Авто

​ЗИЛ, который Ельцина возил

Во Владивостоке поселился служебный автомобиль Бориса Ельцина

​ЗИЛ, который Ельцина возил

Машина эта настолько редкая (когда-то — почти секретная), что у нее даже не было имени собственного, как у «Волги» или «Чайки». Просто — ЗИЛ-41047. В народе подобные номенклатурные лимузины, непременно черные, именовали «членовозами» (от «член Политбюро ЦК КПСС»). С недавних пор лимузин с пометкой в техпаспорте «Москва, Кремль» прописался во Владивостоке. Черный ЗИЛ — одно из свежих пополнений созданного энтузиастом ретротехники Анатолием Козицким музея на базе Военно-патриотического клуба «Техника ХХ века в Приморском крае» (Садгород, ул. Грязелечебница, 21). На этой машине когда-то возили Бориса Ельцина — будущего первого президента РФ.

Модель, сменившую «андроповский» ЗИЛ-41045, начали выпускать в 1985 году, что символизировало наступление новой, горбачевской эпохи. Ельцин на этом ЗИЛе ездил в тот период, когда работал председателем Верховного совета РСФСР — в 1990-1991 гг., на самом излете Союза. Тогда даже самые высокие чиновники еще ездили на отечественных автомобилях, пусть не массовых и даже не мелкосерийных, как та же «Чайка», а в прямом смысле слова штучных. Это потом тот же Ельцин, став президентом, пересядет на изделия немецкого автопрома. «Как все». Хотя, пишут, последний такой ЗИЛ выпустили сравнительно недавно — в 2002-м, для казахского президента Назарбаева.

Анатолий Козицкий купил эту машину у человека, который в прежние времена работал в Кремле — то ли в охране, то ли в гараже. Ельцин пообещал ему: будет меняться автопарк — оставим машины за тобой. И обещание выполнил. Теперь в музее на Садгороде это одно из самых ценных приобретений в обоих смыслах слова. Больше таких машин во Владивостоке нет, да и откуда, если даже первому секретарю крайкома такой не полагалось.

Анатолий Козицкий ценит отечественный автопром

— Предстоит еще провести небольшой ремонт двигателя и автомата, — говорит Анатолий Михайлович. — Машина делалась вручную в течение полугода, кузов вручную покрывался оловом, но задние крылья все равно немного побиты ржавчиной. Будем восстанавливать…

Дворнички на фарах, прозрачная перегородка между водительским и пассажирским отсеками (опускается электроприводом), возможность управления кондиционером и аудиосистемой с заднего ряда… Да, это машина не для водителя, а для VIP-пассажира. К слову, о вкусах того самого пассажира: в пассажирском бардачке обнаружился граненый стакан советского образца.

6,3 метра в длину, рамная конструкция, задний привод — веский имперский консерватизм. Под необъятным капотом — V-образная 7,7-литровая «восьмерка» с 315-головым табуном. Трехступенчатый автомат (когда-то автоматы ставили и на 21-е «Волги», и на автобусы ЛиАЗ-677…). На одометре — чуть больше 40 тысяч. С технической точки зрения машина и сегодня не устарела: распредвалы верхнего расположения, гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, резервная система зажигания… Заменить еще карбюратор электронной системой впрыска — будет вполне современный двигатель. Но тем и ценна эта машина, что в ней ничего не переделывалось — она сохранилась полностью в заводском исполнении. ЗИЛ, попавший во Владивосток, — обычный, если это слово тут уместно. Даже не бронированный (это сейчас, кажется, ни один губернатор без брони не ездит). Хотя, говорят, за Ельциным тогда числилось три служебных машины, одна из которых все же была защищена от обстрела броней.

Несмотря на мороз, мотор, почихав, заводится. ЗИЛ движется — плавно, вальяжно. На ельцинском месте сзади-справа — просторно, как в кремлевском зале.

— Вот это был автопром! У нас были прекрасные машины, особенно раньше, в 50-е. В СССР разрабатывали и внедряли много интересных технических решений, был настоящий подъем. Это потом, уже к 70-м, мы пошли по пути упрощения. Перешли на тот же ВАЗ — итальянскую модель… А ведь были и свои хорошие разработки, и не только военные, — говорит Анатолий Козицкий.

Вскоре он обещает показать гостям музея еще один уникальный экспонат — машину, на которой ездил председатель Совета министров СССР Николай Булганин.

ИЗ АРХИВА “НОВОЙ»

Первое замечание он мне сделал, когда я захлопнул дверцу машины. Открывая его дверь, я одновременно захлопывал свою. Но поскольку у него на левой руке трех пальцев не хватало, то подспудно затаился страх, что и оставшиеся фаланги ему когда-нибудь непременно оторвут. Например, прихлопнут дверцей автомобиля. Он выходил из ЗИЛа весьма своеобразно — хватал стойку машины, расположенную между дверьми, и резко подтягивал тело. Причем брался всегда правой рукой. Пальцы при этом действительно находились в опасной зоне. Я сразу обратил внимание на эту особенность шефа выходить из машины и никогда бы пальцы ему не прихлопнул. Поэтому мне было обидно услышать от Бориса Николаевича резкое резюме:

— Вы мне когда-нибудь отхлопнете пальцы.

В дальнейшем я поступал так: выходил первым, закрывая свою дверь, а потом уж распахивал его. Так что не так уж просто было служить при Ельцине даже простым «двереоткрывателем».

Александр Коржаков, «Борис Ельцин: от рассвета до заката»

Еще один эпизод, также связанный с Борисом Немцовым, — пересаживание чиновников на отечественные автомашины. Конечно, он исходил из самых благих побуждений… Чиновники были в шоке. Они не хотели пересаживаться на постоянно ломающиеся автомобили. И чиновников можно было понять. Наши машины зимой не заводились от холода, летом перегревались от жары. Красивая идея вот-вот могла умереть. Немцов, который сам пересел с «мерседеса» на «Волгу», пришел ко мне за поддержкой. Я сказал, что поддержу и словом, и делом… После этого я сказал начальнику своей охраны, что вместо «мерседеса» буду ездить на нашем ЗИЛе. Правда, когда вышел на крылечко Кремля и увидел до боли знакомую машину, про себя чертыхнулся. С давних политбюровских времен не любил эти особые ЗИЛы, которые даже в народе прозвали «членовозы», потому что они возили только членов Политбюро. Но делать было нечего, молодых надо было поддерживать… Честно проездил какое-то время на ЗИЛе. Потом решил не мучиться и с облегчением пересел на «мерседес». Жалко, одним словом, что ничего из этого не вышло. Идея-то хорошая.

Борис Ельцин, «Президентский марафон»


№ 274 / Василий АВЧЕНКО / 12 февраля 2015
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Вертикаль Миклушевского

Подробнее

​Вне игры. Но с любовью

Подробнее

​ЗИЛ, который Ельцина возил

Подробнее