Экономика

​Ворота в АТР

Приморский край подписал на ВЭФ более 40 соглашений на сумму свыше 200 миллиардов рублей

​Ворота в АТР

В работе III Восточного экономического форума приняли участие свыше 6 тысяч человек из более 60 стран. Уровень представительства — самый высокий: делегации своих государств возглавили премьер-министр Японии Синдзо Абэ, президент Республики Корея Мун Чжэ Ин и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, а Китай — ответственный за развитие экономических связей с Россией заместитель премьера Государственного совета КНР Ван Ян. ВЭФ вызвал серьезный интерес практически всех стран АТР. На форуме заключено 217 соглашений общим объемом около 2,5 триллиона рублей. Из них более 40 на сумму свыше 200 миллиардов рублей подписано Приморским краем.

Пройти коридорами

В делегацию КНР вошли представители крупнейших предприятий страны, что вполне объяснимо: Китай является для российского Дальнего Востока стратегическим партнером в экономической сфере.

— У Китая и России большие возможности. Китай является первой страной-поставщиком ДФО и второй страной-экспортером. В 2016 году товарооборот превысил 6 миллиардов долларов США, то есть четверть общего объема внешней торговли ДФО, — такое мнение выразил вице-премьер КНР Ван Ян.

В бизнес-диалоге компании Китая и России, в принципе, уже говорят на общем языке. Проблем, безусловно, хватает. Российский бизнес обращает внимание на торговые ограничения, в частности на квоты на мясо и пшеницу. Китайские предприниматели сетуют на нехватку инфраструктуры. Но это разговор партнеров, которые ищут пути решения проблем и находят их на государственном уровне. Как отметил вице-премьер Ван Ян, «стабильное плавание корабля зависит от моряков». Инвестиции китайских предпринимателей сегодня осуществляются в самые разные отрасли, в рамках ТОР и свободного порта Владивосток реализуется 26 проектов на сумму более 3 миллиардов долларов с участием капитала из КНР.

Сотрудничество переходит на более глубокий уровень, и одним из важных и принципиальных направлений стало развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», которые вполне укладываются в концепцию «Один пояс — один путь». Как заявил на ВЭФ мэр китайского города Суйфэньхэ Ван Синчжу, в этом году планируется поставить рекорд по объему грузов, перевезенных через общие границы с Приморьем.

— Перевезено уже более 7 миллионов тонн грузов. К концу декабря планируем установить рекорд — довести этот показатель до 10 миллионов тонн в год. И эти цифры — не предел, — отметил Ван Синчжу, уточнив, что транспортный узел в Суйфэньхэ аккумулирует около
30 миллионов тонн грузов и по завершении модернизации МТК «Приморье-1» они могут быть направлены по данному транспортному коридору.

По мнению губернатора Приморья Владимира Миклушевского, главная цель — сделать транзит грузов по этим коридорам «бесшовным» и конкурентоспособным. Для инвесторов важны гарантии двух сторон и по грузовому потоку, и капиталовложениям. Прорабатываются разные модели, в том числе механизм концессий в рамках ГЧП. Интерес партнеров очень серьезный, участие в проектах рассматривают крупнейшие компании КНР, включая одну из крупнейших в мире Китайскую железнодорожную международную корпорацию.

— Проекты транспортных коридоров — это уже не просто задача Приморья и РФ. Они важны как для экспорта китайских грузов через наши порты, так и для реализации глобального проекта «Один пояс, один путь». Подчеркну: оба транспортных коридора — действующие, по ним перемещаются грузы, через границы, порты, по дорогам, по железнодорожным путям. Мы ставим вопрос по расширению их возможностей, увеличению пропускной мощности, — отметил губернатор, подчеркнув, что ВЭФ дал новый импульс стратегическому партнерству в развитии МТК.

Экономика с миром

Наиболее многочисленной на ВЭФ оказалась южнокорейская делегация. В ее составе было 289 человек. Самая маленькая тоже стала корейской — шесть человек представляли КНДР…

Политическое противостояние на Корейском полуострове не решить санкциями. Более реалистичным Владимиру Путину представляется другой способ примирить Сеул и Пхеньян — экономический. Об этом российский лидер говорил на встрече с главой Южной Кореи Мун Чжэ Ином на полях ВЭФ.

— Россия по-прежнему готова к реализации трехсторонних проектов с участием Корейской Народно-Демократической Республики, — сказал Путин. — Речь могла бы идти о поставках в Корею российского трубного газа, интеграции электросетей, железнодорожных систем России, Республики Корея и Северной Кореи. Осуществление этих инициатив принесет не только экономическую выгоду, но и будет способствовать укреплению доверия и стабильности на Корейском полуострове.

Г-н Мун Джэ Ин приветствовал эту идею. «Мы договорились укрепить базу для реализации трехсторонних проектов с участием двух Корей», — заявил президент Южной Кореи, пообещав «тщательно работать» над этим.

Но это глобальные перспективы, которые зависят от доброй воли трех сторон. В целом, как отмечали эксперты на полях ВЭФ, осторожный корейский бизнес активизировался на Дальнем Востоке.

— Объем заявленных инвестиций со стороны Южной Кореи динамично растет: если в мае мы говорили о шести проектах корейских инвесторов на Дальнем Востоке с общим объемом инвестиций 67 миллионов долларов США, то в августе таких проектов уже восемь. Объем инвестиций по ним составляет 272 миллионов долларов США, — отметил глава Минвостокразвития Александр Галушка.

В рамках форума было подписано соглашение о создании в районе мыса Назимова во Владивостоке крупного рыбоперерабатывающего комплекса, инвесторами которого выступит консорциум крупнейших южнокорейских компаний — «Корея Трейдинг энд Индастриз», «Кореан Сифудс», «Бусан Аторити порт», «Унико Лоджистикс». Проект предусматривает холодильник на 50 тысяч тонн, логистические зоны, перерабатывающие мощности до 40 тысяч тонн рыбопродукции в год. Общий объем инвестиций составит около 130 миллионов долларов.

Кроме того, на форуме активно обсуждались вопросы участия южнокорейских компаний в реализации таких проектов, как строительство судоверфи «Звезда», Находкинского завода минеральных удобрений, поставок сжиженного природного газа, развития сельского хозяйства, трансформации российско-корейской инвестиционной платформы. В присутствии лидеров России и Южной Кореи — Владимира Путина и Мун Чжэ Ина — состоялось подписание соглашения о создании Центра поддержки корейских инвесторов, который откроется на базе офиса КОТРА во Владивостоке.

Перелом по пунктам

Если раньше в бизнес-диалоге России и Японии речь больше шла о намерениях, то сейчас, по словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, ситуация близка к «переломному моменту» — этому должен способствовать запуск объявленного в декабре совместного фонда объемом до $ 1 миллиарда с Японским банком международного сотрудничества JBIC. Кроме того, облегчить привлечение инвестиций должно подписание обновленной конвенции об устранении двойного налогообложения.

— Всего лишь за один этот год между Японией и Россией появились подвижки, которых мы не могли добиться в течение последних 70 лет, — заявил глава правительства Японии Синдзо Абэ на пленарной сессии ВЭФ.

В рамках форума в краевом центре открылась выставка малоэтажных домов, которые планирует строить в Приморье японская корпорация «ИИДА Групп Холдинг». Ее дочерняя компания уже получила статус резидента свободного порта Владивосток и намерена организовать полную производственную цепочку: лесозаготовка — производство пиломатериалов — изготовление деревянных конструкций — строительство домов. Объем инвестиций составит 2 миллиарда рублей. Еще один важный проект, реализуемый в рамках свободного порта Владивосток, — создание в Приморье японского реабилитационного центра компаниями JGC Corporation и Hokuto.

Губернатор Владимир Миклушевский подчеркнул, что именно Япония является страной-лидером по объему накопленных инвестиций в экономику Приморья. Среди наиболее успешных примеров сотрудничества он отметил проект компании «Мазда» на базе завода «Соллерс». Сейчас в планах — создание двигателестроительного завода, под этот проект специально расширены границы ТОР «Надеждинская». Продукция предприятия будет экспортироваться на другие площадки «Мазды».

— Это очень радует. Поскольку все механизмы, созданные сегодня на территории Приморья — режимы территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, — ориентированы прежде всего на экспорт, — подчеркнул Владимир Миклушевский.

В рамках ВЭФ-2017 подписано более 50 российско-японских документов в различных сферах сотрудничества.

— В рамках плана сотрудничества из восьми пунктов, который мы с президентом России продвигаем, на этом форуме мы добились результатов более чем по 50 проектам. Среди них план развития города Владивосток с целью его превращения в ворота АТР, сотрудничество в области цифровой экономики и медицины, создание инвестиционных рамок в один миллиард долларов для поддержки проектов, — отметил премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

«Кочевой» маршрут

В использовании портов Приморья для транзита своих грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона заинтересована и Монголия. Об этом заявил президент страны Баттулга Халтмаагийн на встрече с главой края Владимиром Миклушевским.

— Монголия заинтересована в перевозке грузов в страны АТР через международные транспортные коридоры, расположенные в южной части Приморья, — отметил Баттулга Халтмаагийн. — Прежде всего нас интересует порт Восточный.

В настоящее время Монголия по запасам угля входит в десятку мирового рейтинга. Например, общие запасы коксующегося угля на месторождении Таван Толгой, расположенном в пустыне Гоби на юге страны, оцениваются в 6,5 миллиарда тонн. Из них 40 % составляет высококалорийный уголь, использующийся при производстве стали. Сегодня основной экспорт угля из Монголии идет в Китай. С которым не всегда удается договориться о выгодных условиях. Поэтому речь идет о диверсификации рынков сбыта. Сейчас Монголия и недавно избранный президент этой страны ищут новые пути выхода своей грузовой базы к морю. Российские порты, подчеркивают эксперты, имеют конкурентное преимущество из-за невысокого тарифа железных дорог и географической близости двух стран.

Президент Монголии посетил Восточный порт и лично убедился в его возможностях. Порт является одной из самых подготовленных площадок для развития портовой инфраструктуры и может принять монгольский уголь для транспортировки в страны Юго-Восточной Азии и страны АТР.

Монголия рассматривает возможность поставки в Восточный порт более 70 тысяч тонн угля в месяц. Пока точный объем не определен и будет зависеть от заключенных контрактов. Но этот интерес в любом случае подтверждает необходимость развития портовых мощностей и транспортной инфраструктуры в Приморье.

Региональные оговорки

В целом на ВЭФ-2017 заключено 217 соглашений общим объемом около 2,5 триллиона рублей. Из них более 40 на сумму свыше 200 миллиардов рублей подписано Приморским краем. По словам губернатора Владимира Миклушевского, среди стратегических партнеров — первый резидент ТОР «Нефтехимический» АО «Восточная нефтехимическая компания», холдинг «Русагро» с животноводческими комплексами в ТОР «Михайловский», группа компаний «Сибирский Альянс» с инвестициями в угольный разрез и строительство Новошахтинской ТЭЦ, АО «Объединенная зерновая компания» с проектом специализированного зернового терминала в порту Зарубино, ОАО «Ленинградский судостроительный завод «ПЕЛЛА» и ООО «Композитное кораблестроение» с планами создания в крае современных гражданских верфей, «Росатом» с центром ядерной медицины на острове Русском и многие другие.

Приморье становится все более привлекательным и для партнеров из стран АТР. В рамках форума также подписано крупное соглашение о строительстве животноводческих комплексов в ТОР «Михайловский» инвестором из Вьетнама. Резидент свободного порта Владивосток — индийская группа компаний KGK, известная во всем мире как крупнейший производитель ограненных драгоценных камней и ювелирных изделий, открыла в Приморье фабрику по огранке алмазов. Как подчеркнул на ВЭФ Владимир Путин, Россия предоставит еще больше льгот на Дальнем Востоке — как тем, кто приехал осваивать этот регион, так и тем, кто готов вложить сюда свои инвестиции и получить прибыль.

Более того, отметил глава государства, предстоит сделать еще более эффективными ранее запущенные механизмы — территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.

— Они открыли новые возможности для прихода в макрорегион российских и иностранных инвесторов, позволили ускорить запуск проектов и снизить издержки их реализации. Результаты есть, за последние три года рост промышленного производства на Дальнем Востоке опережает средние показатели роста по РФ — это 8,6 %, а ВРП вырос на 4,2 %. В текущем, 2017 году динамика позитивная, более того, нарастающая. Так, инвестиции в основной капитал за первое полугодие выросли почти на
20 %, — подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, «мы не будем останавливаться на достигнутом». Президент рассказал о том, что должно привлечь еще больше инвестиций. В соглашениях с резидентами предлагается зафиксировать «дедушкину оговорку» — первые 10 лет условия не могут ухудшаться. Кроме того, любой инвестор, ставший резидентом ТОР или свободного порта Владивосток, до 2025 года будет иметь десятилетнюю льготу по уплате страховых взносов. Для проектов на сумму свыше 100 млрд рублей будет продлена льгота по налогу на прибыль с 10 до 19 лет.

— Наконец для иностранных инвесторов, которые вложат 10 и более миллионов долларов, предлагается упрощенный порядок предоставления российского гражданства, — объявил глава государства.

Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, здесь будут прокладываться новые транспортные коридоры и наращиваться портовые мощности. Российский Дальний Восток должен стать одним из важнейших логистических узлов мира, убежден президент.

— Мы настроены на углубление инвестиционных, торговых, финансовых связей со всеми партнерами как с восточного, так и с западного берегов Тихого океана, — заверил Владимир Путин.

Как подчеркнул президент, «мы будем работать над тем, чтобы следующим этапом, вслед за стартовавшими проектами, на Дальний Восток со своим капиталом, технологиями и идеями приходили новые и новые наши друзья, партнеры, инвесторы. Нашу всестороннюю поддержку всегда встретят компании, которые готовы производить и экспортировать высокотехнологичную продукцию, причем как ведущие корпорации, так и те, кто только стремится войти в высшую лигу мирового бизнеса».

— Этот форум помог вновь открыть российский Дальний Восток для всего мира, — подвел итоги ВЭФ-2017 Владимир Путин.


Материалы подготовлены в рамках проекта «Приморье/Территория развития»

№ 408 / Герман ШАБЕКО / 21 сентября 2017
Статьи из этого номера:

​Майкл Кийс: Я реалист и оптимист

Подробнее

​«Наступило время прозы про сегодня»

Подробнее

​Кино у океана

Подробнее