Место событий

​Картины вместо чиновников



​Картины вместо чиновников

Владивосток город маленький, информация — среди заинтересованных лиц — распространяется быстро. Для людей, неравнодушных к искусству, в течение всего прошлого года не было секретом, что музей «Артэтаж» переживает крайне непростые времена из-за неясных перспектив, связанных с начавшейся продажей «материковых» зданий ДВФУ.

Однако в минувшем сентябре, под большим секретом, создатель и бессменный директор музея, старый друг редакции «Новой во Владивостоке» Александр Городний сообщил нам, что решение вроде бы найдено: город Владивосток готов не только принять музей под свое крыло, но и даже выделить под его размещение роскошный особняк в историческом центре, известный как дом Денби. Признаться, мы не поверили: Городнему уже столько раз обещали на самых разных уровнях власти…

Но ближе к Новому году миф стал обрастать плотью: чиновников, занимающих старинное здание, предупредили о скором расселении, а «Артэтаж» начал не просто готовиться к переезду, но и активно, реально переезжать. Теперь и мы поверили: во Владивостоке состоялось совершенно прорывное, можно даже сказать, революционное решение: место чиновников займут картины и другие произведения искусств. А мэр города Игорь Пушкарев вполне заслуженно может ждать одобрительных и уважительных аплодисментов в свой адрес.

После новогодних каникул сообщения о переезде «Артэтажа» пошли гулять по лентам информационных агентств, и мы поняли, что все наши «секретные» обязательства сняты: теперь можно рассказать все, что мы успели узнать к этому моменту.

Историческая справка «Новой во Владивостоке»

Старинный особняк, расположенный на углу Океанского проспекта и улицы Адмирала Фокина (прежние названия улиц — Пекинская и Китайская), среди старых владивостокцев известен как дом Демби. Укоренилось почему-то именно такое название, хотя известно, что правильно имя его строителя и владельца пишется как Денби (Denbigh, George Phillips). Георг Денби родился в 1841 году в пригороде Лондона, провел бурную молодость в Юго-Восточной Азии, затем оказался во Владивостоке, где в 1877-м вместе с легендарным Яковом Семеновым создал фирму «Семенов и Ко». Много лет Денби проработал на Сахалине, где встречался с Чеховым, неоднократно упоминавшим его в книге «Остров Сахалин». Во Владивостоке Георг Денби пользовался большим уважением и по праву считался одним из самых заслуженных старожилов. Был членом Общества изучения Амурского края, которое активно поддерживал личными средствами.

Указанный дом построен в 1908 году, как предполагается, по проекту архитектора Г. Р. Юнгхеделя. До революции здесь размещались торговые магазины «Грушко и Чернега», «Товарищество Пташникова» и книжный магазин Барашкова, где помимо книг продавались картины и кисти, краски и багет (оцените преемственность! — Ред.). С 1912 по 1917 год дом занимало вице-консульство Великобритании. После 1922 года здесь находилась контора Дальзверокомбината, а с 1930-х годов, в связи с созданием во Владивостоке Фрунзенского района, в доме разместились районный комитет КПСС и райисполком.

По материалам публикаций Валерия Маркова и Амира Хисамутдинова


Елена Щеголева: Ни шагу назад

Вот что рассказала в беседе с корреспондентом «Новой во Владивостоке» заместитель главы администрации города Владивостока Елена Щеголева:

— Прежде всего хотелось бы сказать о том, что решение создать во Владивостоке центр современного искусства — отнюдь не спонтанное действие, а давно продуманный и подготовленный шаг. Сейчас просто совпало несколько векторов.

Во-первых, думаю, что мало кто из горожан не знает об Александре Городнем и его детище — галерее современного искусства «Артэтаж». Мне доводилось много раз бывать на его выставках и всегда поражаться безупречности вкуса, точности акцентов. Часто бывал у него в галерее и глава города Игорь Сергеевич Пушкарев. Как вы понимаете, мэру присылают массу приглашений на самые разные мероприятия. Он не часто бывает на многолюдных вернисажах, церемониях открытия, но всегда старается найти время и побывать чуть позже — один или с семьей. И, поверьте, в искусстве, а также в его значении для городской среды разбирается очень неплохо. Поэтому разговоры о необходимости создания во Владивостоке галереи или центра современного искусства ходили в администрации города уже давно, в течение нескольких последних лет, начавшись, пожалуй, накануне саммита. Мы несколько раз обсуждали эту идею, рассматривали разные варианты вплоть до строительства нового выставочного центра.

Не забывайте, что Владивосток на наших глазах становится фасадным городом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А это накладывает определенные требования, в числе которых — отношение к искусству, формирование городской среды, то, что обязательно входит в понятие качества городской жизни. Если взглянуть за границу, практически в каждом крупном соседнем городе музеи, галереи современного искусства становятся такими своеобразными акцентами; так происходит в Токио и Осаке, Сеуле и Пусане, по этому же пути двигаются китайские мегаполисы (к слову, не случайно там так востребованы наши, владивостокские художники), я уж не говорю о европейском опыте. Поэтому, повторюсь, идея создания такого центра давно витала в воздухе.

Во-вторых, здесь возникла, если так можно выразиться, встречная ситуация. Не секрет, что здания федерального университета, расположенные в материковой части Владивостока, сейчас одно за другим выставляются на продажу с тем, чтобы вырученные средства были направлены на строительство второй очереди ДВФУ. Не секрет и то, что до реализации этого, второго этапа университет испытывает определенные трудности с площадями, и разместить там современную арт-галерею с соответствующими запасниками и хранилищами — достаточно сложно.

Игорь Сергеевич несколько раз встречался с Александром Ивановичем Городним, они обсуждали различные варианты решения вопроса. Думаю, что путь, который они нашли, наиболее оптимальный. Глава города принял решение передать под галерею один из сохранившихся особняков в историческом центре города — это здание на углу улицы Адмирала Фокина и Океанского проспекта, известное в привычном восприятии как администрация Фрунзенского района Владивостока. Александр Иванович, в свою очередь, принял решение передать свое уникальное собрание в дар городу.

Вот об этом, последнем шаге хотелось бы сказать подробнее. Может, это кому-то покажется высокопарным, но я бы сравнила его поступок с действиями великого мецената и собирателя Третьякова, который век назад передал свою коллекцию Москве. И еще один очень важный момент. Вот видите, у меня на столе пачка бумаг? Это обзор и анализ обращений горожан в администрацию города за 2014 год. Собственно, это стандартный обзор, я уже седьмой год работаю в администрации, и каждый год мы его анализируем. И вот что принципиально. Тысячи людей обращаются в главный орган городской власти с различными просьбами: дайте, помогите... Это совершенно неудивительно, скорее, даже закономерно, так и должно быть. Но впервые на моей памяти пришел человек, который сказал не «дайте», а «возьмите»...

Специально подчеркиваю этот факт, потому что он удивительный и показательный одновременно. Ведь произведения искусства стоят немалых денег, и я ни минуты не сомневаюсь, что Александр Иванович мог бы с легкостью обеспечить себе, как говорится, безбедную старость, просто продав свою коллекцию. В этом плане его вряд ли можно сравнивать с Третьяковым, который, как известно, был одним из богатейших людей Москвы.

А Городний... Знаете, есть такое слово — подвижник; вот это как раз про него. Он четверть века собирал свою коллекцию, четырежды по разным причинам переезжал с места на место, но упорно продолжал делать свое дело. Город вправе гордиться таким человеком и должен им гордиться!..

Теперь о том, каким видится развитие ситуации. Сейчас Александр Иванович Городний перевозит свою коллекцию по новому адресу; насколько я знаю, несколько грузовиков (представьте себе эти объемы!) были перевезены еще до Нового года, но большую часть еще предстоит перевезти. Одновременно идет расселение помещения, в этом здании, как вы знаете, располагаются административно-территориальное управление Фрунзенского района, теризбирком, несколько городских структур — управление культуры, «молодежка»; всем им предстоит переезд. Параллельно идет работа над юридически безупречным оформлением все соответствующих документов. Прежде всего это дарственные от Александра Ивановича. Далее согласно закону мы должны провести экспертизу получаемых в дар предметов искусства; такие специалисты во Владивостоке есть. После этого будет составлен реестр имущества принимаемого в собственность города. В этом же году мы планируем провести конкурс на составление проектно-сметной документации, чтобы придать внутреннему облику здания соответствующий вид; если все будет двигаться нормально, то к концу года рассчитываем объявить конкурс на проведение собственно ремонтно-строительных работ. В это же время будем закупать специальное оборудование, свет и так далее.

Пока что мы представляем себе, что музей займет два верхних этажа, а на первом будут находиться, вероятно, «Лавка художника», багетная мастерская, сувенирный магазин; то есть мы хотим, чтобы это был полноценный комплекс. И, конечно, мы постараемся сохранить название — «Артэтаж», потому что это уже бренд, который знают не только у нас, но и по всей России и за рубежом.

Понятно, что все это стоит не дешево. Понятно и то, что в городе наверняка найдутся люди, которые скажут: зачем сейчас в это сложное, кризисное время тратить бюджетные средства на нужды отнюдь не первой значимости? И такой вопрос действительно имеет право на существование. Но! Знаете, если так рассуждать, то центра современного искусства у нас не будет никогда. Потому что городской бюджет никогда, к сожалению, не бывает избыточным. И всегда есть масса текущих вопросов, для оперативного решения которых порой не хватает денег. Мы строим детские сады, дороги, жилые дома, поддерживаем жилищно-коммунальное хозяйство — список этих «вечных» проблем можно продолжать бесконечно. Но на самом деле «вечные» они именно в кавычках. Что касается центра современного искусства, то он останется нашим детям и внукам, и я не сомневаюсь, что они будут им гордиться!

Время сейчас действительно непростое, что уж там скрывать. И мы понимаем, что, возможно, возникнут какие-то непредвиденные трудности. Но что касается этого проекта, то у всех его участников есть твердое понимание: ни шагу назад!

Он обязательно будет реализован.

Александр Городний: Я рад передать коллекцию в дар городу

А вот что рассказал корреспонденту «Новой во Владивостоке» создатель и бессменный руководитель галереи «Артэтаж» Александр Городний:

— Мысли о создании музея современного искусства во Владивостоке появились в самом начале 90-х, после выставок наших художников в Москве, Японии, Америке. Тогда стало ясно, что и мы не лыком шиты — город и люди под стать… С тех пор начал писать письма губернаторам и мэрам о необходимости создания музея, выставочных площадей для города. За время существования «Артэтажа» сменилось четыре губернатора края и больше полудюжины мэров. Если вы взглянете на папку, в которой я храню многолетнюю переписку с различными инстанциями, то увидите, как она разбухла... В целом, пока они думали, а это без малого 25 лет уже, я тем временем не терял надежд, приобретал картины. За эти годы «Артэтаж» провел около 300 выставок, которые помогли убедиться, что это необходимо не только художникам, но и, главное, горожанам, гостям города.

Не буду скрывать: последние три-четыре года я жил как на вулкане. Ведь музей был построен еще при ректоре технического университета Геннадии Турмове (которому мы все будем вечно благодарны), потом начались объединительные процессы, следом — переезды на остров, где ныне до музейного пространства еще очень далеко и долго…

Но вот глава города сделал поистине царский подарок, выделив под «Артэтаж» великолепный особняк в самом историческом центре. И за это я бесконечно благодарен Игорю Сергеевичу Пушкареву. Я с удовольствием передаю в дар городу все, что было мною собрано за прошедшие годы, это в первую очередь работы художников нашего края, Сибири и Дальнего Востока, есть достойные москвичи и петербуржцы, известные зарубежные художники. Уверен, что это собрание будет востребовано и горожанами и гостями Владивостока.

Понятно, что впереди, особенно в ближайшие полтора-два года, предстоит масса работы. Но это будет приятная работа, которая ведет к новым целям. Я видел музеи у наших соседей: в Ниигате, Тояме, Пусане — там Пикассо, Матис, Леже. Там наш русский авангард — Кандинский, Бурлюк, Родченко. То есть по мере сил представлена мировая история современного искусства от начала прошлого века. Нашему городу еще только предстоит собирать такую коллекцию.

№ 271 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 22 января 2015
Статьи из этого номера:

«Поразмышляй над этим, пацан!..»

Подробнее

​Картины вместо чиновников

Подробнее

​Не пилите, Шура

Подробнее