Авто

​Тревожное состояние

Реализация в Приморье проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» по-прежнему вызывает массу вопросов

​Тревожное состояние

Новость о том, что с начала 2017 года выпускаемые в России и ввозимые в нее машины должны оснащаться системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», вызвала на Дальнем Востоке настоящую панику. Никто не понимал, как ставить эту систему на подержанные машины, в результате чего сотни автомобилей зависли на таможнях. К решению вопроса подключились, пусть с поздним зажиганием, губернатор Миклушевский, полпред Трутнев, вице-премьер Рогозин… В итоге для Дальнего Востока придумали «упрощенный порядок» и «временную схему» оснащения машин «Эрой». На днях во Владивостоке побывала делегация во главе с Андреем Жерегелей — временным генеральным директором АО «ГЛОНАСС». Он продемонстрировал журналистам оснащение «тревожной кнопкой» праворульного «Аккорда». Двое сервисменов управились с монтажом за полчаса, тестовый вызов оператора прошел успешно, в СМИ зазвучали оптимистические нотки… Но, к сожалению, все точки над i не расставлены до сих пор.

Вопрос первый, технический

Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» — небольшая коробочка, которую прячут под «торпеду». Кнопка, защищенная от случайного нажатия пластиковой крышкой, крепится на потолке. Чтобы система сработала, кнопку надо держать в течение нескольких секунд.

«Эру» поддерживают сотовые сети МТС, «Мегафона» и «Билайна». По словам генерального конструктора системы Михаила Кораблёва, в регионах, где не работает сотовая связь, «ЭРА» будет работать через системы спутниковой связи (российский «Гонец» и международный Globalstar). Вопрос, что делать с провалами связи, нередкими на приморских трассах, или с нырками автомобилей под лед, остался открытым. Да и время прибытия оперслужб на место ДТП система сама по себе не ускорит.

После срабатывания системы с водителем или пассажиром связывается оператор контакт-центра.

— Сейчас у нас два контакт-центра — в Москве и Курской области. К сожалению, еще не во всех регионах заработала Система-112, с которой мы интегрируемся (система обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру 112. — Ред.). Там, где она еще не работает (в Приморье как раз не работает. — Ред.), операторы вынуждены после поступления сигнала созваниваться с дежурными частями на местах в ручном режиме, — говорит Жерегеля.

Михаил Кораблёв заверяет, что «ЭРА» не предназначена для контроля за перемещением граждан:

— Терминал находится в спящем режиме и активируется лишь при ДТП или нажатии кнопки.

Эти слова приходится принимать на веру. Или не принимать. Ведь не секрет, что означают буквы СОРМ и как в России строятся отношения тех же сотовых операторов с силовыми структурами…

При серьезной аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» должна послать сигнал в контакт-центр самостоятельно. Но поскольку краш-тестов с подержанными автомобилями не проводилось, никто автоматического срабатывания не гарантирует.

По словам Михаила Кораблёва, проект стартовал в 2007 году одновременно с европейской системой eCall, но потом наши всех опередили:

— Пока ни одно государство в мире не смогло повторить такую систему. Наш опыт планируется к внедрению не только в развивающихся, но и в некоторых европейских странах.

Вопрос второй, организационный

Предложенный алгоритм оснащения «Эрой» подержанной иномарки такой:

1) поместив машину на склад временного хранения, импортер приобретает у представителя АО «ГЛОНАСС» терминал и заключает договор, в котором обязуется оборудовать автомобиль этим устройством. VIN или номер кузова при этом привязывается к ID прибора, данные вносятся в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;

2) на основании этого договора оформляется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), проходит таможенная очистка, выдается паспорт транспортного средства (ПТС);

3) владелец авто едет в сертифицированный сервис, устанавливает «тревожную кнопку», после чего отправляется в ГАИ и ставит автомобиль на учет.

Сразу просматривается лазейка: выходит, можно заключить договор и получить ПТС, а саму систему в машину не ставить. Никаких санкций за это не прописано, а в полномочия ГАИ проверка наличия «кнопки» не входит.

— Когда этот гражданин попадет в ДТП, а «кнопка» будет валяться у него в багажнике, тогда его кара и настигнет, — пригрозил Жерегеля. Впрочем, нельзя исключить, что в будущем ГАИ обяжут при первичной постановке машины на учет проверять наличие системы.

В предложенном Жерегелей алгоритме «воткнуть» кнопку предписывалось в течение 10 дней после выпуска машины с таможни, тогда как на учет в ГАИ автомобиль требуется поставить в течение пяти дней. Когда журналисты указали внимание Жерегели на эту неувязку, тот ответил:

— Значит, я ошибся. Беру свои слова обратно. В договоре укажем срок пять суток. Мне казалось, что дается 10 дней. Если вы говорите пять, значит, пять…

Умение признавать ошибки — качество хорошее, но сам этот момент наглядно свидетельствует об уровне компетенции людей, решающих ими же созданные проблемы автомобилистов.

Впрочем, Андрей Жерегеля считает, что виноваты мы сами:

— Закон вводился в течение трех лет, участники этого бизнеса должны были, наверное, чуть раньше озаботиться этой проблемой… Если бы господа приморцы уже три года назад вышли с плакатами на митинги, наверное, мы бы с вами сегодня здесь не собирались, а наслаждались уже действующей системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Принятый порядок — временный. Постоянный, как ожидается, вскорости утвердит Минпромторг.

— Сколько потребуется времени для организации постоянного порядка, мы, к сожалению, не знаем, — сказал Жерегеля.

Вопрос третий, финансовый

Стоимость устройства для него тоже загадка:

— К сожалению, я пока не могу назвать фиксированную цену. Она будет зависеть от того, за сколько производители будут нам продавать приборы. Плюс накладные расходы. Подчеркну, что в данном конкретном случае АО «ГЛОНАСС» никакого бизнеса для себя не видит. Денег мы здесь не зарабатываем, мы включились в выполнение государственной задачи. Мы покупаем приборы у производителей, доставляем их сюда, при помощи наших агентов реализуем и обеспечиваем контроль установки. После того как мы создадим здесь пул из мастерских и агентов, которые будут заниматься реализацией приборов, будет создана конкурентная среда, которая, надеюсь, позволит нам через 1–3 месяца выйти на какую-то объективную цену. Она не будет зафиксирована, потому что это все-таки рыночный процесс, но мы с вами будем четко понимать диапазон. Сейчас, к сожалению, он очень большой: цена прибора с установкой — от 10 до 30 тысяч рублей. У каждого производителя — своя цена. Вчера (на совещании у губернатора. — Ред.) мы говорили, что комфортной ценой для Приморья было бы 20 тысяч, не выше. Надеюсь, цена сложится именно таким образом, а может, еще ниже.

Как раз по части «объективности» возникают вопросы: откуда такой разброс цен на гаджет, который не сложнее обычного мобильника, и насколько обоснованна экономически цена в 10, а тем более в 30 тысяч рублей?

Первым сертифицированным центром по установке «ЭРЫ-ГЛОНАСС» в подержанные автомобили стало приморское ООО «Сумотори-Автопорт». Жерегеля заверил, что в ближайшее время будут рассмотрены все заявки и в Приморье появится еще несколько сертифицированных мастерских (по состоянию на вчерашний день сертифицированными установочными центрами также стали ООО «Дальтест» и ИП Василец, еще ряд договоров — на подписании).

Несколько раньше стало известно, что приморский «Дальтест» уже заключил договор с одним из производителей устройств — ЗАО «Сантэл Навигация». Но теперь, заявил Жерегеля, купить прибор можно будет только у АО «ГЛОНАСС» или его агентов:

— Так получилось, что схема немножко изменилась…

Вопрос: кем и для чего было решено замкнуть продажу устройств разных производителей на АО «ГЛОНАСС»? Не для того ли, чтобы исключить демпинг? Но тогда нельзя говорить ни о какой конкурентной среде — скорее это напоминает монопольный сговор, а слова главы АО «ГЛОНАСС» о том, что для них это не бизнес, вызывают обоснованные сомнения. Кажется, уже понятно, к какому пределу обозначенного диапазона — нижнему или верхнему — приблизится «объективная» (она же «комфортная») цена…

Андрей Жерегеля пообещал, что первая тысяча устройств поступит во Владивосток 4–5 апреля, к этому времени здесь появятся и агенты по их продаже.

Ложка меда, пожалуй, одна: после установки системы и единовременного платежа абонентской платы не будет. Зато тревогу вызывают следующие слова Жерегели:

— На создание системы было потрачено очень много государственных денег. Поэтому одна из наших приоритетных задач — коммерциализация нашего проекта, чтобы каким-то образом отбить деньги, которые были в него вложены.

Жерегеля пояснил: он имеет в виду создание неких «коммерческих сервисов», чтобы люди могли через «ЭРУ-ГЛОНАСС» заказывать пиццу или билеты в театр… Но при сегодняшнем развитии смартфонов и приложений для них трудно представить, что глава АО сам верит в то, что говорит. А вот Михаил Кораблёв между прочим заметил, что в будущем «данная система будет установлена на все автомобили, находящиеся в РФ».

Не будет ли эта самая «коммерциализация» проведена привычным добровольно-принудительным способом? Под разговоры о «рыночном процессе» и «конкурентной среде»… Вот и думай, что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»: забота государства о безопасности граждан или же очередная навязанная услуга с заведомо завышенной стоимостью, внедряемая нерыночными методами.

№ 383 / Василий МАКАРОВ / 30 марта 2017
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Тревожное состояние

Подробнее

Ставки растут

Подробнее

​Игра по-крупному

Подробнее