояли разбитые, обесчещенные, со сбитыми башнями… «Их уже выкупили было москвичи, но вывезти не успели — я перекупил», — говорит Козицкий. На Уссурийском авторемонтном заводе танкам вернули первозданный облик. Теперь хоть на парад, хоть в бой. Разве что не стреляют. 

Скоро коллекцию пополнит «Т-18», он же «МС-1» — первый советский танк (с французскими корнями). Маленький, смешной, но зато воевавший на Хасане…

— Вся техника — на ходу, восстановлена с применением оригинальных запчастей. Бывает сложно завести танки — «родных» аккумуляторов уже нет. Но наш «Т-34», например, даже зимой заводится прекрасно, — с гордостью говорит Анатолий Козицкий. — Вся начинка — настоящая. 

Рядом стоят первые БТРы и БРДМы — угловато-неуклюжие, не похожие на те, к которым мы привыкли. Под навесом — семейство советских грузовиков, ветеранов войны и труда. У нас все-таки была великая эпоха, о чем мы, выросшие на «японках», забываем. Отличим «корсу» от «терсела», но запросто спутаем «восьмерку» с «таврией». Легковушки собраны в павильоне: «запорожцы», «волги» имени Деточкина, «москвичи», «ЛуАЗы»… А на воздухе отдыхают владивостокские трамваи, которые чаще видишь на картинах Черкасова, чем «в натуре». 

Одна из здешних машин стала кинозвездой. «Победу»  из коллекции Козицкого приобрела съемочная группа фильма «Территория» (по роману Олега Куваева о поисках золота на Чукотке после войны) и увезла в Анадырь. 

— Она принадлежала директору Дальзавода, потом попала в Дальнегорск… Не хотел с ней расставаться, но пришлось выручать кинематографистов, — говорит Козицкий. — Наверное, заберем ее назад. Мы с таким условием ее и продавали. Деньги тут не главное.

За иномарками Козицкий не гоняется, но это же Владивосток — и вот мы видим праворульный «Датсун-16» 1937 года (марку Datsun потом сменят на Nissan, а Datsun’ом станет любимый рыбаками пикап той же фирмы).

— На этом «датсуне» ездил японский адмирал. Когда наши войска в 1945 году вступили в Китай, машина попала в 5-ю армию… Мы не собираем иномарки, но от нашей истории нельзя отказаться. Так же к нам попали и трофейные «фиаты». А вот лендлизовских машин нет. С удовольствием бы приобрел «студебекер». Да вообще все бы приобрел, но нужна поддержка властей, — говорит Анатолий Козицкий. — Нет, речь не о деньгах. И вообще на музее я не зарабатываю — у меня другой бизнес. Мне Шойгу уже написал: он готов продать мне старую военную технику по цене металлолома. Но ему нужно письмо от нашего губернатора, который бы поддержал наше ходатайство, подтвердил, что здесь действительно музей…

Всего не перечислить — здесь выставлено около полусотни единиц. Это не просто история техники — это история страны. Наша страна, как и остальное человечество, воевала и воюет — то на своей, то на чужой территории. У каждого из танков и автомобилей — своя биография, и не всегда мирная.  

В лесах Садгорода, между Транссибом и Амурским заливом, прячется засадный танковый полк, тот самый наш бронепоезд с запасного пути. История куда ближе, чем кажется. Ее можно осязать, слышать, обонять. Особенно это чувствуешь, когда воевавший в Сталинграде «Т-34» с грохотом заводится, выплюнув клуб сизого дыма, и с лязгом разминает затекшие гусеницы. 

№ 238 / Василий АВЧЕНКО / 22 мая 2014
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

Палки в колесах

Подробнее

Приморье, которое нас теряет

Подробнее

Рыбные места

Подробнее