Общество

​Карьера или жизнь

В России чужие судьбы нередко решают те, кому своя карьера дороже чужой жизни

​Карьера или жизнь

Безопасность дорожного движения — одна из наболевших проблем российского общества. Тут смешано все: и скверные дороги, и дураки на них (включая пьяных или просто хамов), и транспорт без надлежащего ухода и контроля. Но одна из главных, никак не решаемых составляющих этой проблемы — безнаказанность, вернее, возможность избежать законной ответственности за нарушение правил в силу должностного положения виновника.

Много говорено об этой проблеме, законодатели и правила движения корректируют, и ответственность за нарушения ужесточают, но вот аварий с участием сотрудников наших правоохранительных органов меньше не становится, даже несмотря на сокращения в самих органах числа их сотрудников. И весьма примечательно, что даже очевидно виновные правоохранители крайне редко несут ответственность по всей строгости — карательная система дает задний ход либо пробуксовывает.

Вот, например, несколько старых дел — чтобы не быть заподозренными в предвзятости к участникам каких-то длящихся конфликтных ситуаций.

Ноябрь 2008 года: жительницу Спасска-Дальнего Валентину Курмазову, переходившую улицу по переходу к автобусной остановке, сбила «Тойота Марк-2» под управлением 33-летнего местного участкового Евгения Захарченко. Гражданка получила тяжелые травмы, долго лечилась, но уголовного дела в отношении виновника ДТП упорно не возбуждали в принципе. Несмотря на то что он ехал на списанном авто без госномеров, техосмотра и страховки, да еще и сбил человека на пешеходном переходе. В очередном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указывалось, что потерпевшая, степенная дама, исполняла на проезжей части какие-то замысловатые танцы, буквально-таки металась то в одну, то в другую сторону (хотя она просто шла к автобусу, подъезжавшему к остановке). И что именно из-за ее поведения страшно законопослушный сотрудник МВД Захарченко ну никак не смог избежать наезда на нее, хотя и сильно старался: ехал со скоростью 50 км/ч, заметив пешехода, стал тормозить и сигналить, но... коварная потерпевшая ударилась об его машину, упала на капот, проехалась на нем за поворот, болтая сломанными ногами, и там уже свалилась на асфальт, ударившись головой. Свидетели, подтвердившие весь этот бред, у Захарченко были с собой: оба его сослуживцы-участковые, ехавшие с ним же на авто без регистрации, техосмотра и страховки…

На таком же транспортном средстве — незарегистрированной «Тойоте-королле», тоже без госномеров,
техосмотра и страховки, — поздним вечером 2 мая 2008 года несся по трассе в Пограничном районе Сергей Мерзляков — в то время замначальника межрайонного отдела следственного комитета (тогда еще — при прокуратуре). И снес Наталью Злобину, мирно шагавшую по обочине ему навстречу. Тоже «прокатил» ее на капоте несколько десятков метров, пока потерпевшая не свалилась в кювет, но Мерзляков не остановился и не оказал ей помощи, не вызвал «скорую» или ГИБДД. Он понесся дальше, машину бросил в лесу, а сам лишь утром явился в райотдел «с повинной». Тяжело травмированную женщину спас случай — ее заметили случайные прохожие и вызвали помощь, иначе до утра она бы вряд ли дожила. И «замять» дело полностью тоже было сложно, коль скоро виновник признал сам факт наезда и управления машиной. Но в возбужденном по данному факту уголовном деле внимание следствия было заострено на вопросе о степени опьянения потерпевшей, притом что водитель, скрывшийся с места ДТП и объявившийся спустя более 12 часов, заведомо считался трезвым и в момент ДТП, а на такие мелочи, как машина без номеров и техосмотра, внимания никто не обращал. При этом приговор Сергею Мерзлякову остался тайной: после инцидента он сменил место службы с СК на таможню и место жительства с Пограничного на Находку. Но есть и случай, когда приговор известен.

26 декабря того же 2008 года, вечером, под Уссурийском водитель Алексей Титоренко за рулем УАЗа тоже сбил пешехода, 73-летнюю Валентину Рудневу, переходившую дорогу по пешеходному переходу у автобусной остановки. От удара левой стороной УАЗа тело женщины было отброшено вперед и влево, на полосу встречного движения и за пределы пешеходного перехода, где ее, упавшую на проезжую часть, переехал автомобиль ВАЗ, не успевший остановиться. Валентина Руднева от полученных в ДТП многочисленных травм погибла на месте. А о том, как в ходе следствия и суда Титоренко «отмазывали», можно слагать героические баллады. Потому что Алексей Титоренко был на момент совершения ДТП прапорщиком МВД, младшим оперуполномоченным отдела по раскрытию убийств ОРЧ-4 по линии уголовного розыска УВД ПК. А в машине с ним находились сослуживцы Сергей Шашков и Роман Прасков, замначальника вышеупомянутого «убойного» отдела и оперуполномоченный соответственно. Причем именно Сергей Шашков — старший офицер МВД, руководящий сотрудник правоохранительных органов — не жалел своей фантазии в целях обеления своего подчиненного.

Достаточно будет сказать, что элементарное уголовное дело по факту ДТП с участием многих свидетелей, включая очевидцев, длилось почти 5 лет: Валентина Руднева погибла на дороге в конце декабря 2008 года, а приговор водителю, убившему ее, был вынесен аж в ноябре 2013-го.

Не менее примечательно, что проверки водителя на состояние алкогольного опьянения на месте происшествия также не проводилось: как показала в суде следователь, работавшая по данному делу, «у сотрудников ДПС, находившихся на месте ДТП, возникли сомнения относительно того, что Титоренко А. М. находился в трезвом состоянии… ею было принято решение о направлении его на медицинское освидетельствование, чему пытался воспрепятствовать Шашков С. В… по результатам освидетельствования у Титоренко А. М. состояние опьянения выявлено не было, однако она отнеслась к этим выводам критически с учетом… разговора с Шашковым С. В…»

И это далеко не все. Сергей Шашков — как «хороший командир» — излагал и версии о якобы двигавшемся навстречу КамАЗе, который и сбил потерпевшую, отбросив ее на УАЗ, а уже от УАЗа — обратно на встречную полосу, под колеса «Жигулей». Были в его версии и то ли одна, то ли целые две «темные иномарки», переехавшие тело Рудневой раньше, чем «Жигули». Да и к тому же оба — что Титоренко, что его начальник — пытались утверждать, что сбита женщина не на переходе, а метров за 15 от него, где эта семидесятитрехлетняя пенсионерка якобы перебегала дорогу, по привычному маршруту возвращаясь из церкви домой, и что скорость их автомобиля была не более 60 км/ч… И все эти версии, одну за другой, опровергали то результаты экспертиз, то показания других — независимых, честных свидетелей, то новые версии событий в изложении самих же Титоренко с Шашковым…

Итог столь длительного расследования и судебного слушания теперь известен: Алексей Титоренко признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, и приговорен… к двум с половиной годам колонии-поселения. Никаких выводов, частных определений суда либо веских дисциплинарных мер к его руководителю Сергею Шашкову принято не было, хотя, по сложившейся практике, в последние годы случались серьезные взыскания начальникам структур МВД, чьи подчиненные совершали пьяные ДТП или иные правонарушения. К показаниям старшего офицера МВД Сергея Шашкова суд просто «отнесся критически», не расценив как лжесвидетельство. Но всякий может дать этой ситуации собственную оценку — как правовому ее аспекту, так и моральному с этическим. Ведь если граждан РФ, не являющихся сотрудниками правоохранительных органов, за аналогичные преступления приговаривают обычно к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении, а то и более, то у сотрудников и здесь «страховка» в виде мундира с «корочками». А их поведение на следствии и в суде на приведенных примерах явственно показывает, что для них своя карьера ценнее, нежели здоровье и сама жизнь граждан. Но именно такие люди в нашей стране представляют государство и обладают властью, часто — решающей чужие судьбы. Люди, у которых «отмазывание своих» возведено в принцип, пусть даже ценой чужой беды, здоровья или самой жизни.

№ 276 / Виктор БУЛАВИНЦЕВ / 26 февраля 2015
Статьи из этого номера:

​Карьера или жизнь

Подробнее

​Бездонные «Хаятты»

Подробнее

​Не пущать!

Подробнее