Экономика

​Властелины Восточного кольца

В Приморье презентовали новую концепцию большого дальневосточного туризма

​Властелины Восточного кольца

Владивосток станет одним из ключевых звеньев Восточного кольца России. Громкий туристический проект не случайно назван созвучно с Золотым кольцом России: суть — та же с поправкой на дальневосточную специфику и экзотику. Гостю, в том числе иностранному, будет предложено посетить за одну поездку сразу несколько городов и регионов. Тогда туристический потенциал Дальнего Востока будет раскрыт гораздо полнее, чем сейчас. Презентация Восточного кольца стала одним из центральных событий II Тихоокеанского туристского форума, прошедшего во Владивостоке 19–22 мая.

«Братство кольца» и круговая порука

— Развитие Дальнего Востока — стратегическая задача России на весь XXI век. И туризму принадлежит не последняя роль в этом развитии, — заявил на открытии форума губернатор Приморья Владимир Миклушевский. — Помимо развития экономики, нельзя забывать о «политике мягкой силы». Встречаясь с иностранными коллегами, я всегда говорю, что экономика основывается на культуре, образовании и науке, а не наоборот. Когда люди хорошо знают друг друга, им легко взаимодействовать.

II Тихоокеанский туристский форум, проводимый во Владивостоке при поддержке администрации Приморья, с этого года приобрел федеральный статус. Его организация стала одним из знаковых событий в рамках государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2020 годы. По словам губернатора, раньше в деле привлечения гостей дальневосточные регионы зачастую действовали поодиночке. Но с приходом нового руководства Ростуризма удалось выстроить взаимодействие между регионами.


Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый:

— На формирование трех важных туристических кластеров на Дальнем Востоке выделено 7,2 миллиарда рублей. Но, как известно, театр начинается с вешалки, а Россия для иностранного туриста начинается с пограничного перехода, который формирует отношение к будущей поездке, отношение к людям, настроение и желание советовать этот маршрут всем остальным. Немыслимый провал, когда люди стоят на границе по семь часов, а потом в России их встречает хмурый пограничник. Например, последние два-три года идет замена
«суровых мужчин» на улыбающихся девушек — это действительно работает, потому как люди ловят настроение, с которым их встречают. 


— Объединившись между собой, мы сможем привлечь гораздо больше туристов. Гости хотят посмотреть сразу несколько регионов, в каждом из них есть что показать, — объяснил Владимир Миклушевский концепцию Восточного кольца. — Это не только природа. Владивосток строился как европейский город, а нашим соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону очень интересна русская и в целом европейская культура. Во Владивостоке открылась Приморская сцена Мариинского театра — теперь, чтобы побывать в Мариинке, не нужно лететь в Москву или Санкт-Петербург. На пороге открытия — филиал Эрмитажа. Есть поручение президента по открытию во Владивостоке филиалов Русского музея, Третьяковки и Музея Востока. Еще одна тема, интересующая гостей, — игорная зона «Приморье». Каждый день этот комплекс посещают около 600 человек, хотя пока там имеется только 120 номеров. До 2022 года мы планируем увеличить гостиничный фонд курорта до 6000 номеров. Нужно решить вопросы координации, выработать правила взаимодействия, создать единый бренд Восточного кольца России, заключить соглашения между регионами, принять решения по развитию авиаперевозок, по подготовке нужных отрасли кадров.

Министр по делам предпринимательства и туризма Республики Саха (Якутия), член президиума координационного совета по туризму Минкультуры РФ Екатерина Кормилицына напомнила, что идея объединить усилия дальневосточных регионов для развития туризма выдвигалась еще 8–9 лет назад:

— Была обозначена цель — стимулировать внутренний туризм, создавая общий бренд — Восточное кольцо. Сегодня реализация идеи стала еще актуальнее.

Стоит задача комплексно продвигать территорию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Необходимо объединить усилия региональных администраций и туроператоров, развить действующие и создать новые маршруты, которые свяжут природные, рекреационные и историко-культурные объекты ДВФО. Из относительно новых видов туризма — событийный (как тут не вспомнить фестиваль V-ROX, организованный во Владивостоке музыкантом Ильей Лагутенко), промышленный, экологический. Депутат приморского Законодательного собрания, советник губернатора Сергей Сопчук обратил внимание на тот факт, что Дальний Восток позволяет развивать все направления туризма: конгрессно-выставочный, культурно-познавательный, спортивный, круизный, морской, экологический, лечебно-оздоровительный и т. д. Директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков добавляет:

— У Приморья есть все, чтобы стать ключевой точкой по формированию «пакетных туров» для иностранных туристов: современные объекты транспортной и туристической инфраструктуры, гостиничная сеть, крупные событийные мероприятия. Новым импульсом должна стать реализация закона о Свободном порте Владивосток, который предусматривает упрощенный визовый режим до восьми суток.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Александра Осауленко, первые примеры межрегионального взаимодействия уже есть:

— В прошлом году впервые удалось объединить турпродукты Приморского и Хабаровского краев, установить единый круговой тариф. К сожалению, бренд «Восточное кольцо» в туристском сообществе воспринимается пока буквально: кольцо — значит кольцо, никакие другие геометрические фигуры неуместны. Но это некий конструктор, из которого можно складывать любые фигуры. Важно наличие своего внутреннего турпродукта в каждом из регионов, причем их стоимость должна быть приблизительно одинаковой. Второй момент — техническая, логистическая составляющая. Это сегодня у нас ахиллесова пята. Можно сформировать какой угодно продукт, но будет ли он востребован на рынке — большой вопрос, тем более когда рядом — Китай и Республика Корея, уже сформировавшие хорошие туристические продукты. Следующее — продвижение и бренда «Восточное кольцо», и Дальнего Востока в целом. Отдельные территории еще кто-то продвигает, а комплексный единый бренд «Дальний Восток России» продвигается слабо. Показатель того, что мы интересны, — наличие нашего продукта в ведущих агентских сетях. Нам очень бы хотелось, чтобы все дальневосточные регионы вошли в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Мы везде слышим о приоритетности Дальнего Востока — хотелось бы, чтобы это подтверждалось на практике.


Заместитель начальника управления курортами Министерства курортов и туризма Республики Крым Сергей Гулюк:

— В Приморье туристическая отрасль достаточно развита, на мой взгляд, на уровне крупнейших городов России. В рамках соглашения о сотрудничестве мы планируем организовать обмен туристическими группами, например школьников, между нашими регионами. В Приморье действительно есть что посмотреть, не ожидал такого великолепия. Я покорен богатой природой и ухоженностью Владивостока, которая проявляется в деталях и мелочах. На мой взгляд, большие перспективы в Приморье имеют не только межрегиональные маршруты, но и трансграничные — из Владивостока рукой подать до Токио или Сеула, и туристам, которые едут издалека, грех этим не воспользоваться.


Россия начинается с погранперехода

Другой вопрос — инфраструктура, без которой современные, доступные, востребованные турпроекты и турпродукты не создать. Тем более на Дальнем Востоке России с его низкой плотностью населения и недостаточной развитостью дорог, городов, логистики…

Взять, например, круизный туризм.

— Сегодня круизный трафик практически проходит мимо наших берегов. А это очень дорогой и качественный туризм. Инфраструктура наших портов должна соответствовать современным требованиям, — заявил замглавы Федерального агентства по туризму Роман Скорый.

— Круизный туризм — тот рычаг, который поможет нам вывести бренд Дальнего Востока на мировой рынок туризма, — считает директор коммуникационного агентства «ДВ Регион» Кирилл Потапенко.

По его мнению, одним из направлений в этой области должны стать внутридальневосточные морские линии:

— В советское время на Дальнем Востоке действовал круизный маршрут «Владивосток — Корсаков», включавший города Приморья, Камчатки, Сахалина. Этот маршрут пользовался огромным спросом у дальневосточников и иностранных гостей. Сегодня возобновление подобного маршрута не менее актуально. Его создание обязательно нужно рассматривать параллельно с вопросом развития международных круизных маршрутов.

— Чтобы увеличить количество заходов иностранных судов в наши порты, необходимо разработать общую концепцию, принять соответствующие законы на уровне регионов, — считает вице-губернатор Сергей Нехаев.

Роман Скорый также «прошелся» по состоянию дальневосточных погранпереходов:

— Отношение к людям на границе формирует имиджевую составляющую страны. Если театр начинается с вешалки, то Россия — с погранперехода. Если иностранцы стоят на границе по нескольку часов, после чего их встречают неулыбчивые люди, это неправильно. На границе должны быть красивые улыбающиеся девушки.

Константин Шестаков считает: из-за выросшего турпотока существующие пункты пропуска с ним уже не справляются. Решение проблемы — увеличение количества окон таможенного контроля и автобусных рейсов. По словам Константина Шестакова, погранпереход в Краскино будет реконструирован к концу 2017 года, в Пограничном — к концу 2018 года.

— Кроме того, в рамках Свободного порта Владивосток будет введен круглосуточный режим работы, что позволит увеличить пропускную способность границы, — добавил он.

Что касается улыбок, то, как заверил на днях начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин, и этот вопрос будет решен:

— Я сам говорю, что лицо таможенника должно расплываться в улыбке. Особенно когда он встречает гражданина впервые. А дальше уже как жизнь покажет. Что он везет — разберемся.

Инфраструктуру, по словам Сергея Сопчука, нужно развивать комплексно: причалы, аэропорты, организация парковки туристических автобусов на центральной площади Владивостока, оборудование видовых площадок, развитие доступной среды для маломобильных туристов, продолжение работы по установке табличек на иностранных языках.

Еще одна важная для развития как туризма, так и экономики региона в целом задача — привлечение дополнительного пассажиропотока (внутреннего, внешнего, транзитного, туристского…) в дальневосточные аэропорты. Прежде всего речь идет об аэропорте Кневичи, вошедшем в пределы Свободного порта Владивосток. Его планируется превратить в полноценный международный хаб (узел).


Директор Приморского регионального союза туриндустрии Ольга Гуревич:

— Мы продемонстрировали наши турмаршруты и получили высокую оценку экспертов. У профессиональных покупателей есть интерес к нашим турпродуктам, возможно, скоро он проявится в увеличении турпотока из западной части страны. В первую очередь профессиональные покупатели отметили инфраструктуру Владивостока, это новые дороги, аэропорт и, конечно, знаменитые мосты. Гости были в восторге от кампуса ДВФУ, большой интерес вызвал спортивно-туристический комплекс «Приморское кольцо», произвела серьезное впечатление и интегрированная развлекательная курортная зона «Приморье». Гости отметили удачное месторасположение и потенциал развития самого большого казино в России.


О перспективах и проблемах аэропорта высказался доктор экономических наук профессор ВГУЭС Александр Латкин:

— Сегодня мощность модернизированного аэропорта не задействована даже наполовину. Проблема превращения аэропорта в международный туристский хаб — непростой вопрос. Дело в том, что в мире пока нет примера существования такого хаба в городе с населением меньше миллиона человек. Главная предпосылка появления хаба — развитие внутренних перевозок, высокоразвитая инфраструктура. Надо учитывать и опыт соседей, добившихся пока не досягаемого для нас уровня организации перевозок. Сеул, Пекин, Гонконг, Бангкок, Токио — вот для нас пример, куда мы должны идти.

Вместе с тем, отметил Латкин, реализация закона о Свободном порте Владивосток, создание территорий опережающего развития и особых экономических зон должны привести к значительному увеличению населения в регионе, созданию десятков тысяч новых рабочих мест.

— Выполнение грандиозных инфраструктурных проектов обеспечило Владивостоку самый высокий потенциал, самую большую туристическую привлекательность среди административных центров Дальнего Востока. Надо говорить не только о превращении города в центр международного экономического сотрудничества, но и об улучшении качества жизни населения. Чтобы мы не имели мотивации к отъезду, а, наоборот, приглашали всех переезжать жить сюда, потому что у нас лучше, — заключил профессор Латкин.

Со своей стороны, губернатор Владимир Миклушевский заявил:

— Учитывая значительные расстояния между нашими субъектами, необходимо разработать предложения по субсидированию авиаперевозок по Дальнему Востоку России. Это позволит повысить мобильность туристов и снизить их транспортные затраты.

Нам есть что показать

Сергей Сопчук в своем докладе сделал несколько предложений. Одно из них — исключить поселок Хасан из пределов погранзоны, чтобы облегчить посещение ряда туристических объектов («стык трех границ», «домик Ким Ир Сена», объекты, связанные с хасанскими боями 1938 года).

Другие инициативы — выделить морской туризм как особый вид деятельности, создать условия для развития легального охотничьего туризма (сегодня закон не позволяет иностранцам арендовать в России огнестрельное оружие), сократить минимальную численность туристической группы с пяти до трех человек, разрешить группам организованно пересекать границу на автомобилях, мотоциклах, велосипедах. В перспективе эти новшества могут быть распространены и на все Восточное кольцо. Ведь иностранным гостям сегодня интересны не только шопинг или осмотр городских достопримечательностей. Как рассказал председатель комитета по развитию туризма соседней китайской провинции Хэйлунцзян Си Дунгуан, туристам из КНР интересны эксклюзивные туристические продукты, в том числе экологические — рыболовный, круизный, морской…


Президент Торгово-промышленной палаты Приморского края Борис Ступницкий:

— Новым концептуальным решением стало объединение туристического потенциала 12 регионов Сибири и Дальнего Востока под единым брендом «Восточное кольцо». Эта экспозиция стала самой крупной и, на мой взгляд, одной из самых качественных.


Разговорами дело не ограничилось. В ходе II Тихоокеанского туристского форума состоялось подписание соглашений о сотрудничестве в сфере туризма между Приморьем и другими дальневосточными «регионами единого бренда».

— Подписанные соглашения — первые результаты Тихоокеанского туристского форума. Мы впервые превращаем огромный потенциал дальневосточных регионов в единый бренд, — отметил вице-губернатор Сергей Нехаев.

Первые контуры кольца уже вырисовываются. Директор АНО «Туристско-информационный центр Приморского края» Дарья Гусева рассказала о разработанных межрегиональных туристских маршрутах, включающих Якутию, Хабаровск, Сахалин, Камчатку. Еще один проект — поезд «Владивосток — Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск — Владивосток» со стартом из Приморья.

Представитель московского турагентства «Магазин путешествий» Наталья Матвиенко отметила хороший уровень подготовки презентаций Восточного кольца России и дала коллегам совет:

— Чтобы маршрут заработал в полную силу, его нужно поставить в рамки конкретных дат. Тогда турист сможет спланировать свое путешествие. А в целом у вас очень интересные презентации, мы готовы продвигать их на рынке центральной России.

По словам Владимира Миклушевского, Приморье может стать отличной стартовой точкой для тех иностранцев, кто планирует поездку в Россию:

— А дальше уже начинается такое хорошее соревнование между регионами — кто какой турпродукт готов предложить. Прилетев в Россию, иностранцы смогут путешествовать сразу по нескольким маршрутам. Что касается Приморья, то оно к приему туристов готово. Нам есть что показать: игорная зона, Владивостокская крепость, гора Пидан, Уссурийская тайга, краснокнижные животные и многое другое.

— Качественный продукт не делается за один-два дня, он создается постепенно, — сказал замглавы Ростуризма Роман Скорый, отвечая на вопросы журналистов о перспективах Восточного кольца. — Большие средства, в том числе федеральные, вкладываются сегодня в развитие туристических кластеров. На Дальнем Востоке — три больших туркластера, общая сумма инвестиций в них составляет 7,2 млрд рублей. Но инвестиции не способны сразу же превратить территорию в «оазис», куда готовы приезжать туристы. Конечно, у нас есть отставание от некоторых стран в этой отрасли, потому что еще 20 лет назад туризм мы не развивали. Только сейчас он стал приоритетным направлением.

№ 340 / Сергей ПАВЛОВ / 26 мая 2016
Статьи из этого номера:

​Владивостокская крепость: южный обвод

Подробнее

​Властелины Восточного кольца

Подробнее

​Завтра туриста

Подробнее