Экономика

​Набирая обороты

Инвесторы Свободного порта Владивосток реализуют проекты объемом более 270 млрд рублей

​Набирая обороты

В настоящее время 174 инвестора Свободного порта Владивосток реализуют проекты объемом инвестиций более 270 млрд рублей и перспективой создать более 25 тысяч рабочих мест. Всего в Корпорацию развития Дальнего Востока поступило 319 заявок на общую сумму инвестиций более 337 млрд. Эти цифры прозвучали на итоговом заседании коллегии Минвостокразвития, участие в котором приняли губернаторы Дальнего Востока.

Расширять границы

Участники заседания обсудили итоги работы министерства за отчетный период, создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, государственную поддержку значимых инвестпроектов, привлечение инвесторов в Свободный порт Владивосток, реализацию программы «Дальневосточный гектар», подготовку к предстоящему третьему Восточному экономическому форуму.

Как отметил глава Минвостокразвития Александр Галушка, новые механизмы экономического развития: территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, инфраструктурная, финансовая, административная поддержка проектов — привлекли 2,3 трлн рублей прямых инвестиций на Дальний Восток. Из них 2,2 трлн — частные.

— То есть на 1 рубль бюджетных средств мы получаем 22 рубля частных вложений. Это лучший на сегодняшний день показатель эффективности применения бюджетных денег, — подчеркнул министр.

По его словам, в ближайшие три года в регионе будет запущено более 280 предприятий. И с точки зрения привлечения новых инвестиций важно быть конкурентоспособными, обеспечивать это соответствующими законами и режимами. Министр напомнил, что с 1 октября 2016 года в круглосуточном режиме заработали пункты пропуска в Свободном порту Владивосток.

— Теперь при работе на границе введен единый контрольный орган. Кроме того, постановлением правительства России сокращены сроки государственного контроля на таможне. Установлено их предельное значение. Введено электронное декларирование грузов. Это сделано только в Свободном порту Владивосток, — подчеркнул он.

Минвостокразвития сейчас разрабатывает предложения по расширению перечня преференций для инвесторов.

— Мы будем расширять границы и совершенствовать режим Свободного порта Владивосток, — подчеркнул Александр Галушка.

Земельный вопрос

В частности, сейчас министерство совместно с региональными властями разрабатывает федеральный закон по введению нового механизма предоставления земли инвесторам Свободного порта Владивосток.

— Мы введем новый механизм предоставления земли инвесторам Свободного порта Владивосток, снимем барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели. В этом месяце завершится согласование соответствующего законопроекта. И он, по поручению президента России, будет внесен в правительство Российской Федерации, — уточнил Александр Галушка.

Законопроект предлагает дополнить перечень полномочий наблюдательного совета порто-франко правом по формированию специальной земельной комиссии. Планируется, что она будет рассматривать обращения резидентов Свободного порта Владивосток об оказании содействия в предоставлении участков. Соответствующие изменения должны быть внесены в статью 39.6 Земельного кодекса РФ.

По мнению губернатора Приморья Владимира Миклушевского, предусмотренные проектом изменения позволят оперативно решать вопросы обеспечения земельными участками резидентов Свободного порта Владивосток.

— Новый механизм позволит снизить административные барьеры при предоставлении земельных участков резидентам Свободного порта Владивосток в аренду без торгов, тем самым будет способствовать улучшению инвестиционного климата, — считает глава края.

Первые ласточки

По мнению губернатора, первые результаты реализации новаторских законов о территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток — очень достойные. В рамках этих режимов инвесторы уже вложили в проекты, реализуемые в Приморье, около 50 млрд рублей. Несмотря на длительную перспективу проектов СПВ и ТОР, первыми результатами край уже может гордиться.

— Сегодня в Приморье созданы четыре территории опережающего развития: «Михайловский», «Надеждинская», «Большой Камень» и «Нефтехимический». По этому показателю опережаем все субъекты ДФО, у нас их больше всего. На данный момент 42 компании стали резидентами ТОРов, и это говорит о том, что этот механизм очень востребован у инвесторов. Кое-где есть уже первые ласточки. Например, в «Надеждинской» работает современный завод «Европласт». А в «Михайловском» начал работать инвестор, который уже давно ведет деятельность в Приморье, — «Мерси-Трейд». Всего же к концу 2016 года фактический объем инвестиций резидентов ТОР составил более
44 млрд рублей, 350 млн рублей в краевой бюджет поступило в качестве налогов, — подвел некоторые итоги Владимир Миклушевский. — Свободный порт Владивосток также уже реализует свои первые проекты. Работает первый в Приморье складской комплекс класса А промышленного парка компании «Авиаполис Янковского». Начинается реализация второй очереди проекта туристско-рекреационного кластера «Приморское кольцо». Полноценно работают еще семь проектов Свободного порта: три во Владивостоке, два в Артеме и по одному в Уссурийске и Большом Камне.

Вместе с тем, обратил внимание губернатор, не все муниципалитеты Приморья, входящие в зону Свободного порта Владивосток, привлекли резидентов с начала действия особого экономического режима.

— Цифры по количеству резидентов и объемам инвестиций хорошие, но среди 16 муниципалитетов, входящих в состав Свободного порта, есть такие, в которых пока нет ни одного резидента, будем проводить подробный анализ. Экономический потенциал территорий, конечно, разный. Но я считаю, что этой мерой привлечения инвестиций важно пользоваться — местная власть должна активно в этом участвовать, — заявил губернатор.

В помощь муниципалитетам в крае разработана программа улучшения делового климата. Она состоит из 10 направлений, по которым разработаны «дорожные карты». Это предпринимательство, инвестиции, ЖКХ, контрольно-надзорная деятельность и другие. Каждое из этих направлений проработано с участием бизнес-сообщества.

Эта задача рассчитана не на один год. Видимый эффект от новых режимов регион получит через два-три года, отметил губернатор, но уже сейчас должна развиваться инфраструктура для привлечения бизнеса. По оценкам экспертов, механизм Свободного порта Владивосток за 10 лет может в 2,5 раза увеличить ВРП Приморья.

Как сообщили на коллегии, развитию Дальнего Востока будет посвящено заседание президиума Госсовета, который состоится в рамках третьего Восточного экономического форума во Владивостоке.

№ 391 / Герман ШАБЕКО / 25 мая 2017
Статьи из этого номера:

​Убыточный рыбнадзор

Подробнее

​Набирая обороты

Подробнее

​Плацдарм для выхода в АТР

Подробнее