Общество

​Владивосток без Шульца

Ушел из жизни почетный гражданин Владивостока, создатель Музея автомотостарины Николай Шульжицкий

​Владивосток без Шульца

11 апреля на 82-м году перестало биться сердце Николая Алексеевича Шульжицкого — ветерана автотранспортной отрасли, почетного гражданина Владивостока, создателя и первого руководителя уникального Музея автомотостарины.

Шульц, как его называли близкие друзья, родился в Туапсе в 1935 году. Окончил ВВМУ (ныне — Морской госуниверситет имени Невельского) по специальности «инженер-механик». С детства увлекался техникой, всерьез занимался мотоциклетным спортом. С транспортом оказались связаны и его работа (руководил предприятием «ВПОПАТ-1», работал в других профильных организациях), и хобби. В 2002 году Николай Алексеевич открыл и возглавил во Владивостоке частный Музей автомотостарины, ставший одним из самых интересных объектов как для туристов (так высоко отозвался о музее знаменитый летчик-космонавт Алексей Леонов), так и для горожан, неравнодушных к технике. А таких у нас много — недаром Владивосток считается одним из самых автомобильных городов страны.

Музей создавался, что называется, на чистом энтузиазме. Сегодня среди экспонатов музея Шульжицкого, что на улице Сахалинской, — всевозможные модели советских и зарубежных автомобилей и мотоциклов (среди последних есть даже праворульные — японские трофеи), техника Второй мировой войны: «полуторки», знаменитые «катюши»… Это не просто покрашенные старые кузова: техника Музея автомотостарины способна передвигаться своим ходом и регулярно делает это, участвуя в городских праздниках. В коллекции имеются редчайшие, а то и вообще единственные экземпляры грузовиков (например, трех-осный «ГАЗ-ААА»). Есть представительские лимузины для советских руководителей верхнего эшелона — «ЗиМ», «ЗИС–110», «Чайка». Некоторые из экспонатов имеют собственную историю — как, например, первый советский легковой автомобиль «ГАЗ-А», выпущенный по лицензии Форда и до 1938 года обслуживавший писателя Алексея Толстого (после чего попал в приморскую Черниговку, откуда его и доставили в музей), или «ЗИС-110», возивший по Владивостоку главкомов ВМФ СССР адмиралов Николая Кузнецова и Сергея Горшкова, а также генсека ЦК КПСС Никиту Хрущева. Неудивительно, что городская дума в 2006 году присвоила Шульжицкому звание почетного владивостокца, а автобусную остановку в начале Сахалинской вскоре официально назвали «Автомузей».

Николай Алексеевич не раз говорил о планах расширить экспозицию, но для этого элементарно не хватало места. «Новая во Владивостоке» выражает соболезнования близким Николая Шульжицкого и надеется, что Музей автомотостарины сохранится и будет развиваться усилиями потомков — возглавляющего сегодня музей Олега Шульжицкого (сына Николая Алексеевича), известного автогонщика Марка Шульжицкого (внука) и других неравнодушных к технике и нашей истории людей.

№ 385 / Соб. инф. / 13 апреля 2017
comments powered by Disqus
Статьи из этого номера:

​Владивосток без Шульца

Подробнее

​Товарищ Трамп, ну как же так?!

Подробнее

​Андрей Бажутин: «По всей стране стоит более миллиона машин»

Подробнее