Экономика

​Плацдарм для выхода в АТР

Юрий Авдеев: Свободный порт Владивосток должен стать восточной столицей России

​Плацдарм для выхода в АТР

Свободный порт Владивосток — это не только особый экономический режим. Эксперты вкладывают в это понятие более широкий смысл. Это целый комплекс серьезных мер, направленных на развитие Приморья и его столицы как плацдарма России для выхода в АТР. О своем понимании будущего Владивостока в России и мире «Новой газете во Владивостоке» рассказал директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, кандидат экономических наук Юрий Авдеев.

Конкуренция городов и дальневосточная специфика

— Процесс урбанизации сегодня вышел на новый уровень: конкуренция идет уже не между городом и селом, а между самими городами. Они соперничают между собой за людей, проекты, капиталы и корпорации. Более того, конкуренция между странами превращается в конкуренцию между городами. Выигрывают те города, где раньше решаются вопросы безопасности, удобства жизни, культурной и образовательной среды, воплощаются продуманные стратегии развития.

Крупный город не просто концентрирует население, но создает разнообразие потребителей, производителей и обменов между ними. Согласно докладу Всемирного банка, с ростом размера городов растет и производительность экономической деятельности. Высокоразвитые «регионы-государства» возникают по всему миру. По прогнозу ООН, к 2050 году 66 % населения Земли составят жители городов и городских агломераций. Из 28 крупнейших мегаполисов мира 16 находятся в Азии. К 2025 году в Азии будут находиться семь из 10 самых больших городов мира.

В России сегодня нет противовеса растущим азиатским мегаполисам. Большинство наших крупных городов расположено в западной части страны. Самый восточный город-миллионник — Красноярск. Из 23 российских городских агломераций только две расположены восточнее Красноярска — Иркутская и Владивостокская.

У Дальнего Востока, Приморского края, Владивостока есть такие конкурентные преимущества, как территория, природные ресурсы, выгодное экономико-географическое положение. Осталось «немного»: модернизировать институты, развивать инфраструктуру, обеспечивать рост человеческого капитала. В этом нам никто помочь не сможет. Едва ли не единственный источник — нефтяная рента. Она должна быть направлена на совершенствование институтов и рост человеческого капитала, а не на яхты, дворцы или накопления в офшорах.

В России нет противовеса растущим азиатским мегаполисам

Миссия Дальнего Востока — в том, чтобы на основе природно-ресурсного, промышленного, интеллектуального потенциала занять лидирующую позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет таких направлений, как освоение Мирового океана и космического пространства, выстраивание связей между Европой и Азией. Здесь есть проблемные вопросы: с какой конкурентоспособной продукцией Россия выходит на рынки? В какие интеграционные цепочки встраивается ее экономика? На каких региональных рынках льготный режим ведения бизнеса обеспечит нашей стране ведущие позиции?

Приморский край следует рассматривать как плацдарм для выхода в АТР. Роль связки «Владивосток — Хабаровск» на востоке страны сходна с ролью связки «Москва — Петербург» на западе. Владивосток и Хабаровск делят роли: Хабаровск — столица ДФО, центр координации и взаимодействия дальневосточных субъектов федерации, а Владивосток — восточная столица России.

Владивосток, который нам нужен

— Многие мировые центры расположены ближе к Владивостоку, чем к Москве: Сан-Франциско, Токио, Сеул, Пекин. Миссия Владивостока — стать мировым (глобальным) городом России в АТР, восточной столицей России, способной стать в один ряд с Сингапуром, Гонконгом, Шанхаем, Пусаном, Далянем. Владивосток должен получить статус субъекта федерации, стать городом федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

На новую роль города должны работать такие механизмы, как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар. Нужен еще один федеральный закон — «Об особом миграционном режиме», преодолевающий существующие ограничения для тех мигрантов, которые встраиваются в стратегию развития территории, и создающий эффективный механизм управления миграционными процессами в стране.

Будущий город рассматривается как Владивостокская агломерация, включающая Владивосток, Артем, Надеждинский, Хасанский, Шкотовский районы. Это около 9 тысяч кв. км с населением менее 1 млн человек. Даже площадь Владивостока в существующих административных границах — 541 кв. км, что в два раза меньше площади Москвы, тогда как численность населения меньше в 18 раз. При населении, равном 1,5–2 млн человек, город будет обладать значительными ресурсами пространственного развития. Важный ресурс — береговая линия протяженностью 42 км. Возможности для развития морской инфраструктуры, прежде всего туристско-рекреационной, здесь велики, как нигде в России. Нужен генеральный план развития Владивостокской агломерации с учетом социальной инфраструктуры, эффективного использования побережья в расчете на численность населения до 3 млн человек на перспективу. Промышленные предприятия нужно выводить из бухты Золотой Рог с последующей ее рекультивацией. В пределах агломерации следует начать строительство двух современных специализированных портов мощностью от 200 млн тонн в год. Во Владивостоке должна появиться национальная судоходная компания с флотом под российским флагом.

Города-миллионеры России: налицо — «западный перекос»

Не менее важно обустройство культурного пространства. Именно русская культура способна взять на себя роль интегрирующего начала в АТР. Во Владивостоке уже действует Приморская сцена Мариинского театра, скоро откроются филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Работу по наращиванию культурного потенциала территории следует продолжать.

Остров Русский, где проходит Восточный экономический форум, — площадка международных коммуникаций, точка соприкосновения европейской и азиатской культур. Нужно не встраиваться в существующие альянсы с их правилами, а создавать новые модели наднациональных кластеров в сферах, где наше лидерство неоспоримо. Назрел переход от торговли и конкуренции к совместной деятельности, требующей объединения усилий многих стран.

Задача местного гражданского сообщества — донести до главы российского государства на площадке того же ВЭФа свое понимание перспективной роли Владивостока. Это могло бы вылиться во Владивостокскую декларацию «О новой доктрине Азиатско-Тихоокеанского партнерства», где ключевая роль будет отведена новому Владивостоку.

Чтобы увидеть будущее, нужен впередсмотрящий. Владивостоку нужен Центр стратегических исследований, ранее уже действовавший в городе. Он станет связующим звеном между властью и наукой, гражданским обществом и экспертами.

№ 391 / Марина ШВЕЦОВА / 25 мая 2017
Статьи из этого номера:

​Убыточный рыбнадзор

Подробнее

​Набирая обороты

Подробнее

​Плацдарм для выхода в АТР

Подробнее