Общество

​Шар волшебный

Во Владивостоке прошел необыкновенный семинар по средовой педагогике

​Шар волшебный

Неделя удивительных открытий — с 4 по 10 февраля — выдалась для участников авторского семинара Виктории Письменской, специалиста по сенсорно-музыкальному развитию детей 3–6 лет, педагога санкт-петербургского пространства для детей и родителей «Каштан», автора уникального проекта для детей «Музыкально-сенсорные лаборатории». Будучи исследователем и экспериментатором, Виктория работает в средовой педагогике, и хотя на первый взгляд в этом направлении нет ничего революционного, все идеи кажутся естественными и неоспоримыми, все же для традиционного педагогического подхода это своего рода вызов.

Владивостокский семинар состоялся при участии монтессори-центра «Вершина» (система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори; основными принципами системы являются самостоятельность ребенка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка. — Прим. ред.), любезно предоставившего для его проведения помещение на улице Радио, 21, и неформального общества помощи аутистам «Маленький принц». Участие приняли музыкальные педагоги, психологи, логопеды, родители детей, имеющих особенности развития, — те, кто интересуется нетрадиционными методами обучения, кто заинтересован в развитии детей через телесный и сенсорный опыт, получаемый через творчество (музыку, движение, танец, пение, рисование, конструирование, театр, игру), и кому важно быть для ребенка другом — играть, радоваться и по-настоящему его понимать.

Всю неделю участники очень много играли, изучали различный материал, не просто узнавали, а имели возможность прочувствовать, что такое сенсорный подход, говорили про то, как работает средовая педагогика, согласно которой работает не педагог, а среда. Именно среда выстраивается под детей, а не наоборот, и в сенсорном подходе педагог — это часть среды; не тот, кто учит, а тот, кто сам что-то делает.

Шесть дней взрослые возвращались в детство, делали то, что хочется, получая от этого чистую радость, и напитывались новым опытом, как губки. Говорили про творчество, про свободу, про видение, про жизнь. Про то, как мы относимся к своей жизни, и про то, какая свобода есть в нас. Рассматривали корневые законы возникновения и развития творчества. Пробовали прочувствовать влияние сенсорного материала на человека и связывали эти ощущения с расширением возможностей обретать знания о себе, о мире, о танце, о музыке, языке, искусстве, законах природы, математике. Тренировали себя на успешность в общении с детьми. Узнавали, как спонтанность перерастает в структуру, обретая формы. Все это делали через музыку и детскую игру. Учились импровизировать в танце, активно слушать музыку, импровизировать на музыкальных инструментах, петь, рисовать, создавать сенсорно-двигательные перформансы.

Когда-то Виктория с единомышленниками решили создать такое пространство, в котором объединялось бы много сред: и музыкальная, и художественная, и монтессори; объединив же, увидели закономерности, которые живут во всех этих средах, а точнее — именно в человеке, и очень важно понимать, что они есть внутри, тогда получается видение ребенка немного другое. Когда это видение проявляется внутри, тогда не важно, чем ты как педагог занимаешься с детьми.

«Я всегда очень много внимания уделяю тому как. Не что делать с детьми, а как. Что делать — мы всегда можем найти в интернете: сейчас множество материала — массажей, игр с пальчиками, разнообразных методик, но деликатность в общении с ребенком, налаживание контакта, то, как ты видишь ребенка, замечаешь его, — более важные вещи для меня. И я никогда не заигрываю с детьми, — делится своим опытом Виктория. — Новое поколение детей все больше сопротивляется старой образовательной системе, в ней уже нет развития, она умирает. В детях биологически заложено развитие, и поскольку эволюция дает им возможность сопротивляться той системе, которая была, они будут сопротивляться ей, педагогам, которые заставляют их быть вместе, быть одинаковыми, но они уже не будут такими. Педагогам необходимо меняться вслед за детьми, иначе нет смысла мучить себя, мучить детей. А еще лет через десять будет поколение, которое уже точно не будет воспринимать тетю, играющую на пианино. Общество вообще меняется».

По словам Письменской, на ее занятиях она позволяет случиться всему, что может случиться, и у нее нет педагогической задачи, например, срочно собрать десять человек в круг, срочно сыграть с ними в пальчиковую игру, иначе у них не разовьется какой-нибудь отдел мозга и они не будут разговаривать. «Когда это беспокойство уходит и ты начинаешь видеть детей, тогда эта пальчиковая игра может случиться, может — нет, — говорит Виктория. — Но, когда она случится, это будет обоюдное желание. Перед вами будет ребенок, который сейчас готов и хочет играть, он придет сам. Сейчас пытаюсь объяснить мировоззрение, которое формировалось годами, постепенно. Я начинала с классического образования, когда мы пытались сидеть на стульчиках и учить песню, а дети почему-то начинали падать со стульчиков. Они не хотят в три года сидеть на стульчиках, и они не хотят учить танцы, чтобы потом всем показать. Такая простая вещь — увидеть ребенка, но чаще бывает так, что педагог ставит перед собой педагогическую задачу — научить ребенка, и тогда сам ребенок отходит на задний план, как предмет, которым надо сманипулировать. Вот мы сейчас поиграем в какую-нибудь игру и обязательно чему-нибудь научим. То, что предлагаем мы, это такая простая вещь. Маленькому ребенку интересно все вокруг. Он слышит звуки — он реагирует. Становится чуть больше — тянется к каким-то предметам и т.д. В этом уже заложено развитие и обучение ребенка. Если понимать, что дети сами знают, что им нужно, они показывают нам, и научиться видеть, тогда можно выстраивать среду, выстраивать занятие, идя от ребенка. Не ребенка в среду приводить, а среду выстраивать вокруг детей».

Чтобы лучше понять детей, надо по-новому посмотреть на себя, найти новые возможности и обнаружить собственные ресурсы в детстве, творчестве и радости. «Я всегда говорю, что во мне живут два человека: одна тетка сорокалетняя, а другой — маленький ребенок, — улыбаясь, говорит Виктория. — Самое сложное было — принять эту тетку сорокалетнюю в себе. Когда я играю с детьми, я включаю того самого ребенка, но в то же время во мне есть взрослый, который контролирует ситуацию, потому что я создаю безопасность этого пространства. И если вы хотите работать с детьми маленькими, ищите этот баланс — быть одновременно и ребенком, и взрослым. Профанация с детьми не прокатывает. Материалы, которые есть у нас сегодня, их всегда много у меня на занятиях. И каждый раз, когда я играю с материалом, я играю с ним по-настоящему. Ищу в нем какие-то возможности, изучаю его так, как это может делать ребенок. Это может быть все, что угодно. Если с музыкой связано, это может быть мычание, если с танцем — движение с каким-то материалом, если с монтессори — может со счетом или включением активности тактильной. То есть все, что угодно, там может быть заложено. Но если это давать формально, то тогда я не смогу быть проводником, тогда дети особняком будут. Не будет контакта».

Большое значение в сенсорном подходе придается эксперименту с движением, работе с телом. «Как с материалами, которых мы предоставляем много, чтобы дать разные тактильные ощущения, так и с телесными ощущениями: мы придумываем, что можно делать с телом, чтобы работа шла не только на ментальном уровне. Пальчиковые игры — это хорошо, это здорово, но тело должно полностью включаться. Если я буду сама работать со своим телом, я буду понимать, что я могу еще ребенку предложить, как еще могу с ним взаимодействовать. Чем больше телесного опыта, тем больше формируется нейронных связей; чем больше этих связей, тем лучше развивается мозг, соответственно — речь. И тогда информация лучше ложится, легче воспринимается — именно через развитие тела».

Погружение в творческую среду, импровизацию, где нет какого-либо принуждения, создало на прошедшем семинаре атмосферу легкую, даже фееричную. Для многих участников все происходящее стало откровением и настоящим волшебством. «Цель нашего мероприятия и была в том, чтобы привезти в наш город частичку Питера, познакомить наших специалистов с тем, как еще можно работать с детьми, легко и непринужденно. Дело ведь не в том, чтобы установить в своем центре какое-то специализированное оборудование, организовать сенсорные комнаты, которые сами по себе не принесут никакой пользы. Мы живем далеко от столиц, в которых рождаются и развиваются новые методы работы с детьми, и это очень интересные подходы, открывающие совершенно новые перспективы и помогающие понять ценность каждого ребенка, — рассказывает организатор семинара Наталья Шамрина. — И я уверена, что наши участники сегодня получили очень яркие впечатления и большой заряд творческой энергии, которым они поделятся со своими детьми. Событие удалось!»

— Во-первых, у меня все разложилось по полочкам, появилось представление, как развиваться дальше, твердая уверенность, что мы все делаем верно, — делится впечатлениями руководитель сенсорного направления неформального объединения «Маленький принц» Юлия Мишенко. — Что важно, для такой работы не нужны огромные суммы денег, дорогущие материалы, создать чудо можно буквально из ничего. Наш клуб, в который с радостью приходят дети с аутизмом, уже имеет похожий опыт средовой педагогики, но теперь наши «эксперименты» становятся более осознанными и еще более содержательными, что непременно скажется на качестве, я не сомневаюсь.

— Да, самая большая ценность — видеть в ребенке то, что в нем есть, что в нем заложено природой, — подвела итоги своему курсу Виктория Письменская. — Принимать его таким, какой он есть, безоценочно. Одному дано одно, другому — другое, и важно увидеть, что же там такого… Ребенок — как шарик волшебный. Разглядеть: о, в тебе еще это есть, а еще это… А что еще в нем спрятано? Найти, распознать, удивиться — и тогда нет границ между детьми, «особыми», не «особыми». Каждый ребенок сам по себе такой шарик: переворачиваешь его — снег в нем падает, что-то еще, и хочется разглядывать и разглядывать.

№ 377 / Елена ПИНЧУК / 16 февраля 2017
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Тревожная кнопка

Подробнее

​Памятники попали под раздачу

Подробнее

​Шар волшебный

Подробнее