Экономика

​Приморью устроили краш-тест

В эру «ГЛОНАССа» таможня не дает добро

​Приморью устроили краш-тест

Автомобилистов Дальнего Востока снова лихорадит. Из-за новых требований по установке «тревожной кнопки» — системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — сотни машин зависли на дальневосточных таможнях. Причем сами таможенники честно признают, что не знают, как быть.

Согласно техрегламенту «О безопасности колесных транспортных средств» с 1 января 2017 года каждый сходящий с конвейера или ввозимый в Россию, Белоруссию и Казахстан автомобиль должен быть оборудован системой экстренного реагирования российского производства «ЭРА-ГЛОНАСС». Для оформления паспорта транспортного средства (ПТС) необходимо представить в таможню свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС — выдается в отношении единичных транспортных средств) или одобрение типа транспортного средства (ОТТС — выдается на серию машин той или иной модели, такое разрешение может получить только официальный дилер). Эти документы, в свою очередь, ни одна машина без «ЭРЫ-ГЛОНАСС» больше не получит.

По официальной версии, при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» подаст сигнал SOS спасательным службам. По неофициальной — дело тут вовсе не в заботе о безопасности, а в том, что правила Всемирной торговой организации предполагают постепенное снижение пошлин на импорт автомобилей. Новое требование выглядит очередным слегка замаскированным способом компенсировать это снижение.

Для Дальнего Востока импорт подержанных машин из Японии — вопрос особый. Выросшие пошлины и рухнувший рубль отправили отрасль в глубокое пике, однако большинство дальневосточников по-прежнему ездят на правом руле, не видя ему реальной альтернативы. Каждый «наезд» Москвы воспринимается местными жителями крайне болезненно, не говоря уже об ударе по и без того сомнительному качеству местной жизни с ее тарифами и ценами. Речь — ни много ни мало — о социальной стабильности в регионе.

Власти до сих пор не дали никаких разъяснений по поводу того, как оснастить «Эрой» подержанную «японку». Уплатить ввозную пошлину можно, а получить ПТС нельзя; правовой вакуум поставил в тупик не только автоимпортеров, но и таможенников. Дело может обернуться не просто очередным побором, а полным крахом «народного автоимпорта»…

— С начала года у нас оформлено 1217 автомобилей. Это значит, что товарищи внесли платежи и хотели бы машины забрать. Но забрали только 448 машин, на которые ПТС были оформлены по СБКТС, выданным до 31 декабря. Кроме того, на складах находится еще 769 машин, в отношении которых вообще еще не подавали деклараций. Какова будет их судьба — трудно сказать, — откровенно сказал начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.

Да и по тем 448 машинам, на которые ПТС были оформлены, таможня все еще не закрыла вопрос окончательно:

— Мы осуществляем проверку всех СБКТС — насколько они законно были выданы… Как мы считаем, могут возникнуть некоторые нестыковки.

Более того, на таможне сомневаются в том, что подержанные машины вообще можно будет оснастить «тревожными кнопками». Ведь для этого каждый индивидуальный импортер должен провести за свой счет два «краш-теста» ввозимой им модели с датчиками «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту.

— Завод «Соллерс-Мазда» уже начал на новые машины ставить свои кнопки. А вот с подержанными машинами возникают нюансы. Маловероятно, что на них вообще можно будет установить эти кнопки. Кто этим будет заниматься — разбивать машины, потом их восстанавливать? Возможно, найдутся какие-то другие выходы, умельцы — ну, будем смотреть. Но пока для нас понятной схемы нет, — резюмирует Ладыгин.

Итак, создав проблему, государство не предложило никаких путей ее решения, в силу чего эти пути вынужденно ищут сами приморские автомобилисты. Популярный автомобильный сайт Drom.ru уже предложил два варианта: или не распространять новые правила на «бэушные» иномарки, ввозимые в Россию, или же дать возможность гражданам законно устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» частным порядком. Но в обоих случаях требуется внести соответствующие поправки в регламент на федеральном уровне.

Drom.ru ставит резонный вопрос: после повышения пошлин средний возраст приморского автопарка уже вырос. Новые препоны приведут к дальнейшему старению парка. О какой безопасности в таких условиях можно говорить? Как говорится, за что боролись…

Между тем дальневосточному автобизнесу и без «кнопок» впору подавать сигнал SOS. Если в пиковые годы на Дальний Восток ввозилось по полмиллиона машин в год, то теперь объемы упали на порядок.

В 2016 году общий объем импорта автомобилей по сравнению с 2015 годом почти не изменился, снизившись на 0,8 %. Если в 2015 году через таможни Дальнего Востока было ввезено 51603 машины, то в 2016-м — 51209. Ввоз автобусов вырос на 37 % (с 613 до 838), импорт легковых авто остался на том же уровне (в 2015-м — 48058, в 2016-м — 48072), грузовиков ввезли меньше на 22 % (было 2932, стало 2299). По-прежнему большая часть машин ввозится из Японии (85 %). На втором месте — Китай (12,5 %), уверенно обошедший Южную Корею (2 %).

Казалось, стабилизация рынка в последние два года на 50-тысячной отметке может говорить о том, что дно достигнуто. Но сегодня видно: настоящее дно — впереди.

В пятницу в эфире ОТВ-Прим губернатор Приморья Владимир Миклушевский пообещал в ближайшее время обратиться по вопросу «Эры» в правительство РФ. Глава края признал: сегодня нет даже понимания, какая организация должна заниматься установкой и проверкой пресловутой «кнопки» на подержанных автомобилях. «Чтобы нововведение работало, людям необходимо все подробно и понятно объяснить, а также упростить саму процедуру постановки на учет подержанных иномарок», — заявил губернатор. Что ж, ждем…

…Если еще недавно горячие головы то и дело пытались поднять вопрос о запрете правого руля, то теперь этот запрет уже не имеет смысла. Тяжело раненный взлетом пошлин и затем торпедированный падением рубля, задерганный различными «утилизационными сборами» (сбор есть, утилизации по-прежнему нет), региональный автобизнес замер в ожидании контрольного выстрела.

Власти много и с удовольствием говорят о «свободном порте Владивосток», «дальневосточном гектаре», «территориях опережающего развития», предрекают вал инвестиций, активизацию предпринимательства и даже приток населения в Приморье. Однако это самое население с начала 1990-х и по сей день продолжает уезжать на запад, не выдерживая жизни в режиме «краш-теста».

№ 375 / Василий МАКАРОВ / 02 февраля 2017
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Что за дымовой завесой?

Подробнее

​Приморью устроили краш-тест

Подробнее

​Невельской возвращается на Сахалин

Подробнее