Расследование

​По мелкому таможенному счету...

Сотрудники государственных органов фактическими действиями сводят на нет большую государственную политику

​По мелкому таможенному счету...

В течение нескольких последних месяцев в Приморском крае пошел процесс серьезных перемен: с принятием федерального закона о свободном порте и несколько ранее — о территориях опережающего социально-экономического развития, с открытием первого казино в интегрированной развлекательной зоне, с проектами некоего «туристического кластера» у малого и среднего туристического бизнеса появились надежды на развитие и рост… Напрасные надежды. Разбивающиеся о заскорузлую бюрократию на погранпереходах.

Слово и дело государево

На словах высших руководителей всей страны, ДВФО, Минвостокразвития и отдельно взятого Приморского края на развитие въездного туризма в край делаются большие ставки, под них запланирована ТОР на острове Русском, а тем, кто вкладывается в развитие туристической инфраструктуры, обещают еще и льготы — если верить словам министра Александра Галушки, сказанным в интервью Газете.ру накануне Восточного экономического форума (цитата):

«…На сегодняшний день удельный вес туристической отрасли в структуре экономики Дальнего Востока неприлично мал. Это 0,37 % ВВП: от
0,03 % в Сахалинской области до 1,8 % в Приморском крае. Он должен быть минимум в десять раз больше. ТОР уже создана на Камчатке, планируется на островах Русском и Большом Уссурийском… Также <…> должен быть внесен законопроект о льготах для инвесторов, которые будут вкладываться в развитие туристической инфраструктуры Дальнего Востока…»

Но это, к сожалению, только слова. А реальные дела обстоят совсем иначе. В частности, на автомобильных пограничных переходах в Приморском крае, через которые идет основная масса туристического обмена между РФ и КНР в регионе, пограничная и таможенная службы РФ своей деятельностью вовсе не способствуют увеличению пассажиропотока туристов. Очереди и волокита при пограничном и таможенном оформлении давно стали притчей во языцех не только у туроператоров, но и просто у жителей края, посещающих Китай в туристических поездках. А у туристов из КНР — тех самых, чьих денег ждут в Минвостокразвития, — российская кондовая бюрократия отбивает охоту еще раз сталкиваться с нею, посещая нашу страну. И если бы речь шла только о бюрократических процедурах! Происходящее на погранпереходах похоже на реализацию коррупционных схем, когда госслужащие своими действиями создают одним участникам рынка преимущества, а другим — проблемы. Как это происходит на практике, руководитель туристического центра «Афина Паллада» Наталья Чепелева пишет губернатору Владимиру Миклушевскому:

«…30 января 2016 года автобус ООО «МежТрансВосток» (KIA GRANBIRD, гос. номер Х333АН 125 RUS) выполнял заказную перевозку пассажиров по маршруту Владивосток — Суйфэньхэ (КНР) через МАПП «Пограничный». Перевозка осуществлялась нерегулярным рейсом на основании бланка разрешения вида «В». В 10.30 автобус KIA GRANBIRD, г/н Х333АН 125 RUS, прибыл к МАПП «Пограничный» и в 11.35 был пропущен на территорию пункта пропуска представителями пограничной службы. После выдачи пограничником контрольного талона для выезда из РФ автобус подъехал к зданию МАПП «Пограничный» для прохождения транспортного контроля. Вместо <…> процедур, связанных с транспортным контролем, <…> водителю было выдано уведомление о том, что оформление транспортного средства невозможно <…>, и по указанию пограничников, автобус с пассажирами был вынужден выехать из пункта пропуска. Так в течение дня повторилось еще два раза… На автобус KIA GRANBIRD, гос. номер Х333АН 125 RUS, было выписано три уведомления о непропуске автобуса (в 11.42, 14.23 и 17.25), и только в 18.40 автобусу было разрешено пройти все виды контроля и выехать из РФ…» Также в письме указывается, что за это время через МАПП «Пограничный» был пропущен нерегулярный автобус китайской турфирмы — вместо рейсового автобуса маршрута 805.

Дубовый занавес

Пресловутого «железного занавеса», которым советский народ отгораживали от «тлетворного влияния запада», давно не существует. Но вместо него наши границы окружает незримый, но вполне ощутимый «дубовый занавес» — из абсолютно необоснованных препон, грубости, хамства и произвола мелких государственных служащих. Которые могут либо открыть «зеленую улицу» — даже тем, кого следовало бы жестче контролировать, либо наоборот — по своему хотению и какому-то «щучьему велению» устроить изматывающий процесс тотального контроля — даже тем, кого и проверять нет оснований, например, группам детей, российских или китайских, пересекающих границу в рамках программ обмена, международных мероприятий, отдыха в лагерях.

В частности, в зоне действия Уссурийской таможни в течение прошлого года действовали каналы поставок из КНР синтетических наркотиков, изъятых в ноябре прошлого года у картеля наркоторговцев на перевалочных складах в самом Уссурийске, Новосибирске и Казани, общим количеством около тонны или около 20 миллиардов разовых доз. Через погранпереходы постоянно идет в Приморье вал «серого» ширпотреба, продуктов питания, контрафакта, серьезно подрывающий экономику России, не говоря уже о недоплатах в бюджет страны таможенных сборов. В обратном направлении вывозится лес, водные биоресурсы, дериваты — тоже в значительной мере контрабандой, — но бдительность таможенной и пограничной службы почему-то нацелена на автобусы с детьми и организованными туристическими группами, тогда как в соседних автобусах границу беспрепятственно пересекают откровенно навьюченные багажом «челноки». В чем причина?

Причина, если верить официальным ответам официальных же лиц, якобы в исполнении межправительственного соглашения РФ и КНР об организации пассажирских перевозок через автопереходы от 1992 года, по которому преимущество при оформлении пересечения границы получают, в числе прочих, и рейсовые автобусы регулярного пассажирского сообщения. Но и об автобусах турфирм в этом документе сказано, причем в п. 1, а не в п. 19, на который ссылаются чиновники, хотя в 1992 году в Приморском крае фирм с собственным автопарком было раз-два и обчелся.

С тех пор ситуация на рынке туристических услуг в Приморье поменялась кардинальным образом, многократно возрос пассажиропоток в обе стороны, появилось множество фирм со своим лицензированным автотранспортом и программами пребывания туристов. А чиновники по-прежнему ссылаются на давний документ, причем истолковывая его положения по своему желанию и настроению. Надо пропустить без проволочек, к примеру, автобус ОАО «Приморавтотранс» с «челноками» и их баулами и ящиками — пожалуйста: буква соглашения от 1992 года это позволяет. Надо задержать на границе автобус какой-либо из фирм с группой организованных туристов, у которых в стоимость путевки входит проезд от места сбора до гостиницы по ту сторону границы и обратно, — его задержат на несколько часов, а то и суток или же рекомендуют ехать через другой переход — на сотни километров удлиняя его путь! — и все на основании того же соглашения. На любые жалобы как самих туристов, так и туроператоров, несущих прямые убытки от такого своеобразного толкования документов и упирающихся в «дубовый занавес» на границе, чиновники ответят, что все законно-обоснованно. Соглашением, мол, так предписано…

Большая ложь для маленькой компании

Подобное поведение должностных лиц — от таможенников на переходе до администрации края — невольно наводит на подозрения о коррупционной составляющей в их деятельности. Согласно законодательству и заявлениям политических лидеров страны и региона у нас развивается конкурентная среда, устраняются административные барьеры бизнесу, поддерживаются приоритетные направления в экономике, включая туризм. Но на практике не происходит ничего подобного: инфраструктура МАПП не развивается годами, их пропускная способность не возрастает, а турфирмам, с трудом выживающим на фоне кризисного падения в отрасли (притом что они ничего у государства не просят), банально мешают работать, чинят ничем не обоснованные препятствия. И туроператоры вынуждены нести убытки, писать жалобы, обращаться в суды и прокуратуру, добиваясь реализации своих законных прав — права работать и сохранять рабочие места приморцам, налоговые поступления в бюджет. А нашим чиновникам это, выходит, не нужно?

Многочисленные чиновники, бизнес-омбудсмен, бизнес-общественники — от Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) до «Опоры России» — чем вы это объясните, кроме как давлением на бизнес или сведением счетов за жалобы, а то и попытками «загнать под крышу»?

Целью работы департамента по туризму администрации края заявлено «…повышение конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, повышение его качества и доступности, обеспечение безопасности туризма в России и за рубежом». Было бы здорово, если бы эти слова не оставались пустой декларацией.

№ 324 / Виктор БУЛАВИНЦЕВ / 04 февраля 2016
Статьи из этого номера:

​Каждой собаке — по закону

Подробнее

​Хроника пикирующего авторынка

Подробнее

​«Лексус» на новенького

Подробнее