История

​Суда нашей общей победы

27 сентября судоходный мир отметил День «Либерти»

​Суда нашей общей победы

Советский «Либерти» — судно «Красногвардеец», сфотографированное Канадским патрульным самолетом в Тихом океане примерно в 200 милях от Ванкувера, 18 июля 1944 года

Для начального периода Второй мировой войны было характерно отсутствие боевых действий на суше и большая активностью на морских коммуникациях. Гитлер, давая указания на развертывание неограниченной подводной войны, поставил перед адмиралом Деницем задачу «топить больше судов, чем противник может построить». Эти же цели преследовали надводные рейдеры — линейные крейсеры, «карманные» линкоры и вспомогательные крейсеры, переоборудованные из быстроходных сухогрузов и грузопассажирских судов. Немцы стремились поставить на колени Великобританию, которая к декабрю 1940 года потеряла 585 судов, составлявших 20 % ее тоннажа, а к лету 1941 года тоннаж сократился на треть. Великобритании необходимо было срочно предпринять какие-то радикальные меры. В этой связи Великобритания обратилась за помощью к США, обладавшей гигантским промышленным потенциалом и способностью реализовывать самые фантастические проекты.

Предвидя вступление в ближайшее время Соединенных Штатов в войну и желая оказать помощь Великобритании, в дополнение к долговременной программе судостроения, Морской комиссией США была принята Чрезвычайная программа. Комиссией было принято решение разработать «чрезвычайный» проект грузового судна Emergency type Cargo дедвейтом около 10 000 тонн (тип ЕС2).

В конце 1940 года группа британских специалистов с верфи J.L. Thompson& Sons привезла в США техническую документацию сухогруза Empire Liberty, ставшего главным прототипом для судов Чрезвычайной программы — ЕС2. Именно этим судам суждено было войти в историю мирового мореплавания под простым и запоминающимся по-русски названием — «Либерти» («свобода»).

Перед авторами проекта судна типа ЕС2 была поставлена задача постройки полностью стандартизованных, простых по конструкции и дешевых в постройке и эксплуатации судов, производство которых можно было развернуть на нескольких заводах в минимально короткий срок. Так было создано универсальное сухогрузное судно водоизмещением немного более 14 000 тонн. Корпус судна был полностью сварным. Исключения составляли шпангоуты, которые крепились к наружной обшивке с помощью клепки.

Корпус судна конструктивно был разбит на секции, обеспечивающие последовательность сборки. Суда были двухпалубными, с пятью трюмами, с надстройкой и машинным отделением в средней части. Жилые помещения располагались в средней и кормовой надстройках, с выходом к спасательным шлюпкам и плотам. Для отделки палубы и кают вместо дерева использовалась нескользящая огнестойкая мастика, что было и дешевле, и обеспечивало очень важную в условиях войны высокую огнестойкость. Верхняя палуба позволяла размещать на ней крупногабаритные грузы.

Суда имели 10 грузовых стрел грузоподъемностью 5 тонн, две тяжеловесных 15 (иногда 30) тонн и 50 тонн и были хорошо вооружены: кроме кормового трехдюймового и носового пятидюймового орудий они имели шесть-восемь 20 или 40-мм скорострельных зенитных автоматов или пулеметов. Предусматривался запас глубинных бомб. Для обслуживания вооружения на каждом судне имелась военная команда от 20 до 40 человек. Размагничивающее устройство защищало корпус от магнитных мин, рулевая и штурманские рубки были прикрыты железобетонными плитами.

Выбор главной машины решался с учетом ограниченности стратегических ресурсов (нефти) и производственных возможностей машиностроительной промышленности. Именно влиянием последнего фактора — загруженности предприятий, изготавливающих турбины для ВМФ, — объясняется то, что в качестве энергетической установки судов была выбрана явно устаревшая к тому времени простая паровая поршневая машина мощностью 2 500 л. с.

Считалось, что суда типа ЕС2 оправдают себя, сделав один трансатлантический рейс (суда на один рейс), а с другой стороны, предполагалось, что они будут эксплуатироваться не более пяти лет.

Производство судов типа «Либерти» было организовано с грандиозным размахом. Американцы сумели наладить их серийное строительство без больших денежных затрат и в короткие сроки. Первый киль был заложен 30 апреля 1941 года. В строительстве судов типа ЕС2 была задействована фактически вся промышленность США и Канады. Чрезвычайная программа предусматривала строительство 3148 судов на 18 судостроительных верфях Тихоокеанского, Атлантического побережий и побережья Мексиканского залива, насчитывавших 170 стапелей. В основу организации строительства был положен опыт Первой мировой войны, когда как в США, так и в Великобритании практиковался т. н. индустриальный метод постройки судов, заключавшийся в изготовлении отдельных секций на металлообрабатывающих заводах и последующей их сборке на судостроительных верфях. Метод этот во время Второй мировой войны был значительно усовершенствован, и, кроме того, были найдены новые пути и принципы организации процесса производства. Участвовавшие в программе предприятия были связаны жестким графиком интеграции и поставок. Для выполнения программы потребовалось организовать массовую ускоренную подготовку рабочих судостроительных специальностей. Суда собирались конвейерным методом. Первое судно типа «Либерти» Patrick Henry (история умеет быть ироничный: Патрик Генри — известный борец за независимость США от британского владычества) было спущено на воду 27 сентября 1941 года, на верфи Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, Балтимор, штат Мэриленд, через 244 дня после закладки киля. Выступая на церемонии спуска на воду первого судна, президент США Рузвельт процитировал слова Патрика Генри: «Дайте мне свободу или дайте мне умереть». Именно с этого момента суда типа EС2 стали называть судами типа «Либерти», а 27 сентября стало во всем судоходном мире Днем флота «Либерти».

Благодаря принятым мерам по перестройке и расширению производства и усовершенствования технологических процессов значительно сокращались сроки постройки судов. Если суда типа «Либерти» первого десятка на одном из заводов строили в течение 203 дней, то суда шестого десятка строили всего за 55 дней, а суда восемнадцатого десятка строили за 40 дней. В дальнейшем суда спускали на воду через 20–27 дней после закладки киля.

Абсолютный рекорд принадлежит верфи Permanente Metals Corporation, Yard №2, Ричмонд, штат Калифорния, где 12 ноября 1942 года спустили на воду судно Robert E. Peary через 111 часов и 29 минут (4 суток, 15 часов и 29 минут) после закладки киля. Еще через трое суток судно ушло с завода под погрузку.

Суда типа «Либерти» были предназначены для перевозки генеральных грузов. Между тем обстоятельства военного времени вызвали огромную потребность в судах для перевозки угля, руды и других массовых грузов. Чтобы не создавать новые типы корпусов и учитывая все преимущества массового стандартного судостроения, решено было модернизировать для этого основной проект с внесением в него необходимых изменений для каждого вида перевозок.

В дальнейшем на базе основного проекта стали строить учебные суда, специализированные суда для перевозки танков, танкеры, воинский транспорт, специализированные суда для перевозки самолетов и плавучие госпитали.

Последнее, 2710-е судно типа «Либерти» было спущено на воду 30 октября 1945 года.

В годы войны Советский Союз получил по ленд-лизу (во временное пользование) примерно 105 морских судов, в том числе 40 сухогрузных «Либерти» и три танкера. В 1948 году правительство США потребовало вернуть танкера, а сухогрузы оставались до 70-х годов, когда их списали на металлолом.

Лично для меня суда типа «Либерти» фактически родные: в мае 1944 года в Сан-Франциско принимала «Брянск» моя мама, Анастасия Васильевна — судовой врач, на «Александре Невском», «Миклуха-Маклае» и «Каменце- Подольском» работал старшим механиком мой отец, Константин Гаврилович, а на «Волгограде» одно время капитанил мой тесть, Владимир Фиофилович Подшивалов.

№ 409 / Анатолий БОРИСЕНКО / 28 сентября 2017
Статьи из этого номера:

​Залив долготерпения

Подробнее

​Зарядье и Замкадье: «Согласны разжечь немножко?»

Подробнее

​Дума номер пять

Подробнее