Авто

Палки в колесах

Очередные проблемы с техосмотром: предпринимателей делят на «своих» и «чужих»

Палки в колесах

Владивосток — самый автомобильный город России, если считать в машинах на душу населения. Казалось бы, положение обязывает его быть и самым удобным городом для автомобилистов. Но нет: дороги у нас таковы, что даже те, кто не выбирается за городскую черту, предпочитают внедорожники, парковок не хватает, а пробки превращают средство передвижения в недвижимость на колесах. Сегодня, впрочем, поговорим о другом — о техосмотре. Как оказалось, передача соответствующих полномочий от МВД гражданским структурам — не панацея: «оборотней», похоже, хватает и без погон…

Техосмотр по-новому

Техосмотр нередко называли процедурой излишней: мол, грамотный автомобилист самостоятельно следит за исправностью автомобиля, а разгильдяй способен за неделю «убить» даже новое авто. Не зря в свое время президент Дмитрий Медведев даже предлагал отменить в России техосмотр, сохранив его лишь для такси, автобусов и т. п. В итоге, однако, такое предложение было сочтено излишне радикальным, и техосмотр в России сохранили. Но ввиду жалоб на коррумпированность полицейских подразделений (талоны техосмотра массовым порядком продавались без фактического освидетельствования автомобиля) данные функции вывели из компетенции МВД и «привязали» к обязательному страхованию автогражданской ответственности — ОСАГО. 

С 2012 года техосмотр перестал быть государственным, перейдя в руки предпринимателей. Право определять, кто может работать на данном рынке, передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Теперь компании, получившие аккредитацию в РСА, проводят техосмотр и выдают диагностические карты. Только при наличии этой карты страховые компании выписывают автомобилисту полис ОСАГО, без которого эксплуатировать авто нельзя. РСА заинтересован в том, чтобы операторы техосмотра подходили к своим обязанностям серьезно, ведь чем больше неисправных автомобилей окажется на дорогах, тем больше риски у страховщиков. Поэтому союз вправе проводить проверки и в случае выявления тех или иных нарушений лишать аккредитации компании, проводящие технический осмотр.

Это — в теории. На практике получается хуже. Российский союз автостраховщиков применяет оказавшиеся в его распоряжении рычаги столь интересным образом, что уместно ставить вопрос о появлении «своих» и «не своих» фирм, занимающихся техосмотром. Последним приходится тяжело: их деятельность, зачастую по очень странным предлогам, пытаются приостановить. Или же настоятельно предлагают вступить в региональное «некоммерческое партнерство», находящееся, как сказали бы в 90-е, «под крышей» у РСА. За членство в партнерстве нужно платить дополнительно. 

Вот и выходит, что поборы и барьеры, в конечном счете отражающиеся на рядовых автомобилистах, никуда не делись — только изменили свой характер и конечных, так сказать, бенефициаров. До идиллической картины свободной конкуренции чтящих закон предпринимателей, которым никто не мешает работать, нам еще далеко.

Выездная проверка как способ борьбы с конкурентом

Теперь — к конкретному примеру, подтверждающему все вышесказанное. 

Сеть автомагазинов ИП Филиппеня хорошо известна автомобилистам. Максим Филиппеня — один из самых заметных во Владивостоке предпринимателей, занимающихся «автомобильно-бумажным» сервисом: техосмотр, страховки, до недавнего времени — транзитные номера… Когда техосмотр передали в частные руки, Филиппеня вложил серьезные средства — 12 млн рублей — в оборудование стационарных и передвижных пунктов техосмотра (ПТО): Владивосток, Спасск-Дальний, Уссурийск… Это не «шарашкины конторы» — все выполнено в соответствии с имеющимися правилами. Укомплектованы ПТО не людьми «с улицы», а специалистами, имеющими высшее или как минимум среднее техническое образование плюс необходимый стаж работы по специальности. В итоге, не без гордости говорит Филиппеня, он сейчас — самый крупный в крае игрок на этом рынке. А рынок техосмотра в Приморье куда шире, чем, например, в соседнем Хабаровском крае: и стоимость техосмотра у нас выше, и автомобилей больше. Годовой оборот здесь составляет, по грубым прикидкам, 400–500 млн рублей. 

Все бы ничего, но тут предпринимателю начали втыкать палки в колеса. Во Владивосток прибыла из Москвы выездная проверка РСА, нашла в деятельности ИП Филиппеня ряд нарушений и решила, что его работу следует приостановить — «до устранения». 

Само по себе это звучит, может, не так и страшно — и нарушения случаются, и проверки не зря придуманы. Но дьявол, говорят, в деталях. Ряд вопросов вызывают и основания выездной проверки, и сам ее ход. Не говоря о подоплеке, связанной с конкуренцией на данном рынке.

Рассказывает Максим Филиппеня: «В приказе о проверке были указаны двое представителей РСА: И. В. Климаков и А. В. Мелеха. На деле вместе с ними вошел третий человек, мне неизвестный. Основанием для проверки назвали жалобу, поступившую из Партизанска на один из моих мобильных пунктов техосмотра. Но почему-то стали проверять не эту передвижку, а стационарный пункт во Владивостоке, на улице Русской. Я бы мог их вообще не впускать… Перелопатили все документы. Выясняли, сколько у меня клиентов по месяцам. Интересовались расценками на услуги, ценообразованием — словом, всей информацией коммерческого характера. Пошли осматривать оборудование — тоже втроем. Потом оказалось, что этот третий — мой прямой конкурент: индивидуальный предприниматель Владимир Пикалов, у которого пункт техосмотра находится неподалеку от моего! То есть в присутствии конкурента у меня узнавали информацию, составляющую коммерческую тайну. 

Выездная проверка может длиться до пяти дней — они все «проверили» за три часа. Выявленные недостатки — отдельная песня. Например, попеняли на то, что у меня нет тормозного стенда — но при наличии прибора «Эффект», который у меня имеется, тормозной стенд не нужен. Пришли к выводу, что деятельность всех моих пунктов ТО нужно приостановить, хотя проверили только один, если это вообще можно назвать проверкой. Да, новый закон о техосмотре и постановление правительства — сырые, недоработанные, это я как юрист говорю. Но нужно же соблюдать закон, который есть…

Мне дали понять, что, если бы я вступил в «некоммерческое партнерство»,  меня бы так придирчиво не проверяли. Но я и так только за аккредитацию плачу РСА 95 тысяч рублей в год. За членство в партнерстве придется платить еще 90 тысяч — спрашивается, за что? В нашем регионе это партнерство называется «Приморская организация технического контроля автотранспорта» — сокращенно ПОТКАТ, соображаете, с каким словом рифмуется? Куда пойдут эти деньги — мне неизвестно. А возглавляет это самое партнерство тот самый предприниматель Пикалов, у которого четыре своих ПТО». 

По словам Максима Сергеевича, аналогичная проверка прошла и у нескольких других местных предпринимателей, тоже не горящих желанием вступать в партнерство. «Мне это напоминает ситуацию, когда строителей буквально загоняли в СРО — саморегулируемые организации. Похоже, в нашей сфере началось то же самое: либо вступайте в партнерство, либо будут мешать работать — замучают проверками, постараются попросту выжать с рынка, — говорит Филиппеня. — Идти на принцип непросто, поэтому многие сейчас стоят перед выбором».

Итак, партнерство хотя и некоммерческое, но предприниматели за участие в нем должны платить. Невольно вспоминается рекламный ролик «МММ» из 90-х, герой которого Леня Голубков гордо говорил: «Я не халявщик, я — партнер!»… 

Кстати, показательно, что уже не первый год идут разговоры о возможном возвращении техосмотра из-под крыла РСА на старые — государственные рельсы. С таким предложением выступил еще в 2012 году полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко (с 2013 года — замгенпрокурора РФ), заявивший о неэффективности новой схемы. Но это пока не более чем разговоры.

Зачем нужны «партнеры»

Не дожидаясь завершения истории с проверкой, Максим Филиппеня отправился в Москву и встретился с одним из руководителей РСА, чтобы из первых рук получить информацию о создаваемых в каждом из регионов РФ партнерствах. Вернулся из столицы удрученный: ситуация оказалась еще более запущенной, чем казалось вначале. 

«Оказалось, что сегодня у РСА нет ни денег, ни возможностей, чтобы открывать в каждом регионе свои представительства и полноценно контролировать операторов техосмотра. Тогда в чьей-то умной голове и возникла эта идея: пусть операторы контролируют себя сами — через партнерства. Этим структурам планируется передать соответствующие функции. Вдумайтесь: партнерства, состоящие из операторов техосмотра, будут контролировать самих себя! Не абсурдно ли? — говорит Максим Филиппеня. — Здесь сразу же усматривается поле для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции. Понятно, что придираться эти структуры будут прежде всего к тем предпринимателям, кто откажется им платить и вступать в это самое партнерство. Может, мне тогда создать свое, альтернативное партнерство, членство в котором будет стоить один рубль, и тоже заняться проверками конкурентов? Здесь намечается явная коррупционная схема. Зачем тогда вообще техосмотр переводили под РСА? Они уже два года не могут наладить нормальный контроль, а мы платим им за нашу аккредитацию, то есть фактически их содержим». 

Предприниматель написал заявление в РУВД Советского района Владивостока — по факту незаконного доступа конкурентов к коммерческой тайне. Кроме того, Филиппеня направил обращения президенту РСА и в Центробанк РФ (на него с конца 2013 года возложены функции контроля над РСА). Если все это не даст результата, законность проведенной у него проверки придется оспаривать через арбитражный суд. «Иначе 20 моих сотрудников останутся без работы, не говоря об убытках», — говорит Филиппеня.

Но отмена результатов проверки — задача-минимум. Задача-максимум — наведение порядка в сфере техосмотра, как бы громко это ни звучало. Максим Филиппеня намерен решить проблему не частного, а общего порядка. Сама схема, при которой операторов техосмотра контролируют ассоциации этих же самых операторов, представляется ему абсурдной и коррупциогенной. «Надо или вообще техосмотр упразднить, возложив всю ответственность за состояние автомобиля на его хозяина, или передать функции контроля операторов техосмотра какой-то другой структуре. Иначе порядка не будет. Создаваемые сейчас партнерства только ухудшат ситуацию в этой сфере. Ни о какой свободной конкуренции говорить будет нельзя, — уверен Филиппеня. — Операторов начнут делить на своих и чужих. На членстве в партнерствах кое-кто будет попросту зарабатывать. Что до безопасности на дорогах, то она вообще никого волновать не будет». 

P. S. Максим Филиппеня намерен создать альтернативное некоммерческое партнерство приморских операторов техосмотра. Членские взносы за участие в нем будут такими, чтобы только покрывать расходы на бухгалтера. По всем вопросам можно обращаться к Максиму Сергеевичу по электронной почте: filmaxser@mail.ru.

№ 238 / Сергей ПАВЛОВ / 22 мая 2014
Статьи из этого номера:

Палки в колесах

Подробнее

Приморье, которое нас теряет

Подробнее

Рыбные места

Подробнее