Экология

​«Нора» под тропой леопарда

На территории национального парка «Земля леопарда» появился первый в России экологический тоннель

​«Нора» под тропой леопарда

Нарвинский тоннель на трассе Раздольное—Хасан открыли в присутствии главы президентской администрации и председателя наблюдательного совета АНО «Дальневосточные леопарды» Сергея Иванова. Стройку уже окрестили «первым экологическим тоннелем» в России. Значит, могут появиться и следующие. Тем более что 2017 год в России объявят Годом экологии.

Тоннель строили несколько лет, сроки ввода в эксплуатацию не раз переносились. Не обошлось без скандалов и увольнений. Еще в октябре 2014 года вице-губернатор Олег Ежов в интервью «Новой во Владивостоке» рассказывал: «Если по-русски, без экивоков — налицо ошибка проектировщиков. Тоннель небольшой — 570 метров, но из-за того, что трещиноватость грунтов не была учтена должным образом, мы получили серьезную проблему. Дойдя до середины, поняли, что нужно менять способ проходки и способ отделки тоннеля. Это привело к остановке стройки и ее задержке на полгода… Очень хотим порадовать приморцев к началу следующего курортного сезона, но не будем забегать вперед. Такие объекты, как тоннель, требуют повышенного внимания к безопасности. Пока не будем уверены, что там все хорошо, — движение не откроем».

Объект был достроен минувшей зимой, но церемонию открытия перенесли на весну из-за рабочего графика Иванова — «лучшего друга дальневосточных леопардов».

— Построив этот тоннель, мы убиваем двух зайцев: с одной стороны, мы облегчили жизнь автомобилистам, которым теперь не придется карабкаться по перевалу. С другой — мы защитили исторические миграционные пути дальневосточных леопардов, — сказал Сергей Иванов на открытии тоннеля в Хасанском районе.

— Это было трудно, мы столкнулись с определенными сложностями, — признал губернатор Приморья Владимир Миклушевский, — но успешно всё преодолели. Мы гордимся и очень дорожим тем, что численность дальневосточного леопарда в последние годы существенно увеличилась. И это большая ответственность.

Как рассказал главный энергетик Примавтодора Антон Военков, тоннель оборудован системами оповещения, охраны, связи, контроля допустимых концентраций вредных веществ в воздухе и управления вентиляцией, подогрева водоотводных лотков, подогрева проезжей части на въездах в тоннель, а также круглосуточного освещения. Стены и свод тоннеля обшиты огнезащитной плитой, обладающей 180-минутной огнестойкостью. Эта плита обеспечивает сохранность как самой железобетонной конструкции, так и инженерных коммуникаций.

Теперь звери, обитающие на территории национального парка «Земля леопарда» по разным сторонам трассы, смогут пересекать оживленную дорогу поверху Нарвинского перевала, в то время как автомашины будут двигаться через тоннель. На перевале установят фотоловушки. «Мы вернули зверям их территорию. Сначала пойдут кабаны и косули, за ними — леопарды и тигры. Когда они попадут в объектив камеры, станет ясно, что мы всё сделали правильно», — пояснил Иванов.

Как рассказала директор национального парка «Земля леопарда» Татьяна Барановская, в окрестностях Нарвинского перевала обитают девять мам-леопардиц. «Теперь они смогут безопасно перебираться через перевал вместе со своими малышами. Мы сделали очень важное дело», — считает Барановская.

В обсуждении природоохранных аспектов, связанных с реконструкцией хасанской трассы, в течение многих лет принимал активное участие Всемирный фонд дикой природы (WWF) России. «Проблема состояла в том, что в связи с реконструкцией автодороги, необходимой для экономического развития Приморья, возрастала угроза фрагментации последнего участка местообитаний дальневосточного леопарда, единственная в мире популяция которого на тот период насчитывала всего порядка 30—35 особей. При этом дорога отсекает участки площадью около 1000 квадратных километров, или примерно 20—25% оставшегося ареала этого краснокнижного вида. На отрезке от реки Амбы до реки Поймы дорога пересекала федеральный заказник «Барсовый», в 2013 году вошедший в нацпарк «Земля леопарда», и проходила по границе заповедника «Кедровая Падь», — сообщили в Амурском филиале WWF России. «Фрагментация ареала — одна из самых серьезных угроз популяции дальневосточного леопарда. За последние годы на автотрассе Раздольное—Хасан погибли три тигра и леопард Меамур («крестник» музыканта Ильи Лагутенко. — Ред.). В 2007 году по рекомендации WWF России в порядке эксперимента Примавтодор построил под дорожным полотном три подземных перехода для диких животных, — рассказал директор Амурского филиала WWF России, кандидат биологических наук Юрий Дарман. — WWF России также подготовил предложения по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом и мостов-переходов на Сухановском, Безверховском и Занадворовском перевалах. Никто не верил в реальность этих планов, но благодаря личной поддержке Сергея Иванова и Юрия Трутнева Нарвинский тоннель стал первым надземным переходом для тигров и леопардов над этой трассой. А значит, есть шанс, что интересы леопарда будут и впредь учитываться при инфраструктурном развитии юго-западного Приморья — важнейшего участка «Шелкового пути Китая».

Экологи считают, что, помимо надземных виадуков для диких животных, в местах звериных переходов необходимо установить аншлаги: «Осторожно, дикие животные!», ограничивающие скорость движения автомобилей.

Строительство тоннеля следует рассматривать не как затраты (свыше 1,8 миллиарда рублей), а как инвестиции. Реконструированный участок дороги — составная часть транспортного коридора «Приморье-2», связывающего край с китайской провинцией Цзилинь. Развитию международных транспортных коридоров должна дать новый импульс реализация закона «О свободном порте Владивосток». Неслучайно Сергей Иванов назвал Нарвинский тоннель «жемчужиной большого проекта».


Материал опубликован в рамках проекта «Приморье/Среда обитания»

№ 334 / Сергей ПАВЛОВ / 14 апреля 2016
Статьи из этого номера:

​Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ – о выборах и мостах, Мариинке и гектарах

Подробнее

​Лагутенко, Владивосток, 2000

Подробнее

​Воронеж у океана

Подробнее