Место событий

​«Таких кораблей никто не строит»

Самый большой и мощный в мире ледокол спущен на воду в Петербурге

​«Таких кораблей никто не строит»

— Деда, какой он большой, какой красивый! — кричит восхищенный пятилетний мальчик пожилому мужчине в спецформе «Балтийского завода». Ребенок задирает голову вверх, пытаясь разглядеть последние минуты стоящий на стапеле корабль. — Он, наверное, больше, чем «Титаник».

— Не знаю про «Титаник», — усмехается дед, — но этот ледокол самый большой и самый мощный в мире. Его только чуток еще достроить…

Атомный ледокол «Арктика», аналогов которому сегодня нет, спускали на воду со стапеля 16 июня. Так шумно, людно и радостно, как в этот день, на территории «Балтийского завода» не было никогда. Событие века захотели увидеть тысячи человек: около 4500 сотрудников завода — почти все пришли с семьями, работники смежных предприятий, капитаны-полярники, заинтересованные горожане.

Среди почетных гостей на мостике стоял ветеран ледокольного флота, капитан первой «Арктики» (в честь которой назвали новый ледокол) Анатолий Ламехов. Он не слушал речей, прижав руку к козырьку, глубоко задумавшись, глядел на корабль.

— Я в восторге от этого корабля, — потом признался «Новой» Ламехов. — Я горжусь нашей страной. Таких кораблей никто не строит! Я ходил на разных ледоколах: и на первой «Арктике» 13 лет, и на «России» 13 лет, но этот, конечно, что-то! Он в полтора раза больше, он в два-три раза мощнее. Я смотрю на него с восхищением и светлой завистью. Мне 85, меня никто не возьмет уже в дальний рейс, скажут: «Вдруг еще умрешь на борту». А жаль, отмотать бы жизнь, как кинопленку…

Схожие чувства — «Ах, какой он» и «Да, мы можем» — испытывали, кажется, все: от маленьких наряженных девочек с белыми бантами (дочерей корабелов) до чиновников, прилетевших из Москвы на церемонию спуска.

— Работать в Арктике крайне сложно, без современных технологий невозможно. Поэтому то, что сделали питерские конструкторы и корабелы, трудно переоценить. «Когда смотришь на эту махину, испытываешь гордость за страну», — сказала спикер СФ РФ Валентина Матвиенко, которую назвали «крестной мамой» ледокола и поручили ей по морской традиции разбить о борт корабля бутылку шампанского.

— Конечно, «Арктика» вызывает гордость, — согласился генеральный директор Росатома (заказчик «Арктики». — Н. П.) Сергей Кириенко. — Я понимаю работников «Балтийского завода», которые сегодня привели сюда детей и внуков, чтобы сказать им: «Смотри, в этом есть частичка и моего труда». Я сам сегодня приехал сюда пораньше. Походил, посмотрел. Вспомнил, как прошлый хозяин «Балтийского завода» (из частных рук почти обанкротившееся предприятие вернулось под контроль государства только в конце 2011 года. — Н. П.) хотел здесь все снести, построить жилье. Вспомнил, как в 2013 году мы с Валентиной Матвиенко, тогда губернатором Петербурга, сомневались: а стоит ли все это затевать? Мы не знали, способно ли петербургское судостроение поднять такой заказ, или лучше об этом забыть? Решение было очень непростым. В бюджете денег нет. «Балтийский завод» — в тяжелейшем банкротном состоянии. Неизвестно: справятся ли наши специалисты с принципиально новыми поставленными перед ними задачами? Удастся ли восстановить технологическую цепочку? Это был огромный вызов и это, безусловно, победа.

Победу поделили на всех причастных к созданию нового атомохода: конструкторов ЦКБ «Айсберг» и ОКБМ (Опытное конструкторское бюро машиностроения) им. Африкантова, разработавших проект ледокола, рабочих «Балтийского завода», всех поставщиков оборудования.

— Это победа говорит о том, что мы действительно в состоянии не просто один такой корабль построить, а можем делать серию, — добавил генеральный директор «Балтийского завода» Алексей Кадилов. — 26 мая — в день 160-летия завода — мы заложили второй атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Сейчас обсуждается дата закладки третьего — «Урал».

По словам специалистов, главное отличие ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — огромная мощность и большой ресурс. Так, например, «Арктика» сможет работать без дозаправки 7 лет. А всего прослужит российскому атомному флоту не менее 40 лет, а не 25, как предшественники.

Сейчас ледокол, строившийся на заводе с ноября 2013 года, готов на 70%. Он весит свыше 14 тонн (к моменту сдачи, со всем оборудованием, будет весить около 34 тысяч тонн) — это предельная нагрузка, которую выдерживает стапель. Дальнейшая достройка корабля продолжится на воде.


Справка «Новой»

Универсальный атомный ледокол «Арктика» предназначен для: самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных); лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.

Основные характеристики атомного ледокола «Арктика»

Длина — 173,3 м

Длина по КВЛ — 160 м

Ширина — 34 м

Ширина по КВЛ — 33 м

Высота борта на миделе до ВП — 15,2 м

Осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м

Минимальная рабочая осадка — 8,55 м

Водоизмещение — 33540 тонн

№ 344 / Нина ПЕТЛЯНОВА, соб. корр. «Новой», Санкт-Петербург / 23 июня 2016
Статьи из этого номера:

​Вывески не краснеют

Подробнее

​Неуловимый душегуб

Подробнее

​«Таких кораблей никто не строит»

Подробнее