История

Ушли в пучину

24 торговых судна с портом приписки Владивосток погибли в годы войны в Мировом океане

Ушли в пучину

Продолжение цикла. Начало в «Новой газете во Владивостоке» в предыдущем номере.

Атакован японской авиацией

Теплоход, танкер «Майкоп». Построен в 1929 году в СССР, в Николаеве, на заводе имени А. Марти. С 1939 года — в ДВМП.

В середине ноября 1941 года танкер «Майкоп» под командованием капитана Левченко вышел из порта Владивосток и последовал в порт Сурабая на острове Ява. Приняв на борт 2 тысячи тонн кокосового масла, танкер готовился сняться в обратном направлении, когда 9 декабря пришло сообщение о начале войны между Японией с одной стороны, Англией и США — с другой. Тем не менее 14 декабря «Майкоп» снялся на Владивосток.

Поскольку военные действия в это время происходили в районе Южно-Китайского моря, Сингапура и у побережья Индокитайского полуострова, капитан решил пройти Макасарским проливом, вдали от районов боевых действий у южной группы Филиппинских островов, выйти в Тихий океан и на большом удалении от побережья следовать на север.

20 декабря 1941 года танкер «Майкоп» находился в 33 милях от островов Сарангани и выходил в Тихий океан. В 07 часов 20 минут на горизонте появились два самолета, которые приблизились к танкеру и начали делать облеты на высоте 100–150 метров и на расстоянии до 200–250 метров от судна. Это были самолеты японских ВВС с ясными опознавательными знаками, моряки даже различали лица японских летчиков. С появлением самолетов, не дожидаясь 8 часов утра, капитан приказал поднять на корме флаг СССР, который, безусловно, был хорошо виден японским летчикам. Тем не менее вскоре один из самолетов, зайдя с кормы, с небольшой высоты сбросил на танкер бомбу, которая взорвалась по правому борту. А когда самолет сделал новый заход и сбросил вторую бомбу, танкер уже резко изменил курс, и она тоже взорвалась в воде. После этого самолет улетел. Левченко тут же приказал начальнику радиостанции Дианову связаться с Владивостоком и сообщить о случившемся.

Около 10 часов появился японский торпедоносец и сбросил торпеду, от которой удалось удачным маневром уклониться. Следом прилетели три бомбардировщика, зашли на боевой курс и начали бомбить безоружный танкер. Каждый бомбардировщик сбросил по три бомбы, но, меняя курс, танкер избежал прямых попаданий бомб. Однако взрывы происходили в непосредственной близости, причиняя судну значительные повреждения.

В 14 часов 30 минут над судном появились четыре бомбардировщика, летевших строем «ромба», которые сбросили четыре бомбы, но благодаря своевременному маневру прямого попадания удалось избежать. Затем японские самолеты разошлись веером и начали бомбить «Майкоп» с пикированием. Уклоняться от одновременного налета самолетов, атакующих с разных румбов, было невозможно. Бомба попала в район мостика, пробив цистерну санитарной воды, находящуюся на палубе верхнего мостика, и взорвалась в районе помпового отделения, причинив большие разрушения. Осколки пробили палубу и борта, повредили мостик. Была разрушена радиорубка, убит радист Дианов и ранены шесть человек экипажа судна.

21 декабря 1941 года на «Майкоп» вновь был совершен налет. Три бомбардировщика сбросили девять бомб, которые упали на расстоянии от 5 до 8 метров от судна, причинив повреждения корпусу. Судно теряло мореходность. Спасти танкер не удалось, он затонул в точке с координатами 6 град. 35 мин. с. ш., 125 град. 45 мин. в. д.

В связи с этим посол СССР в Токио Яков Малик заявил протест заместителю министра иностранных дел Японии Ниси. Однако японские власти ответили, что результаты проведенного расследования не подтвердили факта гибели советского судна в результате бомбардировки японскими самолетами, и, в свою очередь, указали, что советский танкер затонул в результате его бомбардировки 25 декабря в районе к югу от о. Давао американским самолетом, а также что капитан и другие члены экипажа советского танкера в составе 34 человек спасены японцами и находятся под защитой японских властей в Малабалае. Почти каждое слово в этом сообщении было ложью, включая и так называемую защиту японских властей, которая больше походила на издевательство.

Что касается экипажа, то моряки на спасательных шлюпках высадились на берег острова Минданао, в зону, которую еще удерживали американцы. Однако вскоре они были выбиты с Филиппин наступающими японскими частями. Испытания для экипажа продолжались. Оккупационные японские власти отправили экипаж под конвоем в Манилу, затем в Шанхай и только после долгих допросов 30 июня 1942 года передали представителю советского консульства. Но еще два долгих месяца японские власти тянули с выдачей виз на отъезд в СССР.

Во Владивостоке капитан Анатолий Левченко и помполит Александр Левин были преданы суду за утрату судна. Оба были отправлены на фронт, участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Вскоре после этого в одном из боев Левин погиб, а Левченко был ранен. А еще через месяц Верховный Главнокомандующий издал приказ о возвращении судоводителей с фронта на флот. Прямо из госпиталя Левченко вернулся во Владивосток и еще в течение длительного времени командовал торговыми судами.

После войны приморский писатель Лев Князев описал эти события в повести «Ночь над Минданао».

Потоплен у берегов Индии

Пароход «Микоян», построен в 1929 году в СССР, в Ленинграде, на Балтийском заводе. С 1934 года — в ДВМП.

Пароход «Микоян» с началом войны оказался в зоне Индийского океана и с августа 1941 года занимался перевозкой оборонных грузов из английских колоний в порты Персидского залива. Очередной рейс под командованием капитана Трескина судно совершало осенью 1942 года, направляясь из Калькутты в Карачи. Индия и прилегающая акватория являлись в это время прифронтовой зоной.

Пароход «Микоян»в полярном рейсе

3 октября 1942 года в 14 часов 52 минуты местного времени в точке с координатами 19 град. 09 мин. с. ш., 85 град. 25 мин. в. д. «Микоян» был торпедирован японской подводной лодкой I-162. Судно начало быстро погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до индийского порта Гопалпур. Всем морякам, а на борту судна находилось 36 человек, удалось спастись

Здесь началась сухопутная полукругосветная одиссея экипажа: проехав через Индию, Иран, Ирак, по Каспийскому морю, моряки прибыли в расположенный на восточном побережье Каспия и находящийся на территории Туркменистана порт Красноводск (ныне — Туркменбаши), а оттуда по железной дороге вернулись во Владивосток. Вскоре им предстояло принять одно из судов, поступавших по ленд-лизу из США.

Ночная трагедия у мыса Лопатка

Пароход «Обь» (первое название — Wassenaar), построен в 1917 году в Голландии на верфи Gusto. В СССР — с 1934 года, с 1 января 1943-го — в ДВМП.

Пароход «Обь» в начале войны участвовал в полярных конвоях, в 1942–1943 годах совершил сложное плавание, перейдя из Архангельска в Бостон, оттуда в Сан-Франциско, а из последнего доставив во Владивосток танки и самолеты.

В очередной рейс «Обь» вышла из Владивостока 28 июня 1944 года. В трюмах судна было 2600 тонн угля, предназначенного для Петропавловска-Камчатского. Экипаж состоял из 40 человек, возглавлял его опытный капитан Степан Панфилов.

В конце суток 5 июня, завершая пересекать Охотское море, по радиомаякам Большерецка и мыса Лопатки определили свое местонахождение. Пароход приближался к Первому Курильскому проливу, чтобы выйти в Тихий океан между мысом Лопатка и островом Шумшу.

Стояла теплая, тихая, почти штилевая погода с видимостью не более двух кабельтовых. Вскоре после очередной смены вахт, в 0 часов 10 минут, в точке с координатами 51 град. 27 мин. с. ш., 154 град. 58 мин. в. д. пароход содрогнулся от оглушительного взрыва. «Обь» была торпедирована в среднюю часть правого борта, прямо под кают-компанией. Судно стало стремительно крениться на правый борт, затем перевернулось и ушло под воду. Все это произошло в течение двух-трех минут. В момент взрыва погибла часть экипажа, в том числе и капитан Панфилов, который за 15 минут до трагедии спустился в свою каюту.

Старший помощник капитана Максимихин в это время тоже находился у себя в каюте. Взрывом заклинило дверь, однако он сумел выбраться через иллюминатор. Пока моряки после трагедии спасали себя и отыскивали в ночном море своих товарищей, неизвестная подводная лодка дважды подходила к тонущим. И каждый раз вновь скрывалась в ночном тумане.

На рассвете моряки обнаружили полузатопленную шлюпку. Подойдя к ней на плотах, они вычерпали из нее воду и обнаружили в целости и сохранности все снаряжение и неприкосновенный запас продовольствия. В носовой части шлюпки отгородили брезентом место для раненых. Проведенная перекличка показала, что погибли 14 членов экипажа.

Через сутки, 7 июля, около 16 часов моряки подошли под парусами в район поста Большерецк, пройдя от места трагедии почти 60 миль. Здесь их встретил советский пограничный катер, отбуксировавший шлюпку к причалу рыбокомбината. Вскоре моряки были доставлены в Петропавловск-Камчатский, а оттуда на пароходе «Ковда» 9 августа возвратились во Владивосток.

В течение длительного времени считалось, что «Обь» стала жертвой атаки японской подводной лодки. Однако, согласно последним исследованиям российских и зарубежных историков, подтвердились данные о том, что советский пароход был потоплен американский подводной лодкой SS-281 Sunfish, командир которой «ошибочно» принял его за японское судно. К этому стоит добавить, что «Обь» несла специальные опознавательные знаки: по обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован Государственный флаг СССР, который в ночное время освещался специальными люстрами; кроме того, на мачтах зажигались еще дополнительные, так называемые «нейтральные» огни…

Погиб южнее Аляски

Пароход «Павлин Виноградов» (первое название — Tiba), построен в 1929 году в Голландии на верфи P.Smt Jr. В СССР с 1935 года, с 1940-го — в ДВМП.

Пароход «Павлин Виноградов» под командованием капитана Фомы Дроздова вышел из Ванкувера на Владивосток 15 апреля 1944 года. В его трюмах разместилось 3600 тонн груза, в том числе в твиндеке четвертого трюма находилось 350 тонн ацетона в бочках. Экипаж состоял из 42 человек, включая шестерых человек военной команды.

22 апреля в 16.55, когда судно находилось к югу от полуострова Аляска на подходах к проливу Унимак, в точке с координатами 53 град.13 мин. с. ш., 159 град. 35 мин. з. д., в кормовой части прогремели два взрыва. Практически сразу сдетонировал ацетон, образовав гигантский огненный смерч. Пароход начал стремительно погружаться, заваливаясь на левый борт и задирая нос. Через три минуты, в 16.58, «Павлин Виноградов» исчез под водой.

При взрывах и попытках покинуть тонущее судно погибли 13 членов экипажа, включая капитана. В единственной шлюпке, которую удалось спустить, собралось 29 моряков, в большинстве — израненных и обожженных. Командование принял на себя старший механик Константин Борисенко.

В первые же сутки от ран, травм и ожогов умерли 2-й механик Иван Чепуренко, матрос Гавриил Богачев и кочегар Айнутдин Якубов.

По расчетам моряков, до ближайшего берега было не менее 100 миль (более 180 километров). В шлюпке сумели поднять парус и взяли курс на остров Унимак. Однако вскоре ветер усилился до штормового, израненным, ослабевшим людям пришлось пересесть на весла. Район Алеутских островов не случайно называют «кухней погоды». Здесь самый непродолжительный синоптический период, часты шторма и туманы. Моряки оказались в сложной навигационной ситуации — шторм 6–8 баллов и почти постоянный дождь со снегом.

Океанские волны играли шлюпкой как песчинкой. В одну из ночей оторвался плавучий якорь, и тогда бороться с волной стало еще тяжелее: шлюпку постоянно заливало водой, моряки не успевали ее вычерпывать. В течение нескольких последующих суток ранения и ожоги, голод, холод и жажда привели к потере еще 17 человек…

На шестые сутки погода улучшилась, показалось солнце. В 15–20 милях на горизонте начал вырисовываться скалистый берег. Но моряки настолько ослабели, что никто не был в состоянии держать весла. Укрывшись парусом, они лежали обессиленные...

Неожиданно послышался гудок. Отчаявшиеся люди не поверили своим глазам — прямо к ним шло судно. Это был советский пароход «Ола», который под командованием капитана Анатолия Могучего следовал из США во Владивосток. На борт судна были подняты последние, выжившие в чудовищных условиях девять моряков: Малаксианов, Белонюк, Пономаренко, Сазыкин, Мыльников, Квашин, Минин, Алексеева и Борисенко.

(Фамилию капитана Анатолия Могучего читатель уже встречал в материалах этого цикла в одном из предыдущих номеров «Новой во Владивостоке». За год до описываемых событий, в феврале 1943 года, он командовал пароходом «Ильмень», который был потоплен американской подводной лодкой SS-276 Sawfish в 240 милях от острова Сикоку. Тогда удалось спастись большинству экипажа; моряки были подобраны тоже советским пароходом «Каширстрой».)

В течение полувека после войны существовали две версии причины гибели «Павлина Виноградова» — торпедирование неизвестной субмариной или внутренний взрыв в трюмах (возможно, диверсия). И только недавно благодаря упорным исследованиям историка флота К. Б. Стрельбицкого была убедительно доказана причина гибели судна: ею стала торпедная атака японской подводной лодкой I-180.

Продолжение цикла в следующем номере.

№ 312 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 04 ноября 2015
Статьи из этого номера:

​Мятеж замполита Саблина: 40 лет спустя

Подробнее

​Ханка попутала берега

Подробнее

​Загнанные в уголь

Подробнее