Экология

​Клуб друзей леопарда

В Хасане природу защищают всей школой

​Клуб друзей леопарда

«Крестник» хасанских школьников — леопард Хасан

Ученики единственной в поселке Хасан школы полным составом — а это больше девяноста ребят, от мала до велика — уже долгие годы помогают взрослым решать серьезные экологические вопросы. Как сохранить природу для будущих поколений? Как защитить редкие виды растений и животных? Созданный пятнадцать лет назад по инициативе восьмиклас-сников клуб «Лотос» вначале занимался коммунальными проблемами поселка. Но вскоре приоритеты изменились и прежде любительский кружок превратился в полноценную природоохранную организацию.

В азиатской культуре лотос — символ чистоты, но для ребят из одноименного клуба это слово имеет еще и другое значение. «Люби», «охраняй», «твори», «оберегай», «создавай» — каждая буква аббревиатуры соответствует жизненным принципам школьников.

Сегодня ребята участвуют в различных проектах, в том числе и международных. В этом году на одном из симпозиумов, который пройдет во Владивостоке в рамках экологического форума «Природа без границ», они представят проект по сохранению краснокнижной кошки, живущей с ними по соседству, — дальневосточного леопарда. По словам бессменного руководителя клуба «Лотос», заслуженного учителя России Натальи Карповой, защита пятнистого хищника подразумевает охрану всего биологического разнообразия Приморья:

— Наша задача — сохранить не одного леопарда, а целую популяцию, а для этого люди должны бережнее относиться ко всей природе в совокупности, — полагает педагог. — Призывы спасти редкую кошку подразумевают систему сохранения всего биоразнообразия, характерного для данного региона, — копытных, других животных, насекомых, уникальных растений, которые можно встретить только в Хасанском районе — особые виды берез, хвойников, цветов. Совместно с «Землей леопарда» мы создали клуб друзей нацпарка. Ребята встретились со школьниками из трех крупных центров: Барабаша, Зарубино и Хасана — и рассказали им про зонирование охраняемой территории. И все это проходило не в формате сухих лекций, а в виде творческих выступлений: кто-то исполнил частушки, кто-то рассказы сочинил. Школьники основательно готовились к этим встречам, и все прошло замечательно.

Дружба «Лотоса» с «Землей леопарда» — давняя, и ребята ею гордятся. Несмотря на то что Хасан территориально не принадлежит нацпарку (в него входит только пограничная зона), школьники считают себя его жителями, а значит, и ответственными за судьбу диких кошек:

— Год назад наши ребята участвовали во всероссийском конкурсе «Придумай имя леопарду», выиграли в нем, и теперь в южной части нацпарка живет «наш» пятнистый хищник, которого мы решили назвать в честь родного поселка — Хасан, — делится успехами юных экологов Наталья Васильевна. — Его сертификат, паспорт и портрет сегодня украшают стены нашего кабинета.

Однако леопарды — не единственные подопечные экологического клуба. Еще на заре работы «Лотоса», следуя одному из первых проектов, ребята заложили возле школы кедровый и сосновый леса. Сегодня из тех маленьких, 10–20-сантиметровых саженцев выросли уже красивые деревья. Школьники за ними ухаживают, а уже в этом году, 21 мая, ребята высадили новую партию кедров. Каждый ученик посадил свое дерево и теперь наблюдает за его «взрослением».

По мнению Натальи Карповой, экология должна быть обязательным предметом школьной программы. Но, к сожалению, вздыхает педагог, сегодня ее изучают лишь на факультативных занятиях. Однако выход есть.

— Я считаю, что вопросы взаимодействия с окружающей средой должны обсуждаться на всех школьных предметах, потому что экология так или иначе связана с разными сферами нашей жизни, — добавляет Наталья Карпова. — Я уже много лет работаю учителем математики, и мои профессиональные навыки помогают решить множество проблем и задач, которые встают перед нашей общественной организацией. Когда мы работаем над каким-то проектом, обязательно составляем смету, изучаем финансовые нюансы, а это уже связь экологии и экономики. Уроки литературы, на которых ребята делают творческие задания, пишут стихи и прозу, тоже учат любить природу и окружающий мир. А экология и изобразительное искусство? Экология и история? Я уж не говорю о ее связи с географией и биологией.

Участие в грядущем симпозиуме для хасанских школьников — не только возможность найти ключи к решению глобальных экологических проблем, но и шанс встретить старых и новых друзей.

— На предыдущей встрече, которая проходила в Японии, ребят расселили в комнатах с участниками из других стран, и они учились общаться друг с другом, а потом очень слаженно работали на мастер-классах и вечерах дружбы, — вспоминает Наталья Васильевна. — И команда взрослых, руководителей проектов тоже подобралась уникальная; в работе мы были единым целым. Благодаря таким симпозиумам всегда можно увидеть, как в разных странах решают схожие с нашими проблемы, чему поучиться у других, а с кем обменяться собственным опытом. Это интересная возможность.


Материал опубликован в рамках проекта “Приморье/Среда обитания»

№ 351 / Ирина КОРНЕЕВА / 11 августа 2016
Статьи из этого номера:

​Совсем не то, чем названо

Подробнее

​След тигра

Подробнее

​Царь тайги на эмблеме

Подробнее