Место событий

​Микрорайон «Д»: время — деньги

Возникли большие сомнения в том, что строительство на деньги дольщиков по программе «Жилье для российской семьи» во Владивостоке уложится в нормативные сроки

​Микрорайон «Д»: время — деньги

На паспорте строящегося объекта все прекрасно: и генподрядчик, договор с которым разорван, и сроки сдачи, которые будут сорваны по всем домам


Будучи людьми настырными и начав плотно заниматься какой-то одной проблемой, мы, будьте уверены, с темы, как говорится, не слезем. Да и что, собственно, с нее слезать, если до официального «закрытия вопроса» осталось менее 10 месяцев.

Дотянем.

Тем более что бэкграунд у нас богатый: пять подробных публикаций только за последние полтора года. Да и результативность, как нам представляется, кое-какая есть: целый вице-губернатор Олег Ежов и двое чиновников рангом поменьше, возглавлявшие в разные времена «Единую дирекцию по строительству в Приморском крае» (Приморкрайстрой), Игорь Соллогуб и Сергей Запорожец, оказались под арестом. Причем последнего формально «приняли» с должности гендиректора компании «Наш дом — Приморье», возводившей злосчастные «Хаятты», но, как сообщают наши проверенные информаторы, шьют ему грехи именно времен его работы и руководства в Приморкрайстрое.

 

Наследие, однако

Злокозненности или, тем более, злорадства здесь искать не стоит: такая результативность газетных публикаций радует меньше всего. Куда было бы лучше, если бы вместо следственных действий происходила уже раздача счастливым новоселам долгожданных ключей от новеньких квартир. Но увы: без вмешательства силовиков эффективности в отечественном строительном комплексе (а уж в нашем, местном и подавно) добиться, похоже, трудно.

Речь, как уже, очевидно, догадались постоянные читатели «Новой газеты во Владивостоке», на этот раз снова пойдет о многострадальном микрорайоне «Д», который должен вот-вот (во всяком случае именно такое «вот-вот» сулят нам многочисленные планы и графики) появиться в северной части большого микрорайона «Снеговая Падь», расположившегося в зоне истоков Второй речки во Владивостоке.

Объективно говоря, в течение последних 7–8 месяцев — аккурат после посадок — работы в микрорайоне «Д» существенно активизировались. Выросли две монолитные 25-этажные башни, начался монтаж панельных домов 83-й и 121-й серий.

Однако наследие, оставшееся от нескольких бездарно профуканных лет, допущенные ошибки (или наоборот — совершенно расчетливые и трезвые действия; это уж теперь пусть следствие разбирается), помноженные на непрофессионализм, привели и продолжают приводить к тому, что все последние допустимые сроки, по всей видимости, будут сорваны.

Напомним, что микрорайон «Д» строится в рамках программы «Жилье для российской семьи» (ЖРС), где цена квадратного метра (половина от всей площади застройки) должна составлять для дольщиков 35 тысяч рублей. Базовый срок действия программы истекал 30 июня 2017 года, затем правительство РФ продлило срок действия программы до 31 декабря этого же года. Теперь и эта дата становится зыбкой и обманчивой, как мираж, и далеко не факт, что российское правительство решится еще на одно продление.

Своими глазами

Что увидели побывавшие не так давно на стройке корреспонденты «Новой во Владивостоке»?

Увидели воду, стоящую в одном из котлованов и свидетельствующую если не о геодезических ошибках, то о явном нарушении гидрологии (выше мы уже говорили о том, что именно здесь берут начало истоки и ручьи, ниже составляющие Вторую речку). Кстати, в соседнем котловане работы фактически приостановлены, так как здесь обнаружилась проектная геологическая ошибка в определении типа грунтов, что, похоже, приведет к потере еще нескольких месяцев.

На переднем плане – многомиллионный временный трубопровод для просушки и обогрева 25-этажных башен, которые хоть и с большим опозданием, но должны быть сданы буквально любой ценой

Увидели ведущийся в усиленном режиме монтаж тепловой магистрали в наиболее готовую монолитную свечку и одновременно ведущиеся на этой же свечке теплоизоляционные работы. Ну да, монолит возвели быстро, теперь завершают обкладку каркаса кирпичом. Но согласно правилам программы ЖРС жилье должно сдаваться не в бетоне (как обычно бывает в большинстве коммерческих проектов), а пусть и с минимальной, но отделкой. Если оставить дом обсыхать и прогреваться, что называется, самотеком, то он придет в норму под отделку в лучшем случае к началу июня; про сроки вы все помните? Поэтому тянется временная теплотрасса, ведется экстренная изоляция, чтобы в ближайшее время начать отделочные работы. По осторожным оценкам специалистов, такое «ускорение» обойдется в несколько десятков миллионов рублей. Еще раз подчеркнем и напомним: эти огромные деньги вкладываются исключительно во временное решение. Естественно, что, чем срывать весь микрорайон, лучше попытаться сдать в срок хоть что-то. Однако не очень понятно, на кого лягут дополнительные расходы: порога в 35 тысяч за кв. м никто не отменял.

Конечно, зная предысторию, да и историю строительства микрорайона «Д», вполне можно было бы подумать, что финансовый вопрос заказчика — Приморкрайстрой — не сильно-то и волнует. В своих предыдущих публикациях — «Загадочный микрорайон «Д» (№ 302 от 27 августа 2015 года), «Вопрос ценой в 5 миллиардов» (№ 319 от 24 декабря 2015 года), «Посадки в микрорайоне «Д» (№ 342 от 9 июня 2016 года)«Микрорайон «Д» — родина слонов» (№ 350 от 4 августа 2016 года)«Дольщикам можно разойтись?» (№ 367 от 1 декабря 2016 года) — «Новая во Владивостоке» подробно рассказывала о том, как ухнули в никуда почти 60 миллионов рублей (деньги доверчивых дольщиков, как мы понимаем), с легкостью выданные авансом «Единой дирекцией» компании «Каньон» под заведомо фейковый контракт. И, судя по тому, что эти деньги — миллион долларов, между прочим, никто особо не ищет, можно, повторимся, было бы сделать вывод о безупречной финансовой прочности Приморкрайстроя. Об этом же, наверное, могло свидетельствовать и подписание многомиллиардных (так! — Ред.) изначальных контрактов на строительство всего микрорайона с компанией-прокладкой (похоже, этого никто даже сильно и не скрывал) «СМУ-ДВ». Позднее Единая дирекция была вынуждена пойти на разрыв этих контрактов, однако сегодня от этого вряд ли кому-то легче.

Финансы поют романсы

Понятно, что при подобной щедрости и расточительности никакая финансовая прочность — тем более если, по большому счету, ее и не было — долго не продержится. И поэтому сегодня все диалоги между заказчиком, ген- и субподрядчиками строятся на основе цитаты из известной песни Высоцкого: «Где деньги, Зин?»… Об этом говорят, а точнее — спрашивают, в частности, производители железобетонных изделий 121-й и 83-серий — в совокупности эти дома должны составить большую часть жилого фонда возводимого микрорайона, — да и не только они. Именно этот вопрос витает в воздухе на проходящих еженедельно по вторникам в одном из строительных вагончиков диспетчерских планерках. Здесь могут обсуждаться реальные производственные вопросы и проблемы, которых хватает на всякой стройке, но когда речь заходит о деньгах, то слышны в основном тишина да сосредоточенное сопение. На стройке рассказывают, что на некоторых объектах дело уже доходило до фактических забастовок крановщиков и монтажников, которые — вот те на! — как-то не очень оказались готовы работать за бесплатно. Что уж тогда говорить о производителях больших объемов изделий крупнопанельного домостроения?!

Участники строительства не скрывают: на фоне валящихся сроков прекращение, даже временное, финансирования может иметь катастрофические для этих самых сроков последствия. Штука ведь еще и в том, что 700 (прописью — семьсот) дольщиков успешно прошли жеребьевки, подписали договоры и внесли первые взносы; а в договорах стоит конкретный срок получения ключей — 1 июля 2017 года, то есть меньше чем через четыре месяца. Понимание нереальности этих сроков пришло еще в конце минувшего, 2016 года, когда курирующий строительство вице-губернатор Эдуард Портнов сообщил «Новой во Владивостоке», что поручил Единой дирекции встретиться персонально с каждым дольщиком и разъяснить, что государство постарается никого не «кинуть» и пусть и с задержкой, но выполнит взятые на себя обязательства. Резонная позиция — с людьми лучше говорить честно, а то за последние четверть века в истории Владивостока было столько «кинутых» дольщиков, что если к числу «кидал» добавится еще и государство, то это придаст ситуации настоящего кафкианского абсурда. Правда, вот насколько в ходе текущих переговоров все дольщики оказались вменяемы, мы пока не знаем, но постараемся выяснить и обязательно об этом рассказать; понятно ведь, что до конца всей истории, судя по всему, произойдет еще немало интересного и достойного дальнейших газетных публикаций.

Что касается денег, то, как стало недавно известно, Единая дирекция, столкнувшись с жесткой нехваткой финансового ресурса, ведет сейчас переговоры с московскими банками о предоставлении серьезной кредитной линии. Злые языки, правда, утверждают, что к московским финансовым институтам Приморкрайстрой был вынужден обратиться после того, как местные, владивостокские, банки отказали ему в предоставлении кредитов, что, по нашей информации, очень похоже на правду.

Как говорил в подобных случаях предыдущий приморский губернатор, «деньги любят тишину», а поэтому признаемся, что нам ничего неизвестно о запрошенной сумме кредита, обсуждаемых условиях предоставления, о гаранте или залоге. Можем лишь выразить надежду, что вопрос решится достаточно быстро и что условия эти будут не запредельно обременительны; а то, чем черт не шутит, как бы вновь построенный микрорайон не оказался целиком в банковском залоге.

Грязное дело

Еще один штришок к роли государственного заказчика и главного контролера развернувшегося в микрорайоне «Д» строительства. Стройка, знаете ли, вообще дело грязное (в данном случае — в буквальном смысле), особенно в период снега и его таяния. Поэтому согласно существующим и действующим нормам и правилам на выезде со строительной площадки на общегородскую магистраль в обязательном порядке должны быть созданы условия для мытья колес выезжающей со стройплощадки в город техники — панелевозов, миксеров, колесных кранов, тягачей и так далее, хоть легковушек. В микрорайоне «Д», как увидели своими глазами корреспонденты «Новой», такими «мелочами» особо не заморачиваются. Так что если у дорогой нашей ГИБДД где-то не выполняется план по штрафам, могу без труда подсказать адресок. Что называется, не сходя с места, за день-другой можно будет «накосить» очень прилично…

…Тем временем на вторничных диспетчерских планерках в том самом строительном вагончике регулярно и все отчетливее звучит словосочетание «2018 год». Профессиональные строители-то ведь понимают, что быстрее существующих и закрепленных действующими стандартами технологий построить невозможно, а поскольку вызванные то одними, то другими причинами задержки множатся, горизонт планирования, соответственно, сдвигается. На наш взгляд, в этом нет большой крамолы, потому что теперь вопрос, по большому счету, стоит так: удастся ли вообще довести строительство микрорайона «Д» в полном, запланированном объеме до логического завершения.

Профессиональные строители, с которыми нам удалось пообщаться (правда, они, по понятным причинам, не хотят озвучки фамилий), понимают и другое — и нам рассказывают: любой «профи» знает — самое дешевое, эффективное и быстровозводимое жилье — панельное. Это знали еще в СССР и с тех пор ничего лучше не изобрели. И поэтому, если реально, без обмана, нужно было быстро возвести целый микрорайон, то в первую очередь финансовый ресурс надо было развернуть в эту сторону. В Приморье, к сожалению, эта сфера достаточно монополизирована, изделия КПД производят только
ЖБИ-3 и «Аврора», однако реноме у обоих предприятий (при жестком соблюдении условий договоров между заказчиками и исполнителями) — безупречное. И если бы сразу пошли по этому пути, не сомневаются «профи», уже пришло бы время раздавать ключи новоселам. В принципе, не поздно сделать это еще и сегодня — если у заказчика (и контролирующей его администрации края) есть желание пусть со срывом сроков, но завершить объект хотя бы в 2018 году.

На коду — слух, активно гуляющий в последнее время в строительных и околостроительных кругах. Говорят, что штурмовая, не стесняемая никакими дополнительными расходами подготовка к отделке и сдаче двух 25-этажных монолитных башен (особенно первой из них) связана не только с желанием уложиться в более или менее терпимый срок хотя бы в части проекта, но и с тем, что большую часть дольщиков здесь составляют так называемые блатные — люди, связанные с определенными структурами или органами власти; те, кто «сумел» зарегистрироваться во время первых жеребьевок, когда тысячи людей остались за бортом, когда о скандале писали все местные СМИ и когда прокуратура была вынуждена вмешаться и потребовала от Единой дирекции навести порядок в регистрации потенциальных дольщиков.

Но кто «успел» — тот реально успел… При этом любому профессионалу абсолютно понятно, что реальная цена квадратного метра в двух монолитных башнях ни коим образом в заветные 35 тысяч рублей не укладывается и уложиться в принципе не может.


P.S. Сейчас в крае разворачивается строительство еще двух серьезных объектов, где цена квадратного метра также должна быть не выше 35 тысяч рублей. Один — это начавшаяся реализация компанией «Восточные ворота» большого строительного проекта в микрорайоне «Зеленый Угол», где часть жилья также будет построена по программе «Жилье для российской семьи». Второй — начинающееся в Большом Камне массовое строительство жилья для будущих работников возводимого судостроительного комплекса «Звезда». Об этих проектах «Новая газета во Владивостоке» также планирует рассказать в ближайшее время.

№ 379 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 02 марта 2017
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Микрорайон «Д»: время — деньги

Подробнее

​За прогул — мандат на стол!

Подробнее

​Ревизия шестой Думы

Подробнее