Авто

О бедном распиле замолвите слово

Депутаты Думы Владивостока встают на защиту автомобилистов

О бедном распиле замолвите слово

«Распил» превратился в понятие политическое. Что лишний раз показал круглый стол, прошедший в Думе Владивостока. Напомним, если раньше и «конструкторы», и «каркасы», и собственно «распилы» (то есть автомобили, ввезенные из Японии по частям — в разных вариантах) спокойно ставились на учет, то с определенного момента ГИБДД стала аннулировать их регистрацию. Владельцы таких авто — в основном «добросовестные приобретатели» — стали лишаться права их эксплуатировать. В народе это называется «перевалить с больной головы на здоровую»: сначала некие лица в милицейских погонах преспокойно оформляли распилы, а потом другие люди в таких же погонах сказали, что ездить на этих машинах нельзя. 

Защитить не распилы даже как таковые, а их собственников пыталось Законодательное собрание Приморского края. Счет отменам регистрации уже идет на тысячи, а по дорогам ездят многие десятки тысяч машин, которые могут в любой момент оказаться вне закона. Да и ввоз распилов продолжается, пусть не в тех количествах, что раньше (в 2010 году Дальневосточное таможенное управление открыло свою базу данных для ГИБДД, и теперь по поддельной грузовой таможенной декларации — ГТД — оформить машину вроде бы невозможно, но это в теории). Один из главных защитников «распилов» в краевом парламенте — депутат Дмитрий Новиков — разослал массу запросов по инстанциям, но получил похожие «до степени смешения» отписки: аннулируем по закону, а кто недоволен — пусть идет в суд. В судах, правда, все заявления граждан (а их на начало 2014 года было 134) остаются без удовлетворения. 

В ответе депутату Новикову от 25 февраля с. г. за красивой подписью начальника УМВД по Приморскому краю Николая Афанасьева говорится, что «конструкторскими» вопросами в Приморье ведали начальник регистрационного подразделения (по-старому — МРЭО) Петров — он уволен, начальник отдела технадзора Палатовский — тоже уволен, заместитель последнего Тихонов (сокращен), а также сам начальник краевой ГИБДД Лысенко (уволен) и его заместитель Ефименко (сокращен). Практика вешать всех собак на уволенных известна; похоже, нам дается понять: все остальные не при делах. Но о вине кого-то из сотрудников ГИБДД или тем более о понесенном ими наказании за нарушения в оформлении конструкторов (а тем более за коррупцию) никто и нигде не говорит. Напротив, дальше в ответе говорится: «Степень участия сотрудников регистрационных подразделений… и их роль в легализации указанных выше автомашин органами дознания не установлена» (!). Из ответа на имя председателя ЗС Виктора Горчакова из УМВД по Приморскому краю: аннулирование проводят в соответствии с законодательством, в действиях сотрудников ГИБДД нарушений «не усматривается» (хорошая формулировка: может, нарушения и есть, но — не усматриваются). То же — в ответах краевого прокурора Бессчасного от 21 февраля и первого зама главного гаишника страны Швецова от 1 апреля (кроме шуток).

Теперь к делу подключилась Дума Владивостока. «Запрет на пользование своим имуществом противоречит Конституции. Надо принять какие-то разумные решения, чтобы добросовестные приобретатели не страдали», — считает председатель комитета думы по местному самоуправлению, правопорядку и законности Михаил Веселов, выступивший в роли ведущего круглого стола.

«Истцов» было достаточно — помощник депутата Новикова Геннадий Комарницкий («Ответственность должна быть солидарной, вину должны признавать все ведомства, которые участвовали в процессе»), представитель группы добросовестных приобретателей распилов Евгений Недбаев («Человек покупает машину, приходит в ГИБДД с подлинным ПТС, машину ставят на учет, а через два года регистрацию аннулируют — в чем человек виноват?»)… С «ответчиками» — хуже: и краевая госавтоинспекция, и органы прокуратуры приглашение на круглый стол почему-то проигнорировали. Зато пришедший человек из ГИБДД Владивостока подтвердил, что на распилах ездили и сами госавтоинспекторы. По словам г-на Комарницкого, и в УМВД по Приморскому краю такие машины уважают или, по крайней мере, уважали.

Интересно, что про безопасность распилов никто уже не говорит. Похоже, никого она на самом деле не волнует, как и случаи подделки ГТД сами по себе — мало ли кто и что у нас подделывает. Происходящее больше похоже на гнев государства по поводу хитроумности народа, нашедшего способ снизить таможенные платежи. Способ этот, кстати, вполне законный — за исключением тех случаев, когда подделывается ГТД на ввоз кузова. Но это касается только легковых распилов. А есть еще рамные внедорожники, кузов которых вообще не является номерным агрегатом. Есть «каркасы», когда кузов разбирается, но не режется (Комарницкий: «Технология сборки каркаса ничем не отличается от технологии, по которой работает Sollers»). Есть «честные» конструктора, когда за ввоз кузова платится пошлина в размере 5000 евро. Эти схемы, повторяем, легальны, но теперь под раздачу попали владельцы и таких машин.

Депутаты сошлись на том, что в «распильном» кризисе виноваты конкретные должностные лица из регистрационного органа краевой ГИБДД. Вот с ними и надо разбираться, а не с покупателями распилов. «Нам полтора года говорили, что ведутся проверки, ищутся виновные. Но в последнем ответе, полученном от УМВД в мае, говорится: проверки закончены, нарушений со стороны ГИБДД не найдено, уголовных дел возбуждено не будет, никто не виноват», — говорит Комарницкий. По словам депутата городской думы Станислава Примаченко, полумер в виде увольнения того или иного сотрудника недостаточно: «Этого мало, потому что именно эти люди занимались оформлением распилов. В Еврейской АО проверка выявила нарушения, подобные нашим, и там в отношении троих сотрудников возбуждены уголовные дела — уже что-то. А у нас все повесили на простого гражданина. Ситуация патовая, аннулирование продолжается, люди вынуждены идти в суды… Надо оставить в покое тех, кто приобрел такие машины и ездит на них, но следить за тем, чтобы больше таких случаев не было». 

По словам Михаила Веселова, комитет продолжит работу над решением этой проблемы. По нашим данным, комитет по региональной политике и законности краевого ЗС тоже намерен вернуться к данной теме уже 30 июля. Но пока, как видим, полицейские подразделения не слышат депутатов ни городского, ни краевого парламентов. Или делают вид, что не слышат.

№ 246 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 17 июля 2014
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

О бедном распиле замолвите слово

Подробнее

150 лет вместе

Подробнее

Тайна дурно пахнет

Подробнее