Экономика

​Кто придет в свободный порт?

Эксперты общественного совета по экономической политике в Приморье обсудили проблемы реализации закона о свободном порте Владивосток

​Кто придет в свободный порт?

В рейтинге инвестиционной привлекательности, который составлен недавно компанией «Медиология», первое место в стране заняло Приморье. Всего в шорт-лист исследования вошли 15 регионов России. Приморский край стал лидером, обогнав даже Москву и Республику Саха (Якутия). Первую строчку рейтинга эксперты объясняют «революционными» формами привлечения на Дальний Восток серьезных инвесторов. Решения о создании свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития, интегрированной развлекательной курортной зоны «Приморье» и реализация еще ряда крупных проектов стали новым этапом в развитии края. По большому счету все только начинается.

Несмотря на частые сравнения с Гонконгом и Сингапуром, аналогов в мировом законодательстве у закона о свободном порте Владивосток нет. И пока его реализация вызывает у экспертного сообщества вопросов больше, чем ответов.

— Мы получили абсолютно новое, революционное «оружие», и, как с ним обращаться, нам посмотреть не у кого. Правоприменительную практику предстоит вырабатывать самим, сообща, — сформулировал на общественном совете по экономической политике в Приморье в конце минувшей недели вице-губернатор Сергей Нехаев.

Не СУР, а сюрь

По мнению экспертов, чтобы федеральный закон набрал полный вес, предстоит принять еще минимум 33 подзаконных акта. И привести в соответствие правовые механизмы таможенной, пограничной, налоговой и многих других структур. Особое внимание эксперты обращают на ту, которая «дает добро».

— Усилия ведомства скорее направлены не на упрощение и ускорение таможенного оформления, а на выбивание денег из участников ВЭД, — считает предприниматель Виктор Зуй. — Несмотря на то, что ФТС в стране одна и Таможенный кодекс вроде един для всех, на один и тот же товар на разных постах может быть разная проходная стоимость. А доказательство ее превращается в мытарство.

По мнению экспертов, стратегия выполнения плана на таможне уже превышает по уровню абсурда «палочную» систему правоохранительных органов. Систему управления рисками (СУР) предприниматели называют «сюрь».

— Она давно не отражает реальное положение дел. Некоторые критерии рисков вообще ошибочны. Самый наглядный пример: телефоны не могут измеряться в килограммах! Ведь чем они легче и «напичканнее», тем дороже. А на российской таможне — измеряются, — приводит пример совладелец группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.

Член общественного совета Юрий Рябко проанализировал комплекс нормативно-правовых актов, необходимых для реализации закона. Он отмечает: часть ключевых документов еще отсутствует.

— Таможенные преференции — первопричина свободного порта, ключевая нота набора льгот для его резидентов. Именно эта составляющая позволит на полную мощность использовать экономический потенциал региона. Федеральная антимонопольная служба должна выступать в роли медиатора между бизнесом и властью и обеспечить единообразное применение таможенного законодательства, — высказывается Юрий Рябко.

Возвращение резидента

Первым резидентом свободного порта Владивосток стала «Тихоокеанская инвестиционная компания» с проектом строительства гостиницы и жилого комплекса в Славянке. Объем инвестиций — около 5 миллиардов рублей. Это только часть масштабного проекта по созданию в Хасанском районе мультимодального транспортно-логистического комплекса и бункерного хаба.

— Убежден, наиболее важным для Приморья является развитие транспортно-логистической и портовой деятельности. Для реализации этой задачи, конечно, должны быть решены проблемы в таможенном законодательстве, — высказывает свою точку зрения президент группы компаний ООО «Транзит-ДВ» Игорь Польченко. — Многие пробелы мы уже восполнили, но сделать еще нужно много. В Славянке «Транзит-ДВ» удалось построить первый и пока единственный в России рейдовый перегрузочный контейнерный комплекс, и мы будем развивать его с помощью режима СПВ.

Здесь обозначилась еще одна проблема. Холдинг представил на наблюдательный совет «производственную» часть проекта — мультимодальный комплекс. Но закон о СПВ не предусматривает возможность по умолчанию напрямую стать резидентами для уже действующих на территории края юридических лиц. И в закрытой для журналистов части наблюдательного совета как раз и обсуждался вопрос о «старых» компаниях, работающих над новыми проектами.

— Мы намерены подать заявку на получение статуса резидента для ЗАО «Востокбункер», временным препятствием пока является отсутствие механизма присвоения статуса резидента новым проектам в рамках действующего бизнеса, — комментирует Игорь Польченко. — Речь идет о том, что работающий бизнес должен в полном объеме платить налоги на уровне сложившихся показателей, льготы получат только новые проекты. Как разделить налоговую базу? Такой механизм разрабатывается.

Право применения

Главной темой следующего заседания наблюдательного совета свободного порта Владивосток станет получение компаниями статуса резидентов. Об этом заявил полпред президента на Дальнем Востоке, вице-премьер Юрий Трутнев.

— Количество компаний, которые сейчас обратились с заявками, составляет около полутора десятков. Этого мало, — отметил он. — Возможно, на пути к получению статуса есть какие-то препятствия, которых мы пока не видим.

Чтобы устранить правовой недостаток, необходимо внести дополнения в процедуру вступления в резиденты. Минвостокразвития сформирует модель работы в рамках закона уже действующих компаний, заявил глава ведомства Александр Галушка.

— Мы заинтересованы, чтобы поддержать все предпринимательские инициативы, имеющие значение для развития территории. Наша задача — предложить такую конструкцию, которая позволит уже действующим предприятиям в рамках проектов модернизации и развития стать резидентами свободного порта, — отметил он.

Тем не менее уже на первом заседании наблюдательного совета были рассмотрены инвестиционные проекты потенциальных участников порто-франко на общую сумму более 170 миллиардов рублей.

— Потенциальные резиденты свободного порта заявляют не только новые проекты, но и уже существующие, перспективные для дальнейшего развития Приморья. Сейчас нам нужно продумать, как разделить новые компании и уже существующие с точки зрения налогообложения, — прокомментировал коллизию губернатор Владимир Миклушевский. — Хороший закон — только половина дела. Есть вещи, которые быстро сделать невозможно, они смогут решаться по мере правоприменения. Интерес к свободному порту действительно огромный и у российских инвесторов, и у иностранных.

— Закон часто подвергается критике. Да, он несовершенен, но, вы только представьте, у нас до сих пор вообще не было нормативно-правовой базы, позволяющей развивать акватории, а теперь появилась. Мы начинали законотворческую работу практически с нуля, но с каждым шагом она все больше продвигается вперед, — оптимистично настроен Игорь Польченко.

ПроТОРорит идущий

В новый транспортно-логистический комплекс «Южный Приморский Терминал», проект которого реализуется в ТОР «Надеждинская», компания ООО «Инком ДВ Логистик» намерена вложить 8,5 миллиарда рублей. Максимальный оборот составит 900 тысяч контейнеров в год и почти 1,5 миллиона тонн генеральных грузов. Сроки реализации проекта — 2016—2020 годы. Соответствующее соглашение подписано между АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Инком ДВ Логистик».

Всего за два с половиной месяца официально подана 71 заявка на сумму более 260 миллиардов рублей. Из них уже подписаны первые шесть инвестиционных соглашений на 15,7 миллиарда рублей.

Напомним, в этом году правительство РФ утвердило создание двух ТОР в Приморье: «Михайловский» и «Надеждинская». Основная задача администрации края в рамках реализации проектов — строительство инфраструктуры: дорожной, инженерной, коммуникационной.

— В бюджете края на 2016 год на эти цели предусмотрен 1 миллиард рублей, в 2017 году — около 3 миллиардов. В этом году мы также выделяли средства на проектирование и экспертизу объектов. К концу 2017 года вся необходимая инфраструктура будет построена, — подчеркнул первый вице-губернатор Василий Усольцев.

По его словам, для территорий опережающего развития в крае построят более 60 километров новых дорог. Еще столько же ждет капитальный ремонт. Что касается устройства инженерной инфраструктуры, в ТОР «Надеждинская» построят более семи километров водовода и очистных сооружений. В рамках газификации ТОР «Михайловский» газопровод придет в населенные пункты трех районов: Спасского, Черниговского и Михайловского.

— В ответ мы получаем 30 миллиардов инвестиций в ТОР «Надеждинская» и более 40 миллиардов в ТОР «Михайловский». Итого 73 миллиарда уже подтвержденных вложений в экономику края и тысячи новых рабочих мест, — отметил Василий Усольцев.

Кроме того, ведется активная работа по созданию ТОР «Остров Русский». На заседании правительства уже рассматривался вопрос по ТОР «Большой Камень». В перспективе в Приморье также запланировано создание территорий опережающего развития в районе порта Зарубино и Находки, где расположится завод Восточной нефтехимической компании.


Правила игры

Как сообщил вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев, общая сумма уже подписанных инвестиционных договоров на строительство отелей и казино в ИКРЗ «Приморье» составляет 108 миллиардов рублей. На днях Корпорация развития Дальнего Востока объявила конкурс на свободные земельные участки.

— Однако для второго отбора компания изменила правила игры. Одно из основных требований для будущих инвесторов — целевой взнос на строительство объектов инфраструктуры в размере 1,5 миллиарда рублей. Победители аукциона станут известны в середине декабря, после этого мы назовем имена новых инвесторов курортной зоны. Открытие первого казино показало большой интерес зарубежных партнеров к этому проекту, — отметил Сергей Нехаев.

Вице-губернатор особо подчеркнул, объем вложенных в проект бюджетных средств на строительство инфраструктуры, несомненно, окупится. Планируемый объем налоговых поступлений в региональный бюджет на первом этапе реализации проекта достигнет одного миллиарда рублей. А при выходе на полную мощность достигнет показателей Лас-Вегаса — шести миллиардов в год.

— Из 619 гектаров площади курорта игорная часть займет лишь половину — 290 гектаров. Остальную территорию займут развлекательные комплексы, ресторанный и гостничный бизнес, торговые центры. Интегрированный развлекательный курорт станет яркой точкой на карте Приморского края и в полной мере раскроет его туристско-рекреационный потенциал, — отметил Сергей Нехаев.

№ 315 / Андрей КОЗЫРЕВ / 26 ноября 2015
Статьи из этого номера:

​Шёлковый путь друг к другу

Подробнее

​Кто придет в свободный порт?

Подробнее

​Детей не жаль?

Подробнее