Место событий

​Космическая музыка V-ROX’а

Илья Лагутенко: Теперь в стране есть город, в котором почетно мечтать!

​Космическая музыка V-ROX’а

Фото: vlc.ru

В один из первых июльских дней Илья Лагутенко принял регалии почетного гражданина Владивостока: диплом, медаль, красную ленту, что-то еще… — из рук и. о. мэра приморской столицы Константина Лободы. Музыканта, давно прославившего родной город на всю планету, владивостокская дума сумела сделать почетным горожанином лишь с третьего раза. Не обошлось и без сопротивления со стороны некоторых почетных владивостокцев прежних призывов.

Но, как бы то ни было, награда нашла героя. В удостоверении нового почетного владивостокца (сам видел) стоит подпись еще Игоря Пушкарева, некоторое время назад снявшегося в клипе «Мумий Тролля» на песню «Четвертый троллейбус». Дело в том, что почетное звание музыканту было присвоено весной, еще до ареста градоначальника.

«Советский и российский рок-музыкант», как он аттестован на сайте мэрии, Лагутенко стал 92-м по счету почетным владивостокцем, если вести отсчет от адмирала Ивана Шестакова, которому это звание присвоили в 1886 году. И самым молодым из всех (до этого таковым был вице-премьер Шувалов).

Мы поговорили с Ильей в «Мумий Тролль Music bar’е». Оказавшиеся здесь в этот час горожане фотографировались на память не только с самим новоиспеченным почетным владивостокцем, но и с изготовленными невесть где 2000-рублевыми купюрами с изображением Владивостока. Центробанк таких еще не выпустил — за право попасть на купюру нового достоинства бьются несколько городов. А у нас «Владивосток две тыщи» уже вовсю печатают, хотя бы и на принтерах. Потому что Владивосток — это фантастика и свой, особый космос.

О космосе и пошла речь. Но не только. У Ильи Лагутенко, как всегда, — масса планов, многие из которых связаны с Владивостоком.

— Илья, прежде всего поздравляю тебя с, не побоюсь этого слова, долгожданным (по крайней мере для меня и многих владивостокцев, живущих во всех концах Земли) присвоением звания почетного гражданина Владивостока. Значит, вот как она выглядит, эта медаль… Нет ощущения, что до сих пор город — в лице думы, не спешившей с этим решением, — недооценивал заслуги «Мумий Тролля»?

— Да нет, я сегодня уже говорил, что я, конечно, люблю мечтать и фантазировать, но уж о чем - о чем не мечтал, так это о регалиях, отличиях и так далее. Поэтому, когда так случается, есть определенный эффект неожиданности. И ты понимаешь, насколько это серьезно не только для тебя, но и для других людей. Это оказался чувствительный вопрос для большого числа людей, которые обсуждают, дебатируют, и у них тоже есть свои аргументы и «за», и «против». И я могу согласиться, понять обе стороны, и всегда сложно быть стороной, о которой идет речь… Но смотрите: зато теперь в стране есть город, в котором мечтать, оказывается, почетно. Где еще есть такой город? А Владивосток — вот он!

— Вскоре может случиться другое не менее примечательное событие, тоже связанное с группой «Мумий Тролль». Твоя песня «Владивосток две тыщи» может воплотиться в купюру 2000-рублевого достоинства…

— Это уже вообще другой разговор. Когда песню сочиняешь, о таких вещах точно не задумываешься. И это очень странное ощущение, когда что-то материализуется, предсказания какие-то сбываются… Мы сейчас с обновленным составом группы «Мумий Тролль» часто стали играть песни, которые давно не играли — да некоторые из них вообще никогда не играли. И эти песни 20-летней давности — я их совершенно спокойно могу сегодня петь…

— Неожиданная актуальность?

— Даже не актуальность, просто они не устарели. Непонятно: то ли песни не устарели, то ли действительно ничего не произошло, мы где-то застряли…

— …Так вот, за появление на новой купюре соперничает несколько городов…

— Честно говоря, не следил. Но на самом деле в сегодняшней экономической ситуации 2000 рублей — уже не такая важная вещь, получается.

— Тут, наверное, важен не номинал, а прецедент… В августе во Владивостоке пройдет очередной музыкальный фестиваль V-ROX. Его слоган — «Люди, искусство, космос». Зная «Мумий Тролль», легко представить себе если не полет группы на орбиту, то по крайней мере концерт на стартовой площадке космодрома, тем более что теперь есть полноценный дальневосточный космодром, откуда в апреле запустили первый спутник (тогда я понял, о чем была старая мумий-песня «Новая звезда апреля»). Может, слоган V-ROX’а-2016 связан как раз с космодромом «Восточный»?

— Явно не с космодромом «Восточный»… На самом деле фестиваль проходит вот уже четвертый год, и я понимаю, что каждый следующий фестиваль — это определенные итоги предыдущего, которые рождаются именно благодаря тем людям, которые приезжают на фестиваль. Изначально я задумывал V-ROX как такой фестиваль открытий, то, что называется «фестивалем-шоукейсом», где цель — показать потенциал локальных сцен представителям индустрии, которые эти потенциалы потом как-то реализуют. Но мы оказались заложниками ситуации: внятной локальной сцены, которая могла бы поставлять в глобальный музыкальный рынок каких-то артистов, до сих пор не существует. Все эти обмены информацией, выступления полезны для молодых музыкантов, но формирование вот этой сцены… Видать, еще долгое какое-то время пройдет. С другой стороны, Владивосток все-таки не имеет такого большого ресурса, чтобы стать еще одной точкой в азиатском гастрольном маршруте больших артистов. Просто в связи с экономической ситуацией, с емкостью рынка. Какие-то суперартисты, которые едут в Токио, Сеул и так далее, — вроде бы Владивосток стоит у них на пути, но нам нужно научиться продавать здесь 50 тысяч билетов. Я не знаю, где этих людей взять для начала. Даже не то, как им заработать деньги на развлечения, а где их взять! Наверное, да, это мог бы быть какой-то музыкальный туризм из регионов. Я уверен, что на группы ранга Red Hot Chili Peppers ехали бы люди с Камчатки, Хабаровска и так далее. Из той же Японии билет был бы дешевле. Но все упирается в логистику дальнейшую. В прошлом году мы столкнулись с тем, что для артистов, которых мы хотели привезти из Иркутска, плацкартный билет на поезд стоил дороже, чем авиабилет из Москвы во Владивосток. То есть артисту нужно ехать три дня в плацкарте и потом столько же обратно — потратить только на путь неделю. И фестиваль должен пойти на это и заплатить больше, заранее ставя человека в очень непростые условия…

А далее, учитывая развитие социальных сетей и то, как устроен современный концертный бизнес, я понимаю, что идея фестиваля мигрирует в сторону более реального отражения картины сегодняшнего момента. А реальное отражение сегодняшнего момента состоит в том, что мы поняли: в принципе люди довольны фестивалем без каких-то явных хедлайнеров в афише. Артисты довольны опытом выступления перед совершенно незнакомой, но благодарной аудиторией, довольны культурологическим опытом, довольны объемом общения с коллегами. И вот это «сарафанное радио» артистов позволяет нам двигать фестиваль дальше. Владивостокская публика оказалась восприимчивой к действительно хорошим вещам на сцене. Люди идут не на известного артиста, о котором им внушали год или два по всем каналам, — они готовы идти на фестиваль, приходить за определенным жизненным опытом сегодняшнего момента. И, как ни странно, это оказывается сегодняшней мировой тенденцией. Благодаря тем же артистам на меня начали выходить организаторы фестивалей в Японии, Калифорнии, Прибалтике: мы знаем, что вы там делаете, мы хотели бы сделать примерно так же, но с учетом локальной специфики какой-то, можем ли мы сотрудничать? Вот, собственно, этим мы сейчас и занимаемся.

В прошлом году на V-ROX приезжал представитель джазового фестиваля в Сингапуре — он-то и подкинул идею этого слогана, как ты говоришь. Что такое фестиваль? Это искусство, это люди, это космос! Потому что все, что происходит… Откуда все эти творческие идеи берутся? Мне понравилась сама вот эта краткость.

У нас две противоположности среди хедлайнеров. Есть виртуальный мир подростков, звезды интернета — я в данном случае говорю про Лизу Монеточку (Лиза Гырдымова, старшеклассница из Екатеринбурга, выкладывающая свои песни в интернете. — Ред.), которую вроде бы все слышали, но никто не видел. Вот она выступит у нас на фестивале. И есть корифеи космического рока нескольких поколений, которых тоже никто никогда не видел во Владивостоке, да, в принципе, и в России почти никто не видел, — это группа «Зодиак» (латвийский коллектив, ставший в СССР пионером электронной музыки. – Ред.), с которой я провел много переговоров, потому что знаю их организатора Яниса Лусенса. Мне всегда было интересно, как сегодня исполнять эту музыку, которая родилась в аналоговых 70-х и 80-х. Для них это тоже заняло не одно десятилетие — понять, как это все можно играть вживую.

У нас еще много будет космических артистов из азиатских стран. География в этом году раздвинется — теперь и австралийцы едут, и мексиканцы. Мы, конечно, все равно форматом времени ограничены, мы физически и материально не можем увеличивать число артистов до сотен. И процесс привыкания публики идет небыстро. Но движение есть, и это то, что радует. Это нам открывает новые подходы к тому, какие люди должны приехать на фестиваль, чем поделиться, о чем рассказать. В этом году будет больше людей из мира современного искусства, спорта, здорового образа жизни, еды. Та самая дальневосточная кухня, которую мы наконец-то более-менее научились представлять в Москве на базе «Мумий Тролль-бара», — к ней есть интерес. Да и в самом Владивостоке до сих пор никто еще не разобрался, как ее правильно готовить. Тенденция есть, ее надо двигать дальше.

— В июне я неожиданно попал на московскую премьеру фильма «SOS матросу», снятого группой «Мумий Тролль» в ходе вашей кругосветки на барке «Седов». А в планах, слышал, и мультсериал?

— Об этом, наверное, пока рано говорить, работа идет, но это все гораздо сложнее… А «SOS матросу» — мы надеемся показать его во время V-ROX’а владивостокской публике. Все это до сих пор такие рабочие варианты, которые мы показываем. Структура фильма остается прежней, но, думаю, будут такие очень владивостокские сюрпризы для местного зрителя.

— 10 июля, в День рыбака, состоится открытый концерт «Мумий Тролля» на центральной площади Владивостока. Будет особая, рыбацкая тематика? «Акулы», «Малёк», «Дельфины»…

— Я давно уже хотел сделать большой концерт во Владивостоке. Не фестивального плана, когда ты ограничен временем, а чтобы полноформатное было выступление, где мы сможем сыграть и новые песни, и какие-то, скажем так, знаковые для владивостокского слушателя. И еще показать в полной мере визуальную программу, которую мы делали для последнего нашего тура, потому что во Владивостоке нам этого так до сих пор и не удалось сделать.

№ 346 / Василий АВЧЕНКО / 07 июля 2016
Статьи из этого номера:

​Космическая музыка V-ROX’а

Подробнее

​«Киллеры» провинциального масштаба

Подробнее

​Беспаспортный режим

Подробнее