История

​Мао Цзэдун — 40 лет спустя

Как оценит время Великого кормчего?

​Мао Цзэдун — 40 лет спустя

Сорок лет назад умер Мао Цзэдун. В мировой истории он известен как великий революционный деятель, один из создателей самой многочисленной коммунистической партии — КПК, основатель мощного государства — КНР. Время нивелирует жизненный путь и поступки любого человека. Однако жизнь и деятельность такой мощной личности, как Мао Цзэдун, до сих пор вызывает интерес, домыслы и неоднозначные оценки.

Его жизненный путь хорошо известен: он родился 23 декабря 1893 года в зажиточной по тем временам крестьянской семье. Юный Мао получил начальное образование в местной школе, где изучал древнекитайскую литературу и основы учения Конфуция. В 1911 году, когда началась Синьхайская революция, свергнувшая правившую в Китае маньчжурскую династию Цин и установившая Республику, он служил в армии, где впервые познакомился с политической литературой. Оставив военную службу, двадцатилетний Мао в 1913 году переехал в крупный провинциальный город Чанша и продолжил обучение в местном училище. Здесь он впервые услышал о Сунь Ятсене и о его программе «Объединенного союза». В 1912 году Мао перебрался в Пекин и активно включился в политическую борьбу.

Окончательно становление Мао Цзэдуна как коммуниста завершилось к 1920 году в результате его тесного общения с марксистами Ли Дачжао и Чэнь Дусю. В июле 1921 года он принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая, а на III съезде КПК в 1922 году поддержал линию Коминтерна, что выдвинуло его в первые ряды руководителей КПК. Мао Цзэдун вошел в состав Центрального исполнительного комитета и Центрального бюро партии, был избран секретарем и встал во главе организационного отдела ЦИК КПК.

Формирование его как государственного руководителя произошло в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века. В 1928 году в провинции Цзянси он создал первую советскую республику и провел здесь ряд аграрных и социальных реформ. В 1931 году уже на территории 10 советских районов Центрального Китая он создает и становится во главе Китайской Советской Республики.

В 1937 году для отражения японской агрессии в Китае вместе с Гоминьданом Мао Цзэдун создал единый патриотический фронт. В сентябре 1938 года на шестом пленуме ЦК КПК, проходившем в городе Яньани, Мао от имени Политбюро ЦК КПК сделал важный политический доклад «О новом этапе» и с этого времени стал признанным руководителем Коммунистической партии Китая.

К 1945 году Мао Цзэдун сосредоточил в своих руках всю власть в партии, в которой состояло 1,2 миллиона человек, а ее регулярная армия насчитывала 910 тысяч бойцов и 2,2 миллиона ополченцев. С этого периода можно говорить о начале этапа формирования культа личности Мао и создания нового направления марксизма — «маоизма», особенностью которого стали философия китаецентризма и ориентация на крестьянство, а не на пролетариат, как в классическом марксизме.

1 октября 1949 года Мао Цзэдун от имени китайского народного правительства торжественно объявил о создании Китайской Народной Республики. Он оказался на самой вершине власти, став руководителем одной из крупнейших стран мира и вождем — кормчим одной из крупнейших существовавших тогда политических партий в мире. Под его руководством китайские коммунисты провели социальные и экономические реформы, уделив особое внимание аграрным преобразованиям как наиболее важным для крестьянской страны. С помощью советских специалистов были реализованы крупные проекты первой китайской пятилетки по образцу и опыту Советского Союза. В сентябре 1954 года Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло Конституцию страны, закрепившую социалистические преобразования.

Смерть Сталина вызвала разногласия в высших эшелонах власти о допустимости критики КПК и ее членов. Мао Цзэдун поддержал либеральное крыло партии и в своей речи в 1956 году «О справедливом разрешении противоречий внутри народа» поддержал право участвовать в дискуссиях и критиковать любых членов партии.

Активная экономическая поддержка со стороны СССР и успешная реализация планов первой китайской пятилетки подтолкнули китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном к принятию решения форсировать темпы социалистических преобразований. В мае 1958 года на Второй сессии VIII съезда КПК в закрытом режиме была принята предложенная Мао Цзэдуном «новая генеральная линия» — курс «трех красных знамен»: «большой скачок», народная коммуна и «новая генеральная линия». Однако спад промышленного и сельскохозяйственного производства, голод, охвативший страну в 1959 — 1961 годах, показали, насколько принятый курс был далек от реальности. Тем не менее Мао Цзэдун не отказался от леворадикальных взглядов, что стало причиной его ссоры с Никитой Хрущёвым и разрыва в 1959 году дружеских, союзнических отношений Китая с Советским Союзом.

Стабилизация экономического положения в стране ослабила висевшую над Китаем угрозу голода, но личный авторитет Мао Цзэдуна как вождя партии и народа среди его сторонников стал слабеть. Для сохранения своей власти Мао инициировал серию политических кампаний, нацеленных на создание культа «вождя», в проведении которых он опирался на военных. С 1964 года все эти кампании проходили под лозунгом «Учиться у Народно-освободительной армии Китая».

Вершиной формирования культа «вождя» стала «культурная революция», начатая Мао в мае 1966 года. Практической программой «Великой пролетарской культурной революции» стал документ «Шестнадцать пунктов», призвавший студентов и учеников — хунвэйбинов и цзаофаней («бунтовщиков») — к борьбе с «консервативными и коррумпированными» профессорами и учителями. С этого времени началось вовлечение в «культурную революцию» широких масс, что придало движению особый характер.

С января 1967 года власть перешла от партийных и государственных органов к «революционным комитетам», иногда при открытой поддержке армии. «Винтовка рождает власть», — говорил по этому поводу Мао. Страна оказалась на грани гражданской войны, начались вооруженные столкновения в провинциях и массовые аресты, возросла роль армии в обществе.

В это же время произошли вооруженные столкновения на ряде участков советско-китайской границы, в том числе на острове Даманском (март 1969 года).

«Культурная революция» так же, как «большой скачок» и народные коммуны, не принесла Мао желаемого результата. Видимо, осознавая бесперспективность леворадикальной политики, он вернул на политическую арену Дэн Сяопина и не препятствовал реабилитации жертв «культурной революции».

Отказавшись от советской модели строительства социализма, не во всем подходившей для страны, где более 90% населения было крестьянским, привыкшим к традиционному укладу жизни и не умевшим работать на заводах и фабриках, Мао Цзэдун не отказался от идеи построить социализм в Китае. Он остался верен плановой экономике, курсу на индустриализацию страны, стремился сделать доступными для трудящихся медицину и образование. Его вполне сознательное и последовательное стремление к культу собственной личности было обусловлено конфуцианской идеей о власти и личности правителя, воспринятой им еще в школьные годы и принятой большинством крестьянского населения страны. При нем произошло самоопределение Китая на международной арене.

Наследием Мао Цзэдуна в мировой политике стала созданная им концепция «двух сверхдержав» (СССР и США) и стран третьего мира, под которыми он понимал бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Как и Китай, эти страны были аграрными с преимущественно крестьянским населением, часто даже не имевшим представления о крупной индустрии и пролетариате.

Последние годы жизни Мао страдал болезнью Паркинсона, перенес два тяжелых инфаркта, речь его была нечленораздельной, он был не в состоянии активно вмешиваться в политику.

Мао скончался 9 сентября 1976 года на 83-м году жизни, оставив после себя страну в глубочайшем кризисе.

В Китае личность Мао Цзэдуна оценивается неоднозначно. Старшее поколение китайцев сожалеет об утрате уверенности в завтрашнем дне и социальном равенстве, отличавших, по их мнению, эпоху Мао. Часть населения страны видит в нем героя гражданских войн и борьбы за независимость Китая, харизматическую личность и создателя великого государства. Другие не могут простить Мао ошибок массовых кампаний и репрессий.

Сегодня в Китае дискутируют о его роли в истории страны, публикуют произведения с разными оценками его жизни и деятельности. Наиболее популярной оценкой Мао Цзэдуна в КНР является характеристика, данная им в свое время деятельности Сталина и которую теперь персонифицируют с личностью Великого кормчего: «70 процентов побед и 30 процентов ошибок».

№ 356 / Геннадий БЕЛОГЛАЗОВ / 15 сентября 2016
Статьи из этого номера:

​Битва за дамбу

Подробнее

​Приморье породнится с Южной Африкой

Подробнее

​Судьба перебежчика

Подробнее