Авто

​Обыкновенный монополизм

АО «ГЛОНАСС» и Росаккредитацию уличили в дискриминации и призвали к порядку

​Обыкновенный монополизм

Федеральная антимонопольная служба вынесла Росаккредитации предупреждение об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства. Дело касается пресловутых кнопок «ЭРА-ГЛОНАСС», которыми с недавних пор положено оборудовать все выпускаемые в российский оборот автомобили. ФАС считает: при внедрении данной системы Росаккредитация «создала дискриминационные условия».

Напомним, что с начала 2017 года все выпускаемые в России, а равно ввозимые в нее машины должны оснащаться системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». В начале года тысячи машин зависли на дальневосточных таможнях: никто не знал, как оснащать этим устройством импортируемые подержанные автомобили. Потом появился «временный порядок» и выяснилось, что устройства следует покупать исключительно через АО «ГЛОНАСС», а не где-либо на стороне или напрямую у производителя, причем по явно завышенной цене — около 30 тысяч рублей. На поверку оказалось, что этих самых устройств к тому же не хватает, что спровоцировало рост цен. Не говоря о том, что есть более чем серьезные сомнения в эффективности самой этой навязанной услуги: к чему кнопка, если у каждого в кармане мобильник?

Неприкрытый монополизм АО «ГЛОНАСС», права на который к тому же подтвердила Росаккредитация, вызвал резонное недовольство дальневосточников. Многочисленные жалобы на действия АО «ГЛОНАСС» и его местных агентов — ООО «Сумотори-Авто» и ООО «Волтон Менеджмент Рус» (впрочем, с августа единственным приморским агентом «ГЛОНАССа» стала последняя из названных фирм, зарегистрированная, к слову, на Виргинских островах) — стали поводом для вмешательства антимонопольщиков.

По итогам проверки ФАС выпустила сообщение, в котором говорится: «АО «ГЛОНАСС» как оператор… системы разработало и разместило на своем сайте так называемый временный порядок, где пошагово перечислены действия, которые гражданам необходимо совершить, чтобы оснастить автомобиль таким устройством и получить в таможенных органах паспорт транспортного средства. Во временном порядке указано, что устройство необходимо приобрести у АО «ГЛОНАСС» или у одного из его агентов… Требование о необходимости предоставить в испытательную лабораторию копию договора купли-продажи устройства у одного из агентов содержится и на сайте Росаккредитации. В российском законодательстве отсутствует запрет или ограничение на производство или продажу устройств либо требование о получении лицензии (иного согласия АО «ГЛОНАСС») на производство или продажу устройств. Осуществлять деятельность по производству или продаже устройств может неограниченный круг лиц. Таким образом, ФАС России пришла к выводу, что Росаккредитация, разместив на своем сайте требование о приобретении устройства у одного из агентов АО «ГЛОНАСС», установила для приобретателей устройств ограничение выбора организаций, у которых устройство можно приобрести. Согласно предупреждению Росаккредитации необходимо до 11 августа 2017 года исключить из сообщения на сайте информацию о необходимости приобретать устройства только у агентов АО «ГЛОНАСС».

Выходит, теперь устройство можно покупать у любого из его производителей или продавцов. Это, с одной стороны, должно привести к удешевлению кнопки (не раз высказывались мнения, что 25–35 тысяч за примитивный «пейджер» — ничем, кроме коммерческих интересов теперь уже бывшего монополиста, не обоснованная цена), а с другой — к недопущению дефицита. Ведь не секрет, что АО «ГЛОНАСС», став монополистом, в течение более чем полугода (и это — с помощью губернатора Миклушевского, полпреда Трутнева и вице-премьера Рогозина!) не могло решить вопрос с нехваткой устройств для Дальнего Востока. Образовались многотысячные «заторы» из машин, ввезенных в Россию и растаможенных, но не получивших ПТС. В июле начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин сообщил: 9000 автомобилей, ввезенных во Владивосток после 15 февраля, не могут получить ПТС из-за нехватки устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»; вот такой вот «свободный порт». Лишь на днях АО «ГЛОНАСС» объявило, что «проблема дефицита оборудования на Дальнем Востоке уже решена». Похоже, решена и другая проблема — монополии данной структуры. Остается надеяться, что нехватки кнопок больше не будет, а цена на них снизится до каких-то разумных пределов. Если уж нельзя совсем без этой самой кнопки.

№ 403 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 17 августа 2017
Статьи из этого номера:

​Брусчатка — оружие обогащения?

Подробнее

​Обыкновенный монополизм

Подробнее

​100 тысяч квадратных метров в год

Подробнее