Расследование

​Внесудебный вердикт

На пропускном пункте Пограничный продолжаются злоключения турфирм

​Внесудебный вердикт

Автобусы нв стартовой линии в МАПП Пограничный

«Новая во Владивостоке» уже не раз рассказывала на своих страницах о том, как на самом деле государственные служащие пограничных и таможенных органов «развивают» туристические связи: препятствуя всеми правдами и неправдами пропуску автобусов с туристами, принадлежащих турфирмам, в пользу маршрутных перевозчиков. В частности, это касается туристического центра «Афина Паллада» и связанного с этой фирмой ООО «МежТрансВосток» — компании-перевозчика. В суде на данный момент слушается дело по иску турцентра «Афина Паллада» к таможенной службе по поводу неправомерных, по мнению истца, действий сотрудников таможни на международном автомобильном погранпереходе (МАПП) Пограничный. Решения своего суд еще не вынес — но, не дожидаясь такового, госслужащие продолжают демонстративно и показательно «воспитывать» строптивую туристическую компанию, на несколько часов, системно задерживая на переходе ее автобусы с туристами и тем самым вынуждая путешественников ехать в КНР на рейсовых маршрутах.

Основа такой деятельности госслужащих только одна, базирующаяся на межправительственном соглашении между Российской Федерацией и Китаем о пассажирских перевозках, ст. 19 которого гласит: «…пограничный, таможенный и санитарный контроль при перевозках тяжелобольных, регулярных перевозках пассажиров автобусами, а также перевозках животных и скоропортящихся грузов будет осуществляться вне очереди…», но не содержит никаких ограничений при оформлении другого транспорта. Чиновники толкуют этот документ на свой лад, фактически ограничивая конкуренцию и лишая туристов права выбирать, как и на чем им ездить в Китай и обратно. Ведь у автобусов турфирм больше удобств: они без пересадок привозят туристов, что называется, от дома прямо к отелю, а по пути руководители групп, выступая в роли гидов, доводят до туристов полезную информацию, во время пребывания в Китае проводят экскурсии и также без пересадок привозят обратно домой. И если вести речь о развитии туристического бизнеса в крае и росте пассажиропотока в КНР и обратно, то туристические компании со своим автопарком — в этом деле хорошее подспорье. Но…

Фактически бизнес маршрутных рейсовых автобусов, давно сформированный в Приморье и поделивший маршруты на самых оживленных пограничных автомобильных переходах, конкурирует с турфирмами-перевозчиками. И стремится обеспечить себе преимущества руками государственных служащих: пограничников и сотрудников таможни, которые зачастую не стесняясь могут использовать служебное положение и гарантировать одним «зеленую улицу», в то время как другим — старательно обеспечивать необоснованные проволочки в оформлении пересечения границы.

В частности, 19 марта группа туристов из 28 человек следовала из России в КНР. Утром в 10.30 автобус ООО «МежТрансВосток» прибыл в МАПП Пограничный, где на тот момент ожидали оформления три рейсовых автобуса и туристический автобус индивидуального предпринимателя Ефимова с организованной группой туристов из 34 человек. Автобус ООО «МежТрансВосток» встал в очередь на оформление. Первым в пункт пропуска на оформление зашел рейсовый автобус компании «Приморавтотранс», а за ним — автобус ИП Ефимова встал перед шлагбаумом на так называемой стартовой линии. В итоге таможня держала автобус «Приморавтотранса» целых 45 минут, не занимаясь его оформлением, а зашедший в МАПП автобус Ефимова досматривать и оформлять не стали, поставив на «отказную» площадку вместе с тремя десятками туристов. Автобус компании «МежТрансВосток», г/н Х 333АН, заехал в МАПП в 12.05 и встал перед пустой ямой таможенного досмотра. В его салон зашла инспектор погранслужбы, проверила паспорта без каких-либо замечаний, а вот после нее прибыл сотрудник таможни Максим Костянков, прямо заявивший Наталье Чепелевой, гендиректору турцентра «Афина Паллада», что автобус не пропустит потому, что компания подала в суд на Уссурийскую таможню. Да-да, это тот самый, пока еще не рассмотренный иск о признании незаконными действий таможенной службы о непропуске туравтобусов.

Затем, спустя примерно полчаса, пограничники разрешили туристам выйти из автобуса и проследовать в зал таможенного и пограноформления, а автобус по требованию таможни отъехал в сторону. Туристов начали оформлять, однако тот же сотрудник таможни активно стал этому препятствовать. И, как заявляет Чепелева и подтверждают другие участники этой поездки, сотрудник таможни сказал водителям рейсовых маршрутов компаний «Приморье» и «Приморавтотранс» туристов «Афины» не брать — хотя должен поступать с точностью наоборот: задержав автобус, отправлять его пассажиров на других автобусах. В итоге туристов «Афины Паллады» забрали водители китайских автобусов: восемь человек уехали в 13.55, в 14.00 на другом автобусе — еще 10, через 20 минут на автобусе администрации Суйфэньхэ отбыли еще четверо, а последним шести удалось уехать лишь в 15.30 и тоже на китайском перевозчике. Автобус ООО «МежТрансВосток» через границу в тот день так и не пропустили: таможенники вызвали из поселка Пограничный сперва полицию, а затем и наряд ДПС. На водителя автобуса, просто стоявшего на территории МАПП, составили протокол о нарушении ПДД, и в результате в Китай за туристической группой автобус прибыл лишь на следующий день пустым. Если это называется государственными мерами по развитию туризма, то что тогда зовут произволом и безобразием?

Спустя неделю, 26 марта, ситуация повторилась и даже усугубилась. Если в конфликте 19 марта сотрудники погранслужбы не участвовали и никаких проволочек туристам «Афины Паллады» не чинили, то в этот раз, по мнению Натальи Чепелевой, таможенники МАПП исчерпали запас своих методов, и к делу подключились пограничники. Сначала рядовые сотрудники погранслужбы, дежурящие на МАПП, просто «знаками показывали отъехать», тогда как в это время беспрепятственно «пролетали» китайские автобусы и маршрутные автобусы компаний «Приморье» и «Приморавтотранс». Затем пограничники в очередной раз вызвали наряд ДПС, и полицейские взяли с водителя автобуса «МежТрансВостока» объяснительную, но при этом указали об отсутствии с его стороны нарушений, а Евгения Галузина, представившегося начальником смены пограничников, попросили расписаться в этом документе. Далее уже в пункте пропуска пограничники и старшая смены таможни Л.И. Тюлькина также препятствовали туристам «Афины Паллады» в прохождении государственной границы, голословно требуя от них покинуть территорию МАПП, а после отказа тот же Галузин составил в отношении водителя туристического автобуса протокол за неподчинение… В общей сложности автобус с тургруппой удерживали на пограничном переходе с 10 до 16 часов, тогда как само оформление автобуса и туристов в результате заняло ровно 4 минуты. И, как считает Наталья Чепелева, Е.В. Галузин не сам принимал решения, а выполнял команды кого-то вышестоящего, с которым постоянно был на связи: по мнению Чепелевой, этим руководителем мог быть полковник Андрей Аксенов, начальник погранперехода.

Между тем, судебный процесс по иску турцентра «Афина Паллада» о признании незаконными действий сотрудников Уссурийской таможни идет своим чередом, и на будущей неделе ожидается следующее заседание. С аргументами в суде у представителей таможни, судя по всему, как говорится, напряженка, в ход идут даже просто скачанные с интернет-сайта отзывы о работе компании, которые по версии таможни должны доказывать, что турцентр «нехороший», а потому соблюдать в отношении его транспорта и туристов законность необязательно. Примет ли суд аргументацию такого уровня — вопрос. Мы в любом случае постараемся дождаться этого интересного судебного решения.

А в это время первый вице-премьер российского правительства и полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (в аккурат на минувшей неделе находившийся в Приморье) подчеркивает исключительную важность скорейшего завершения реконструкции российских погранпереходов и всемерного развития транспортного сообщения с Китаем. Ставит задачи развивать инфраструктуру погранпереходов буквально любой ценой.

Хорошо бы, конечно. Вот только будет ли от этого толк, если служба на этих новых переходах будет продолжать осуществляться вышеизложенными методами? Каковые уж точно никакому развитию не способствуют, а наоборот — откровенно препятствуют, вынося и приводя в исполнение чиновные «приговоры» туристическому бизнесу без закона, суда и разбирательства.

  

№ 332 / Виктор БУЛАВИНЦЕВ / 31 марта 2016
Статьи из этого номера:

​Юрий ТРУТНЕВ: Надо чистить!

Подробнее

​Внесудебный вердикт

Подробнее

​Не рубите, мужики!

Подробнее