Авто

​Терминальная стадия

Ситуация с «тревожной кнопкой» по-прежнему тревожная

​Терминальная стадия

Проблемы с тревожной кнопкой «ЭРА-ГЛОНАСС» отнюдь не исчерпаны — напротив, возникают новые. Порядок установки «тревожной кнопки» и ее явно завышенная стоимость вызывают массу вопросов. Рассерженные граждане обратились в антимонопольную службу. Напомним хронику событий. Новость о том, что с начала 2017 года как выпускаемые в России, так и ввозимые в нее машины должны оснащаться системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», вызвала на Дальнем Востоке переполох и протестные акции. Никто не понимал, как ставить систему на подержанные машины, из-за чего сотни автомобилей зависли на таможнях. К решению вопроса подключились губернатор Миклушевский, полпред Трутнев, вице-премьер Рогозин… В итоге для Дальнего Востока придумали «упрощенный порядок» и «временную схему» оснащения машин «Эрой». А потом, мол, Минпромторг придумает постоянную, и будет всем счастье…

До сих пор непонятно, во-первых, зачем нужна эта кнопка, фактически дублирующая сотовую связь.

Во-вторых, чем объясняется цена простенького, вроде пейджера или сигналки устройства — 22 с лишним тысячи рублей (с установкой — почти 28), с какого потолка?

В-третьих, купить устройство («терминал») можно только у АО «ГЛОНАСС» или его агентов, хотя производителей в России — немало, ничего сложного в «кнопках» нет, и тот же «Радиоприбор», сидящий без заказов, легко бы освоил их выпуск. Это уже похоже на попытку монополизировать рынок, причем при негласной поддержке государства, исключив демпинг. В результате «кнопок» не хватает — создается искусственный дефицит устройств, их стоимость взлетает…

Неудивительно, что 23 мая, как сообщает newsvl.ru, группа приморцев обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю с жалобой на действия АО «ГЛОНАСС» и его уполномоченных агентов на территории края — ООО «Сумотори Авто» и ООО «Волтон Менеджмент Рус». Инициатором обращения на имя начальника приморского УФАС Алексея Белоглазова стал депутат Думы Владивостока Андрей Галицких. По мнению авторов жалобы, действия акционерного общества нарушают антимонопольное законодательство и способствуют недобросовестной конкуренции, создавая препятствия для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам. «Временный порядок» подразумевает необходимость приобретения аппаратуры УВЭОС («устройство вызова экстренных оперативных служб», та самая кнопка) только у данного АО или его агентов, что напоминает монопольный сговор, хотя российское законодательство не запрещает приобретать данную аппаратуру у третьих лиц, не являющихся агентами АО «ГЛОНАСС».

А 24 мая пресс-служба ООО «Сумотори-Авто» выступила с тревожным сообщением. Его суть в том, что «Сумотори» с начала лета прекращает обслуживание физических лиц и компаний, не аккредитованных в Федеральной таможенной службе. «1 июня очередь на приобретение устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» будет ликвидирована, а клиентам, уже оплатившим услугу, вернут деньги. Распределением терминалов займутся официальные таможенные представители, с которыми «Сумотори-Авто» заключит договоры», — говорится в сообщении. В компании указали: данное решение принято из-за того, что взятые ею обязательства по созданию открытой электронной очереди и справедливой системы распределения терминалов «не были оценены и повлекли серию провокаций».

Толком ничего не понятно, кроме одного: возникает дополнительная сложность и лишнее звено (или — не лишнее, «это у кого надо нога»?). Другими словами, человек, уже оплативший определенное количество «кнопок», теперь выгоняется из очереди «Сумотори», идет к «таможенному представителю», заключает договор с ним, после чего этот самый представитель обращается опять же к «Сумотори» как представителю АО «ГЛОНАСС» и покупает кнопку для упомянутого человека. Воистину легкие пути — не для нас. Во что конкретно выльется происходящее — в удорожание терминалов «ЭРА» или очередные пробки на таможне — увидим позже.

Остается признать: с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» мы получили вовсе не заботу государства о безопасности граждан, а навязанную услугу сомнительной целесообразности с заведомо завышенной стоимостью, внедряемую нерыночными методами. Другими словами — очередную «неестественную монополию» вроде одиозной системы «Платон».

№ 392 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 01 июня 2017
Статьи из этого номера:

​Конечная станция

Подробнее

​Паливо чисто конкретное

Подробнее

​Академик Александр Сергеев: РАН должна остаться демократической организацией!

Подробнее