Экология

​Это вам не капля в море

Экология прилегающих к городу акваторий становится лучше, но до полного решения проблемы еще далеко

​Это вам не капля в море

Когда дует юго-восточный ветер, вся грязь собирается в «военном» углу бухты


Давно идет речь о необходимости сделать Владивосток — как минимум по сезону — главным местом отдыха для жителей всего российского Дальнего Востока. У города и прибрежной полосы южного Приморья есть все, чтобы заменить популярные курорты других стран. Но для этого мы должны предложить отдыхающим не только комфортабельные базы, санатории и дома отдыха, но и безукоризненно чистое море. Причем не только в рекреационной зоне, но и в городской черте, в том числе в бухте Золотой Рог. Пока же — будем откровенны — при всей красоте пейзажа и панорам бухта, точнее, ее состояние вызывает противоречивые чувства. То же самое, впрочем, можно сказать и об Амурском заливе и других местах на побережье.

Пытаясь разобраться в том, как обстоят дела с экологией в акватории залива и бухты, корреспондент «Новой газеты во Владивостоке» встретился с ведущими специалистами «Приморского водоканала», организацией, в чьем ведении находятся очистные сооружения, которые активно обсуждаются в последнее время.

Не секрет, что очистка сточных вод всегда была нашей общей головной болью. И огромные надежды горожане возлагали (и возлагают) на создающуюся систему очистных сооружений. К сожалению, акватория в центральной части города по-прежнему загрязненная. Но если еще недавно стоки с хозяйственно-бытовыми отходами не очищались вовсе, а уходили в прилегающие воды (и в Золотой Рог в том числе) практически в своем первозданном виде, то сейчас работают очистные сооружения. После реконструкции системы водоотведения Владивосток был поделен на три части: центральный (сточные воды Фрунзенского, Первореченского, частично Советского и Ленинского районов), северный (сточные воды Карбышева, Зари, пригорода и поселка Трудовое) и южный (сточные воды Первомайского и части Ленинского районов) планировочные районы. Хозяйственно-бытовые отходы из разных частей города перекачиваются на свое очистное сооружение. Сейчас система работает примерно на 50 %, но это не значит, что вода очищается плохо.

— Водоотведение сейчас сокращается, поскольку горожане стали тратить меньше воды — повлияла установка приборов учета, — рассказывает заместитель главного инженера «Примводоканала» по отведению Анастасия Бутенко. — А сама проектная мощность очистных сооружений была рассчитана с учетом перспектив развития города, и оказалось, что та мощность, на которую запроектировали эти системы, в настоящее время в известной степени избыточна. Город будет развиваться, и мощность достигнет предела, но то, что система запущена не в полную силу, никак не отражается на работе. На данный момент сооружение центрального планировочного района принимает около 80 тысяч кубов воды в сутки, хотя может обрабатывать и 160 тысяч. До 2012 года во Владивостоке тоже были очистные сооружения, правда, очень малой мощности — 17 тысяч кубов, и располагались на полуострове Де-Фриза. Там была произведена реконструкция и созданы новые возможности для обработки 50 тысяч кубов воды в сутки, которые при необходимости могут быть доведены до 100 тысяч кубометров. Сейчас в этом необходимости нет — на северный планировочный район пока приходится около 20 тысяч кубов воды. Нам осталось подключить к очистным сооружениям часть выпусков центрального и южного планировочных районов. Конкретных сроков пока называть не будем, это долгосрочный проект.

Однако проблема неэкологичного водоотведения в городе остается актуальной, даже несмотря на работу очистных сооружений. Все потому, что на очистные поступают только стоки бытовой канализации. А на сегодняшний день у подавляющего большинства организаций остаются неочищенными выпуски в акваторию, прилегающую к городу. В рамках последнего обследования Роспотребнадзором было выявлено около 99 «грязных» выпусков в бухту Золотой Рог, лишь семь из которых принадлежат «Примводоканалу». А кому принадлежат все остальные?

— Предприятия, находящиеся на побережье Золотого Рога (Дальзавод, «Эра», «Дальрефтранс», многочисленные портовые операторы), имеют выпуски в акваторию без очистки, — продолжает Анастасия Бутенко. — Около половины из этих выпусков мы планируем переключить в нашу очистную систему, что тоже непросто. Нужно проложить трассу, установить насосные станции и подключить все объекты. Например, сейчас мы достаточно успешно ведем переговоры с Дальзаводом (у них около 13 действующих выпусков) и «Эрой». Предприятия, имеющие собственные «грязные» выпуски, могут вместе с нами разработать проект по подключению к нашей системе или установить локальные очистные сооружения самостоятельно. Еще часть выпусков приходится на сточные воды ливневой канализации. Они попадают в море без какой-либо очистки. На сегодняшний день эта проблема возложена на администрацию города. Разрабатывается проект, который позволит перекачивать и эти стоки на очистные сооружения, но его реализация потребует много времени и средств.

Еще с чем без помощи человека акватория точно не справится, так это с нефтепродуктами, тяжелыми металлами и пластиком, который часто можно заметить на поверхности вод бухты Золотой Рог. Плавающий мусор из системы канализации и водоотведения не поступает: там только сточная вода, мощные мельницы перерабатывают любой предмет буквально в пыль. Пакеты, пластик и прочий, загрязняющий акваторию мусор, попадают в море с прилегающей береговой территории или сбрасываются зачастую с плавательных средств, находящихся на рейде или у причалов. С последними, как правило, связано и появление нефтяной пленки. Также нефтепродукты попадают во время дождей с поверхностным стоком, через систему ливневой канализации. Владивосток — самый автомобилизированный город России, и оборотная сторона этого явления оказывает мощное негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющих бухту и залив факторов масса. А кто должен очищать море и кто будет это делать?

— Вся акватория бухты Золотой Рог поделена между предприятиями, расположенными на берегу. Каждый из них обязан очищать свою территорию, собирать и утилизировать мусор. В конце 2015 года было создано Тихоокеанское управление Росприроднадзора, которое должно контролировать работу компаний и следить за состоянием морских акваторий и прибрежной полосы. В ходе одной из таких проверок в январе 2016 года управлением было выявлено, что большое количество загрязняющих веществ попадают в залив с баз, где идет перевалка угля и металла. Например, с металлобазы со стороны мыса Чуркина в районе Владивостокского морского рыбного порта, — говорит начальник отдела экологии «Примводоканала» Татьяна Искорнева.

Еще в 2012 году из почти 31 тысячи кубометров сточных вод в Амурский залив без очистки поступало около 18 тысяч, больше половины. В 2015 году объем таких неочищенных стоков уменьшился до 1 324 кубических метров из 32 тысяч. Разница существенная. Если внешние изменения акватории пока обнаружить сложно, улучшения в составе воды уже заметны при взятии проб.

— Если говорить о выпусках в Амурский залив, у нас есть большой выпуск очищенных сточных вод в районе Де-Фриза и проспекта «Красного знамени», — продолжает Татьяна Искорнева. — Хорошие данные в районе маяка, на полуострове Эгершельд, там нет никаких выпусков и есть большое проливное движение воды. Не имеет «грязных» промышленных выпусков и вся санаторно-курортная зона. Там только «ливневки» и частные дома, которые могут осуществлять несанкционированный сброс. Но за такими домовладениями тоже, конечно, должен быть установлен отдельный контроль.

Несмотря на все усилия, во Владивостоке сохраняется комплексная проблема, в решении которой должны принять участие все заинтересованные стороны. «Приморский водоканал» продолжает работы по переключению сброса канализационных вод без очистки и врезке в централизованную систему водоотведения предприятий города. Вместе с тем государственные органы, очевидно, должны стимулировать промышленные предприятия, порты, других пользователей на строительство локальных очистных сооружений. Есть необходимость в регулярной и системной очистке поверхности прилегающей акватории и ее донных слоев; должен быть усилен контроль над флотом — как на рейде, так и у причалов.

А вот проблема с ливневой канализацией, к сожалению, будет существовать, похоже, долгое время. Здесь нужны серьезные совместные усилия и водоканала, и городской администрации. При этом специалисты считают, что, в принципе, сточные воды не являются самой большой проблемой для морской среды. Если полностью прекратить сброс хозяйственно-бытовых отходов в акваторию, то естественные окислительно-восстановительные процессы сами очистят Амурский залив от сточных вод за один-два года. Но для этого и система городских ливневок должна быть заведена на очистные сооружения.

№ 343 / Анастасия БОЛЕЛАЯ / 16 июня 2016
Статьи из этого номера:

​Это вам не капля в море

Подробнее

​Чистой бухте быть?

Подробнее

​Контроль ужесточается

Подробнее