Расследование

​Микрорайон «Д» — родина слонов

Реализация программы «Жилье для российской семьи» во Владивостоке снова оказалась под вопросом

​Микрорайон «Д» — родина слонов

В четвертый раз менее чем за год «Новая во Владивостоке» обращается к ситуации, складывающейся вокруг микрорайона «Д», который сооружается вблизи микрорайна «Снеговая Падь» в краевом центре в рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи». Содержание предыдущих серий несложно найти на нашем сайте в материалах «Загадочный микрорайон «Д» (№ 302 от 27 августа 2015 года)«Вопрос ценой в 5 миллиардов» (№ 319 от 24 декабря 2015 года) и «Посадки в микрорайоне «Д» (№ 342 от 9 июня 2016 года). Уже из одних названий, как видит читатель, можно составить этакий клиповый комикс-детектив. Однако на этот раз название материала выглядит, на первый взгляд, несколько абсурдно.

Но это — только на первый взгляд.

Грезы и миллиарды

В предыдущих материалах мы рассказывали о множестве странностей и загадок, с самого начала сопровождающих реализацию проекта по строительству микрорайона «Д». Мы писали о маловразумительных «конкурентных переговорах», которые — как форму госзакупки — регулярно использовала в течение 2015 года Единая дирекция по строительству в Приморском крае (Приморкрайстрой) для откровенного «распиливания» десятков и сотен миллионов бюджетных рублей; о немедленно возникающих на этом фоне компаниях-прокладках (к наиболее показательным — «Каньону» и «СМУ-ДВ» — мы еще вернемся); о выигрыше конкурсов на 7 миллиардов (!!!) рублей свежесозданной компанией с нулевой репутацией; наконец — о начавшихся арестах, когда один за другим в СИЗО отправились директор Приморкрайстроя Игорь Сологуб и курирующий строительную отрасль вице-губернатор Олег Ежов.

Впрочем, это была лишь малая часть загадок, потому что интрига продолжает закручиваться, а параллельно появляются новые, просто изумительные подробности.

Вот одна из них. Еще пару лет назад, когда только разрабатывалась проектная документация по строительству нового микрорайона, под его реализацию был выделен большой земельный участок площадью в несколько гектаров — слева от нынешней Снеговой Пади, если смотреть с улицы Русской. Но, когда пришло время заходить экскаваторам и бульдозерам, совершенно внезапно выяснилось, что большая часть территории — 42 гектара (!!! — Ред.) уже находится в долгосрочной и вполне официально оформленной аренде у некоего ООО «Малиновый слон». Забавное, согласитесь, название, отсылающее к детским или девичьим грезам. Несколько кликов в справочно-поисковых системах быстро приводят к результату: ООО «Малиновый слон» зарегистрировано в ноябре 2013 года, располагается во Владивостоке по адресу: улица Крыгина, 42, а генеральным директором является Диана Сергеевна Запорожец. Тем, кто не читал наши предыдущие публикации, напомню, что до конца 2015 года Приморкрайстрой возглавлял Сергей Максимович Запорожец. Это именно при нем были «распилены» многомиллионные контракты, а в строительную схему вписались фирмы-прокладки. Сейчас г-н Запорожец возглавляет краевую компанию «Наш дом — Приморье» и отчитывается перед депутатами о строительстве/продаже «Хайяттов».

Однако, как удалось выяснить «Новой во Владивостоке», на момент написания этого материала арендатор еще раз сменился. Компания «Малиновый слон» — вместе со всеми правами — была приобретена известной в строительном бизнесе Владивостока Мариной Колецкой. Попытка нашего корреспондента с ней встретиться претерпела неудачу; Марина Николаевна заявила, что разговаривать не о чем.

Несложный смысл аренды вполне понятен. Договор был заключен безукоризненно законно. Между тем ни одно строительство, тем более на казенные деньги, не может вестись на «неправильно» оформленной земле. А это значит, что аренду придется выкупать, причем, надо полагать, за не самые маленькие деньги. Конечно, можно пойти в арбитраж и добиваться признания договора аренды ничтожным, но на это, как показывает практика, могут уйти годы. А реализация программы «Жилье для российской семьи», согласно решению российского правительства, должна завершиться менее чем через полтора года, до конца 2017-го. То есть выбора, по сути, нет: деньги на бочку.

Замершая стройка

Тем не менее несколько недель назад 10 гектаров (из 42, напомним) были возвращены арендатором под застройку. Стало ли это решением вопроса? Более чем спорно.

Сегодня, по нашей информации, стройка в микрорайоне «Д» фактически стоит. Компания «Яв-строй», ведущая строительство двух 25-этажных монолитных зданий, практически остановила — ввиду неплатежей со стороны генподрядчика (ООО «СМУ-ДВ») — все строительно-монтажные работы. На строительстве многоквартирного здания 121-й серии (производитель панелей — завод ЖБИ-3) стройка также фактически заморожена на уровне фундамента. Есть некоторое шевеление на строительстве многоквартирного дома 83-й серии (производитель панелей — завод «Аврора»), однако ближайшая перспектива выглядит здесь более чем неутешительно. По словам представителей «Авроры», в самое обозримое время производство и отпуск панелей для микрорайона «Д» будет прекращен, ввиду срыва заказчиком — Приморкрайстроем — графика платежей. Аналогичной позиции придерживаются и на ЖБИ-3.

Более того, у обоих заводов договоры на поставку продукции крупнопанельного домостроения истекают 30 сентября. А с
1 октября, при заключении новых контрактов, цены на кубометр изделия будут выше, по осторожным подсчетам, на 40 % — из-за резкого летнего подорожания металла. Цена же квадратного метра в потенциальных новостройках — 35 тысяч рублей — остается для участников программы ЖРС неизменной.

Между тем, согласно официальной информации, с начала реализации этой программы около 500 участников успели не только пройти конкурсный отбор (жеребьевку), но и официально зарегистрироваться и внести «живые» деньги. Немало было привлечено и участников долевого строительства по коммерческой стоимости. А это значит, что несколько миллиардов рублей были саккумулированы.

Неужели они превратились в дым с такой скоростью?

Возможно.

Напомним, к примеру, что еще в прошлом году компания «Каньон» получила от Единой дирекции аванс в 56 миллионов рублей на поставку панелей 83-й серии, которые якобы «Каньон» самостоятельно производит. Мы уже не раз писали, что это — ложь. Теперь, когда эта якобы тайна «внезапно» стала ясна всем, оказывается, что названная сумма примерно равна задолженности Приморкрайстроя перед реальным и единственным производителем 83-й серии — заводом «Аврора». Панелей больше, судя по всему, не будет, денег нет, а долг чиновники «Каньону», похоже, простили; во всяком случае, ни о каких арбитражных (или иных) исках пока не слышно.

Не забывает про свою долю и ООО «СМУ-ДВ». Напомним, эта компания была создана двумя дамами-учредителями (уставной капитал 10 тысяч рублей) в конце августа 2015 года. Уже через полтора месяца компания начала успешно выигрывать многомиллиардные контракты генерального подряда (по нашей информации — более чем на
7 миллиардов) на строительство микрорайона «Д». Знающие люди рассказывают, что ООО «СМУ-ДВ» — это, как говорится, «три стула, два стола». Ни одного рабочего, ни одной единицы техники. Зато — прокладка между заказчиком, Приморкрайстроем и реальными подрядчиками. По самым осторожным оценкам, доля ООО «СМУ-ДВ» —
10 %. Если считать от 7 миллиардов, цифра получается вполне убедительная.

Свободная земля?

На этом фоне — замершего строительства — возвращение государству 10 гектаров вовсе не выглядит спасительной панацеей. Скорее наводит на некоторые размышления.

До окончания реализации федеральной программы ЖРС остается менее полутора лет. Срок по строительным меркам — крохотный. Между тем деньги людьми сданы, участники замерли в ожидании нарисованных в небе квартир. По информации «Новой во Владивостоке», сегодня Приморкрайстрой ведет переговоры с участниками программы (теми, кто имеет право платить по 35 тысяч рублей за
кв. м) об их возможном «перенаправлении» в другие районы потенциальной застройки, где также предполагается реализация программы, — находящийся в городской черте поселок Трудовое и так называемый район «Зеленый Угол», где также анонсировано строительство большого жилмассива. Вопрос: равноценна ли замена? Добираться из Трудового до городских рабочих мест, так же как и возвращаться обратно, согласитесь, не самая простая задача. Зеленый Угол (нынешний хиреющий авторынок) чуть ближе, однако и здесь готовность коммунальных сетей, да и транспортная доступность вызывают массу вопросов. Ни в какое сравнение со становящейся элитной Снеговой Падью (вокруг лес, рядом скоростная трасса) ни Трудовое, ни Зеленый Угол не идут.

Что думают об этом сами участник программы, сдавшие свои кровные и терпеливо ждущие квартир именно в микрорайоне «Д», и не превратится ли проект в финансовую пирамиду (с прямым участием государства), мы рассчитываем рассказать в одном из ближайших номеров.

Тем временем так же, как и потенциальные дольщики, замерли в ожидании и крупные игроки на строительном рынке Владивостока. Их логика состоит в том, что, если участников программы и вправду удастся «распихать» в Трудовое и Зеленый Угол, это будет означать, что в элитном (см. выше) районе освобождаются десятки гектаров под прямую коммерческую застройку без всякого обременения по 35 тысяч. Другой вопрос: кто и с чьего, так сказать, позволения сможет туда зайти?..

Учитывая, что свободных участков под застройку, тем более в уже интегрированном в городскую среду и с хорошими коммуникациями районе, во Владивостоке вовсе не прибавляется, территория действительно выглядит весьма лакомой. А потому ситуация с прекращенной (и не прекращенной) арендой представляется очень интересной.

№ 350 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 04 августа 2016
Статьи из этого номера:

​Микрорайон «Д» — родина слонов

Подробнее

​Неэффективность насилия, или Новый коммунизм

Подробнее

​Режиссер Виталий Манский: В России многие вчера еще свободные люди уже боятся показывать фильм «В лучах Солнца»

Подробнее