Экономика

​Таможня и добро

Владивосток по-прежнему ввозит машины и вывозит рыбу

​Таможня и добро

Ни падение рубля, ни санкции пока не отразились сколько-нибудь серьезно на торговле России с заграницей — по крайней мере на владивостокском участке внешнеэкономического фронта. Или все еще впереди?..

«Может быть, еще рано на эту тему разговаривать. Я лично снижения не замечаю, — заявил вчера на пресс-конференции и. о. начальника Владивостокской таможни Николай Лощинин. — Погодные условия — да, отразились: на прошлой неделе флот не заходил, где-то товары не выгружались…» Что касается ввоза продовольствия, то импортеры уже переориентировались — например, на страны Южной Америки. «Такая тенденция — в целом по всем таможенным органам Дальневосточного таможенного управления, — говорит замначальника службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Андрей Хлызов. — Объемы остались практически на том же уровне. Изменилась география, немного изменился ассортимент — например, увеличилась доля мяса кенгуру, другой экзотики, но принципиально на структуру импорта это не повлияло».

С другой стороны, констатирует Николай Лощинин, на данный момент внешнеторговый оборот в зоне деятельности таможни снизился на 5,5 % по сравнению с тем же периодом 2013 года. Платежи, перечисленные Владивостокской таможней с начала года в федеральный бюджет, составили 99,5 млрд рублей — на 4,5 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако Лощинин не связывает это с событиями последних месяцев, отмечая, что снижение наметилось уже с начала года. «Мы надеемся на то, что план на 2014 год будет таможней выполнен», — сказал он (добавим, что Владивостокская таможня — важный индикатор для всего ДВФО: больше половины денег, перечисляемых в бюджет таможнями региона, приходится как раз на Владивостокскую таможню).

Недавно СМИ Казахстана спровоцировали небольшую медиаистерику, объявив, что с начала 2015 года согласно нормам нового техрегламента запретят ввоз праворульных машин на территорию Таможенного союза (в том числе и в Россию). На самом деле регламент говорит буквально следующее: «19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий M2 и M3. В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям». Категории М2 и М3 — это специализированные пассажирские транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения (в первом случае максимальная масса автомобиля не превышает пяти тонн, во втором — превышает). Так что отсюда ждать подвоха не стоит — большие автобусы с правым рулем к нам и так не ввозили. Правда, по три ряда сидений имеют и такие «народные» микроавтобусы, как Toyota HiAce и Nissan Caravan… «Под запрет попадают только те праворульные автобусы и троллейбусы, которые будут использоваться исключительно в целях общественных перевозок — городских или междугородних», — пояснил Андрей Хлызов, отвечая на соответствующий вопрос. То есть для личных целей ввезти тот же «хайс» по-прежнему не возбраняется.

Правда, есть другой нюанс, о котором тоже сообщил Хлызов: «В решении Комиссии Таможенного союза № 877 («О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». — Ред.) речь идет о том, что при ввозе единичного транспортного средства, для которого в настоящее время оформляется СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, подтверждающее соответствие машины требованиям техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением правительства РФ от
10 сентября 2009 года № 720. — Ред.), после Нового года будет необходимо получать одобрение типа транспортного средства — ОТТС. Это требование касается только автомобилей возрастом от одного года до трех лет — для машин старше трех лет требования остаются прежними. Получить ОТТС может только производитель — Honda, Toyota, Nissan… Вот с этим будут определенные сложности. Это не заградительная мера, но надо понимать, что теперь ввоз единичного транспортного средства, которое эксплуатировалось за пределами Таможенного союза, уже будет расцениваться в свете этого решения Комиссии Таможенного союза, которое было принято еще 9 декабря 2011 года, но вступает в силу с 1 января 2015 года. Прогнозировать, как всегда, дело неблагодарное, поэтому посмотрим. Первый квартал, думаю, уже покажет динамику — насколько активно иностранные производители будут получать такие одобрения. Если у них будет заинтересованность — ввоз будет продолжаться в тех же объемах. Но, повторю, это касается только автомобилей от года до трех лет. Для остальных все остается по-прежнему, свидетельство о безопасности получают как обычно, в рабочем порядке».

После аварии на АЭС «Фукусима-1» Владивосток накрыла паника, связанная с ввозом из Японии радиоактивных машин и других предметов. С каждым годом «фонящего» импорта все меньше. «С 1 апреля 2011 по настоящее время в зоне деятельности Владивостокской таможни обнаружено 830 радиационно опасных объектов, что в основной массе связано с «Фукусимой». По сравнению с предыдущими годами, когда ежегодно выявлялось 273, 312, 183 опасных объектов, в этом году их сравнительно мало — 62. Но даже без привязки к трагедии, произошедшей в Японии, вероятность попыток перемещения радиационно опасных грузов существует, поэтому контроль как осуществлялся, так и будет осуществляться», — заверил Лощинин.

На днях президент Путин заявил о создании во Владивостоке в 2015 году «свободного порта», но его контуры пока никому не ясны. «Мы за все инициативы, которые озвучивает президент. Моделей свободных портов много, как здесь это будет реализовано — сложно сейчас говорить, необходимо просчитать всю экономическую целесообразность применения той или иной модели в порту Владивостока. Работа идет во многих ведомствах, сейчас комментировать еще нечего», — говорит Лощинин.

Структура импорта и экспорта через Владивосток остается традиционной. В этом году импортных грузов ввезено 3,4 млн тонн — общей стоимостью 8,3 млрд долларов. Преобладают здесь автомобили и их части (21,5 % от стоимости всего импорта), механические машины и оборудование (20,6 %), электрические машины и оборудование (13,8 %). Вывезено за рубеж 1,47 млн тонн общей стоимостью 1,78 млрд долларов, причем в экспортных грузах преобладают рыба и прочие морепродукты — 0,84 млн тонн общей стоимостью более 1,5 млрд долларов. Соответственно, и наибольшая доля платежей, перечисленных таможней в федеральный бюджет, пришлась на машины и запчасти (17,5 млрд рублей) в части импорта и продукцию морского промысла (более 2 млрд рублей) в части экспорта.

№ 269 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 25 декабря 2014
Статьи из этого номера:

​Коза, говоришь?

Подробнее

​Таможня и добро

Подробнее

​Открытие Большого Камня

Подробнее