Экономика

​Большой портовый сбор

Эксперты, бизнесмены, законодатели и чиновники обсудили вступивший в силу закон «О свободном порте Владивосток»

​Большой портовый сбор

Развитие Дальнего Востока стало вопросом национального приоритета на весь XXI век. «Сегодня мы видим будущее Дальнего Востока как одного из ключевых центров социально-экономического развития всей страны, который должен быть эффективно интегрирован в быстроразвивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион в целом», — подчеркнул президент России Владимир Путин на первом Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Приморье не случайно выбрано местом проведения ВЭФ. В крае внедряются новые формы для привлечения серьезных инвесторов на Дальний Восток России. Решения о создании cвободного порта Владивосток, особых экономических зон, территорий опережающего развития, интегрированной развлекательной курортной зоны «Приморье» и реализация ряда крупных инвестиционных проектов — новый этап в развитии региона и всей страны.

В ходе ВЭФ были подписаны соглашения на 1,8 триллиона рублей, из которых на договоры с участием иностранных компаний приходится треть. Приморский край представил на форуме самое большое количество инвестпроектов из всех регионов Дальнего Востока. Как отметил губернатор Владимир Миклушевский, общая сумма заключенных краем соглашений в рамках ВЭФ составила около 100 миллиардов рублей. Это новый инвестиционный климат, это тысячи новых рабочих мест, это повышение общего уровня жизни в Приморье. О том, как реализуются решения, какие возникают проблемы, какие пути развития видят специалисты, — в проекте «Новой газеты во Владивостоке» «Приморье. Территория развития».

12 октября федеральный закон «О свободном порте Владивосток» вступил в силу. Это, однако, еще не означает, что Владивосток сразу заживет по-новому. «Свобода приходит нагая…» — утверждал Велимир Хлебников. Вот и закон о свободном порте еще предстоит «приодеть». Во-первых, необходимо принять целую кипу различных подзаконных актов и ведомственных инструкций, без которых он просто не сможет заработать. Во-вторых, ряд положений закона вступят в силу только в 2016 году. В-третьих, необходима не только бумажная, но и практическая работа на местах. В-третьих, одно дело — закон, а другое — его применение.

В преддверии вступления закона в силу на площадке Дальневосточного федерального университета состоялся круглый стол, посвященный как раз вопросам практического применения нового закона. В заседании приняли участие разработчики закона, представители бизнеса, госчиновники, ученые, общественные деятели, главы муниципальных образований.

Работа «под законом»

Советник министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков, один из главных разработчиков закона, сообщил: требуется принятие еще около 30 подзаконных актов, относящихся к компетенции как Минвостокразвития, так и Федеральной таможенной службы.

— Самое важное — определить критерии отбора резидентов свободного порта. Соответствующий документ уже внесен в правительство. Другой документ — требования к бизнес-плану потенциального резидента. Будет предусмотрен гибкий механизм и минимальное количество требований, — заверил Волков.

Если разработка упомянутых документов может быть завершена в кратчайшие сроки, то другие вопросы потребуют больше времени — это создание новой пограничной и таможенной инфраструктуры, отладка процессов на местах. О существующем положении на погранпереходах Волков выразился откровеннее некуда:

— То, что я видел здесь, — это ужасно. Это не открытый порт, а отсталость, это беда федеральной власти. Нельзя отбить охоту у иностранцев пользоваться этим режимом. Если они приедут и столкнутся с очередями на границе и хамством — это недопустимо. Я надеюсь, что наши коллеги из федеральных органов власти своевременно примут меры и необходимые документы для того, чтобы закон заработал в полную силу.

Режимные меры

В процессе разработки законопроект претерпел ряд трансформаций. Если сначала шла речь о безвизовом режиме для иностранцев, то теперь в законе прописан визовый режим, пусть и упрощенный (виза оформляется непосредственно на границе). Кроме того, из закона исключена норма о «едином налоге свободного порта», хотя другие налоговые льготы сохранены. Все это вызывает опасения по части выхолащивания самой идеи свободного порта. С критикой закона в его нынешней редакции выступил мэр Владивостока Игорь Пушкарев:

— Закон революционный, но он не совсем соответствует нашим ожиданиям. Предусмотренные меры поддержки недостаточны для прорыва. Из закона исключен единый налог — мы заранее оказываемся неконкурентоспособными по сравнению с Кореей или Сингапуром. Надеюсь, закон будет доработан, потому что в нынешнем виде он не даст того эффекта, который мы ожидаем.

— Те положения, которые мы обсуждали с представителями приморского бизнеса и государственных органов, вошли в законопроект, — уточнил Павел Волков. — Сейчас обсуждается налоговый режим свободного порта. Есть предложения по «открытому небу» аэропорта Владивосток и по созданию международного медицинского кластера. Также есть еще ряд существенных поправок к закону.

Коридоры «на выход»

Председатель комитета Законодательного собрания по экономической политике и собственности Александр Костенко предложил включить в поле действия закона Лазовский и Тернейский районы, а также Дальнегорск, где уже имеется портовая инфраструктура. Напомним, сегодня под закон о свободном порте попадают 15 приморских муниципалитетов: Владивосток, Артем, Большой Камень, Уссурийск, Хасанский, Пограничный, Октябрьский, Ханкайский, Шкотовский, Надеждинский, Ольгинский районы, Партизанск и Партизанский район, Находка, Спасск-Дальний.

Вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев отметил, что законопроект разрабатывался с привлечением большого числа экспертов, людей из бизнеса. В нем постарались использовать лучшие практики различных стран АТР. Главный смысл — привлечь новые, серьезные инвестиции.

— Причем компании могут быть как российские, так и иностранные. Главное, чтобы они были готовы инвестировать в свое предприятие. Упор планируется делать на развитие портовой инфраструктуры, развитие высокотехнологичных производств, — подчеркнул Сергей Нехаев. — Главным конкурентным преимуществом Владивостока в рамках свободного порта является трансграничная территория с международными транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2», которые сопрягаются с новыми масштабными проектами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В будущем планируется распространить действие закона за пределы Приморья — на другие порты Дальнего Востока.

Мнение ученых: надежды и сомнения

Генеральный директор Дальневосточного НИИ морского флота (ДНИИМФ) Ярослав Семенихин положительно оценил идеологию законопроекта, но высказал опасения по части правоприменительной практики:

— На сегодняшний день этот пакет административно-экономических инструментов не имеет равных в отечественной экономике, это явный шаг вперед. Но лучший критерий истины — это практика. Мы знаем, что хорошо разработанные документы могут быть парализованы бюрократическими решениями или вновь появившимися обстоятельствами. Например, КНДР еще 20 лет назад разработала огромный пакет документов по развитию экономической зоны Расон, но эти инструменты так и не заработали должным образом…

Похожие сомнения выразил директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН академик Петр Бакланов:

— Закон — это новый инструмент регионального развития, но мы можем получить и очень высокие результаты, и нулевые. Ключевое значение имеют виды предпринимательской деятельности, на которые будут распространяться меры господдержки. Необходимо разработать список приоритетных и допустимых видов деятельности в границах свободного порта, которые могут дать нужный социальный и экономический эффект. Второе наше предложение связано с тем, что ключевым элементом в развитии юга Приморья являются порты — и сами грузопотоки, и экспорт, и производство. Нужно провести глубокий анализ имеющихся портов с точки зрения их потенциала, перспектив, стыков портовых мощностей с автомобильными и железными дорогами.

Директор Института истории ДВО РАН, председатель Общественной палаты Приморья Виктор Ларин предложил просчитать все наперед:

— Мы еще не знаем, какими могут быть социальные последствия от реализации этого закона, в частности касающиеся миграционных процессов. Думаю, нам в Общественной палате следует провести общественные слушания, обсудить все возможные последствия.

По итогам круглого стола председатель приморского Законодательного собрания, президент Ассоциации выпускников ДВФУ Виктор Горчаков посоветовал заинтересованным сторонам направлять предложения по доработке закона «О свободном порте Владивосток» в министерство по развитию Дальнего Востока, а также в краевую администрацию и Законодательное собрание Приморского края.

Комментарии

Тихоокеанские ворота открыть для инвестиций

Председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков:

— Естественно, всех занимает вопрос, какие конкретно шаги нам всем следует совершить, чтобы максимально эффективно использовать отпущенное нам время. Наблюдающих за тем, что происходит, довольно много — и у нас в стране, и за рубежом. Нам хотелось бы услышать друг друга. Мы пригласили одного из разработчиков закона — Павла Волкова, а также различные структуры, либо прямо заинтересованные в законе, либо имеющие какие-то суждения, в том числе и критические.

Многие из тех, кто принял участие в круглом столе, высказали свои соображения о том, что стоило бы добавить в закон, как они понимают работу тех или иных его статей. Закон дает нам серьезные возможности, которыми нужно грамотно воспользоваться. Поэтому так важно четко продумать механизмы его реализации. Властям всех уровней нужно готовиться к исполнению закона. Я имею в виду работу, связанную с потенциальными инвесторами, исполнением полномочий по земельным, имущественным, налоговым вопросам. Главная задача закона о свободном порте Владивосток — создание благоприятных условий для бизнеса, который мог бы прийти в Приморье, развиваться сам и развивать край.

Председатель Думы Владивостока Елена Новицкая:

— Этот закон не просто предлагает новые условия налогообложения — он предполагает новые условия ведения бизнеса. Мы ждем от этого закона прежде всего развития туристической отрасли. К саммиту АТЭС в городе построена новая инфраструктура, теперь вся отрасль должна быть переведена в ранг хорошего цивилизованного достойного бизнеса. Есть над чем работать.

Советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков:

— Многие предложения, обсуждавшиеся с представителями Приморья, вошли в закон. Есть ряд вещей, которые еще проходят обсуждение. Это особый налоговый режим, часть предложений по «открытому небу» для аэропорта Владивостока, создание международного медицинского кластера (речь идет, в частности, о том, чтобы «затащить» в Приморье южнокорейские клиники, дав им разрешение заниматься в России медицинской деятельностью. — Ред.).

До вступления закона в силу резиденты свободного порта не могли появиться по определению, но де-факто общение с бизнесом уже идет, мы открыты для диалога, готовы дать ответы на все интересующие вопросы, рассматриваем поступающие от бизнесменов проекты.

Свободный порт Владивосток даст приморцам высокооплачиваемые рабочие места, новую инфраструктуру, возможность самореализации. Для Приморья это удвоение бюджета, для ДВФО в целом — хороший толчок.

Вы знаете, что в законе прописан, к сожалению, не безвизовый, а упрощенный визовый режим. Сейчас самое важное — сделать его по-настоящему упрощенным. Необходимо создать условия для того, чтобы люди, прилетающие в аэропорт Владивостока или приезжающие в Приморье через автомобильные, морские, железнодорожные пункты пропуска, не толпились в очередях и могли воспользоваться этим режимом быстро и приятно для себя.

Директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Валерий Местулов:

— Закон будет регулировать не только деятельность торгового порта — он в большей степени направлен на территорию, даст импульс развитию территории, но и мы как тихоокеанские ворота станем более востребованными.

Думаю, наше лидерство на рынке портовых услуг региона сохранится. Надеюсь, что администрирование как минимум станет короче по времени, как максимум — эффективнее. Тогда мы сможем стать еще более эффективными и конкурентоспособными по сравнению с грузоперевозками сухопутным путем — через Китай и Казахстан, и, наверное, мы сможем более эффективно конкурировать с морским путем — так называемым deep sea, когда грузы сразу идут морем на Европу.

На сегодняшний день наши мощности используются лишь на 40–50 %. Мы готовы удвоиться в своем грузообороте, для этого не потребуется срочных больших инвестиций. А далее готовы развиваться вслед за рынком.

Вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев:

— Если говорить про типичную модель свободного порта, то мы ведь пошли не по пути тех форматов, где в большей степени говорят про развитие портовой инфраструктуры и создание налоговых преференций. У нас концептуально совершенно другая модель свободного порта. Закон учитывает конкурентные преимущества и отраслевую специализацию Приморского края. Фактически мы кратно усиливаем те преимущества, которые у нас уже были. А для инвесторов мы можем усилить конкурентоспособность их товаров преференциями, предусмотренными в налоговой и таможенных сферах. В результате мы становимся очень значимым транспортным коридором и «приемником» между Европой и Азией. Сейчас будет проведена большая работа по упрощению административных барьеров, таможенных процедур, что в совокупности формирует наш свободный порт Владивосток якорным транспортно-логистическим узлом для Европы и стран АТР.

Но мы не хотим развивать исключительно транспортно-логистический комплекс. Стоит задача открытия вдоль транспортных коридоров высокотехнологичных производств и новых предприятий по локализации продукции европейских и азиатских производителей. Потенциальные резиденты уже понимают, что через нас можно будет не только выгодно транспортировать грузы. И если инвестору будет экономически выгодно сформировать здесь локализацию своего производства, территория приобретает новое производство и создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Мы постарались прописать по максимуму то, что даст толчок к долговременному росту экономики территории.

№ 309 / Сергей ПАВЛОВ / 15 октября 2015
Статьи из этого номера:

​«Прогресс» почти не виден

Подробнее

​Большой портовый сбор

Подробнее

​Ставки сделаны

Подробнее