Экономика

Судьба резидентов

Свободный порт Владивосток продолжает расти

Судьба резидентов

2 апреля Общественная палата РФ проведет «нулевое чтение» пакета законопроектов, связанных с учреждением «Свободного порта Владивосток» (далее — СПВ; пора привыкать к этой новой аббревиатуре, напоминающей забытую СКВ). Изучение этих документов дает достаточно четкое представление о том, чем станет СПВ, хотя, конечно, законопроекты еще могут быть изменены.

Территория: берег и материк

Свободный порт Владивостока создается на 70 лет, в его границы включаются территории таких городских округов, как Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, а также Надеждинский, Шкотовский, Партизанский, Пограничный, Хасанский и Октябрьский (о последнем сообщил депутат приморского ЗС Александр Костенко по итогам совещания в краевой администрации 27 марта) районы — всего 12 муниципалитетов. Причем Партизанск, Уссурийск, Пограничный и Октябрьский районы вообще не имеют выходов к морю (и не страшно: Монголии, к примеру, аналогичное обстоятельство не мешает считаться морской державой). Правительство РФ вправе включать в границы СПВ иные территории Приморского края, а также морские порты ДВФО — выходит, вплоть до Ледовитого океана.

Сначала территорию свободного порта хотели поделить на собственно портовую, научно-внедренческую, промышленную и туристско-рекреационную зоны, однако, сообщил Костенко, теперь от этой схемы отказались.

Резиденты и льготы

Резидентами СПВ не могут быть резиденты особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР), а также организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта. В то же время резиденты «Свободного порта Владивосток» вправе работать на ТОРах, находящихся в пределах СПВ.

Резидентам свободного порта дадут ряд льгот. Во-первых, это нулевая ставка по федеральным налогам. Во-вторых, может быть введена пониженная ставка краевого налога на прибыль. Но главное новшество в этой области — единый налог свободного порта Владивосток (налог на «доходы минус расходы»), на которой вправе перейти резиденты СПВ. Ставка единого налога равна 10 %, но может быть уменьшена краевыми законами до 6 %. Согласно законопроекту о поправках в Налоговый кодекс РФ, резидент, перешедший на этот налог, освобождается от налога на прибыль организаций и имущество организаций, а также от налога на добавленную стоимость. Чтобы перейти на уплату единого налога СПВ, нужно соблюсти ряд условий: организация-резидент должна быть вновь созданной, не иметь представительств и филиалов за пределами свободного порта, не использовать имущество и инфраструктуру другого налогоплательщика.

Для резидентов СПВ также введут пониженные тарифы страховых взносов.

Таможня и контроль

Налоговые льготы и есть главная особенность нынешней версии владивостокского порто-франко в отличие от дореволюционной практики, когда главной преференцией считался беспошлинный ввоз целого ряда товаров. Теперь о беспошлинном импорте речи не идет. Полпред, вице-премьер Юрий Трутнев еще в январе сказал, что свободный порт не должен «уменьшать доходы бюджета РФ» и «создавать дыры в таможенном законодательстве», тем более в кризис. Максимум, что позволено в этой сфере, — «свободная таможенная зона», уже известная схема. Импортные товары, ввезенные в рамках «свободной таможенной зоны», смогут «размещаться и использоваться только на территории Свободного порта Владивосток». Это развитие старой идеи «вольной гавани» или «транзитных складов», которую предлагал еще Витте в начале ХХ века. Морские порты и аэропорт, входящие в границы СПВ, приравняют к портовой ОЭЗ, сухопутные погранпереходы — к логистической ОЭЗ, остальную территорию свободного порта — к «обычной» ОЭЗ.

Пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль сохраняется. В законе прописаны «круглосуточный и бесперебойный режим работы контрольных органов», «исключение излишних, дублирующих функций и действий», реализация принципов «одного окна» и «лучшей практики». Под последним понимаются «лучшие временные практики» стран АТР.

Острый вопрос — о принудительном отчуждении земли и недвижимости для госнужд в целях размещения объектов инфраструктуры свободного порта. Здесь установят такой же порядок, как для ТОРов в соответствующем законе. Собственно, и весь СПВ в его нынешнем облике сильно напоминает и ОЭЗы, и ТОРы, а не то, что обычно понимается под порто-франко.

Начальники

Высшим коллегиальным органом управления СПВ станет Наблюдательный совет, который возглавит профильный вице-премьер — на сегодня это Юрий Трутнев, совмещающий посты дальневосточного полпреда и зампреда федерального правительства. В совет также войдут губернатор Приморья, главы администраций муниципалитетов, входящих в свободный порт, и ряд других чиновников разного сорта и веса.

Иностранцы

Иностранные авиакомпании получат право на территории аэропорта Кневичи принимать на борт пассажиров, багаж, грузы и почту для перевозок их в иные страны или иные точки РФ. А равно доставлять все это во Владивосток извне. То есть режим «открытого неба», провозглашенный Минтрансом еще в 2011 году, только после принятия закона о СПВ сможет наконец заработать.

Для иностранцев вводится безвизовый въезд на территорию СПВ по морю и воздуху (сухопутные погранпереходы в законопроекте не упомянуты — из опасений в части неконтролируемой миграции с сопредельной территории КНР?). Сначала предполагалось, что срок безвизового пребывания составит 72 часа, но, как добавил по итогам упомянутого совещания Александр Костенко, это время решено увеличить до 120 часов (пять суток). Причем повторный въезд тех же лиц в Россию разрешат лишь по истечении 48 часов с их выезда из РФ.

Что касается гастарбайтеров, то резиденты СПВ смогут нанимать иностранцев без учета квот и без получения соответствующего разрешения. Хотя, говорится в законопроекте, «при прочих равных условиях приоритет имеют граждане РФ».

№ 281 / Сергей ПАВЛОВ​ / 02 апреля 2015
Статьи из этого номера:

​«Где этот чертов инвалид?» ©

Подробнее

Судьба резидентов

Подробнее

​Явочная повинность

Подробнее