Авто

​Много шума не из ничего

Две новости, хорошая и плохая: правый руль не запретят, но он может умереть своей смертью

​Много шума не из ничего

Не сказать, что эти публикации «взорвали информационное пространство» (прокричи десять раз «волки!» — на одиннадцатый уже не поверят или даже не услышат), но некоторый шум они, безусловно, произвели. Ряд источников объявили буквально следующее: «С 1 января 2015-го на территории Таможенного союза, куда входят Казахстан, Россия и Беларусь, попадают под запрет праворульные автомобили любой категории. Ввоз этих авто в страны ТС будет запрещен окончательно. Данное ограничение предусмотрено в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств». Вот так — ни больше ни меньше.

Самое примитивное веб-следопытство показывает, что виртуальные следы ведут к Казахстану и казахским СМИ, например телеканалу «Астана». Причем в самом-то Казахстане норма о запрете первичной регистрации праворулек и так была, а вот теперь она, мол, переходит из национального законодательства в техрегламент Таможенного союза. Эта версия, возможно, лестна для казахстанских законодателей, но ошибочна — импорт в Россию правого руля никто запрещать не будет.

Было бы наивно ждать от российского правительства повышенного гуманизма к сибирским и дальневосточным любителям японского самобеглого секонд-хенда. В конце концов, проходили мы и попытки прямого запрета, и взвинченные пошлины, и московский ОМОН под странным образом не падающей елочкой. Но соберись кто-то поставить точку во всей этой праворульной истории — мы бы все-таки узнали об этом не из Астаны, а из Москвы. Тем более что не далее как в ноябре Владивосток посещал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, и мы ему все эти вопросы конечно же задавали. Он заявил (и в данном случае нет оснований ему не верить), что правительство не намерено запрещать импорт подержанных автомобилей с правым рулем, за исключением — внимание! — автобусов, эксплуатация которых будет в России действительно запрещена с 1 января 2015 года в рамках нового техрегламента для государств Таможенного союза. «Что касается легковых автомобилей, пока таких решений не прорабатывалось», — добавил Мантуров. Под автобусами, что тоже важно, имеются в виду категории М2 и М3, то есть средние и большие, а народные «микрики» сюда не относятся (за исключением, подсказывают специалисты, «хайсов» и «караванов»). Но большие автобусы с правым рулем и так почти никто не ввозил — зачем? На маршруты их уже давно не позволяют ставить.

Вот что сообщили в отделении по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления: «С 1 января 2015 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»… В соответствии с пунктом 19 технического регламента Таможенного союза запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий M2 и M3. В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся также и к другим категориям». Далее идет разъяснение: «В категорию М2 входят транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн. К транспортным средствам категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн». Под «выпуском в обращение» понимается «разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на таможенной территории Таможенного союза. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси)», то есть ПТС.

Итак, казахи оказались неаккуратны с чтением регламента, а наши услышали звон и спровоцировали напрасную панику (пусть теперь опровергают). Хорошо, что слухам о запрете правого руля во Владивостоке уже давно верят меньше, чем даже чиновникам и синоптикам.

Другое дело, что правый руль продолжают вытеснять с рынка более, так сказать, цивилизованными методами — косвенными. Например, «программой стимулирования спроса на новые машины». Она, впрочем, вряд ли сделает погоду: кто не имел возможности купить новую машину, тот и сейчас не имеет такой возможности. А вот другая инициатива, о которой сказал тот же Мантуров, опаснее. Имеются в виду планы правительства по замене транспортного налога экологическим. Мантуров сообщил, что соответствующий законопроект уже гуляет по коридорам власти. Если его примут, налог будет взиматься исходя не из «лошадей», а из экологического класса автомобиля. То есть нет у тебя класса «Евро-5» или хотя бы «Евро-4» — плати. Всем понятно, что даже старые «тойоты» и «ниссаны» отравляют воздух гораздо деликатнее, чем новые отечественные машины, не говоря уже о гибридах, но дело в том, что с формальной точки зрения большинство японских праворульных машин не соответствует российским требованиям. Это происходит из-за разных подходов европейцев и японцев к определению уровня вредности выхлопа. Так как мы считаем себя европейцами, то в российских ПТС японских машин в графе «экологический класс» зачастую значатся слова «не определен». На такие авто, говорят, налог подскочит раза в четыре.

Но и это еще не самое страшное. Самое страшное то, что представители компаний, занимающихся ввозом японских подержанных авто в Россию, уже открыто говорят о том, что их бизнес летит в тартарары — из-за падения курса рубля к доллару. Таможенная пошлина у нас рассчитывается почему-то в долларах — раз, дикие колебания курса не позволяют заранее рассчитать конечную цену автомобиля — два, из-за чего покупатели уже отказываются от заказанных авто, будучи не в силах рассчитаться. Все это очень серьезно хотя бы потому, что никто не знает, что будет дальше; на обещанное Путиным порто-франко надежд мало.

№ 268 / Василий АВЧЕНКО / 18 декабря 2014
Статьи из этого номера:

​Летучий олландец

Подробнее

​Морской «Аллигатор»: полеты во сне и наяву

Подробнее

​Много шума не из ничего

Подробнее