Общество

​Миссия выполнима

Под присмотром сотрудников Приморского центра социального обслуживания населения находятся более восьми тысяч одиноких бабушек и дедушек

​Миссия выполнима

В 2006 году в Приморье появилось учреждение, важной миссией которого стала помощь пожилым людям, одиноким инвалидам — всем, кому не обойтись без посторонней помощи. Сегодня о Приморском центре социального обслуживания населения знают в каждом уголке края. 10 филиалов центра охватывают все муниципальные образования. Под присмотром сотрудников ПЦСОН находятся более восьми тысяч одиноких бабушек и дедушек. Для них социальные работники — близкие люди: и накормят, и приберут, и «за жизнь» побеседуют.

О том, как сегодня работает центр, какие услуги предлагает в рамках государственной программы «Социальная поддержка населения Приморского края» на 2013–2020 годы, какие современные технологии надомного обслуживания используют сотрудники — в интервью с заместителем директора центра Марией Кузминой.

Под крышей дома своего

— Мария Сергеевна, что включает в себя понятие «надомное обслуживание»?

— Благодаря надомному обслуживанию люди, нуждающиеся в посторонней помощи в силу возраста или тяжелой болезни, получают возможность жить в родных стенах, а не в доме-интернате.

Общеизвестно, что многие престарелые люди с насиженного места даже к родным детям не хотят переезжать. Что уж говорить о домах-интернатах? Я сама долгое время работала в доме-интернате для престарелых. Причем в одном из самых комфортабельных для жизни. И ежедневно видела тоску в глазах старичков. А если человек одинок? Как он в принципе может справиться самостоятельно?

В перечне надомных услуг, оказываемых нашим центром, 46 различных видов помощи. Наиболее популярные из них — покупка продуктов, промышленных товаров, лекарств. Социальные работники готовят пищу, помогают в уборке, оказывают содействие в оплате коммунальных услуг, в оформлении каких-либо документов, в получении льгот, пособий.

Но самое важное, что ценят наши подопечные, — это общение. Психологическая поддержка, простое человеческое участие, разговоры по душам — самые ценные моменты таких взаимоотношений. Многие социальные работники знают дни рождения своих подопечных, да и с праздником забегут поздравить.

А если учитывать, что у каждого социального работника таких подопечных несколько! Вот и судите сами, сколько нужно сил, душевного тепла, милосердия, чтобы всем помочь, никого не обидеть!

К примеру, работает во Владивостокском филиале центра Валентина Димиденко. Ее многие ваши коллеги знают: Валентина Ивановна долгое время ухаживала за ветераном войны Юлией Юрьевной Левиной, дожившей до 105-летия.

Сегодня «на руках» социального работника 13 пенсионеров. Самой пожилой — 99, а самому молодому инвалиду, которому Валентина Ивановна помогает, — 48 лет. Стаж социальной работы этой замечательной женщины почти 15 лет. Как заверяет, на заслуженный отдых она не торопится.

— А такая форма надомного обслуживания, как семейная бригада? Их помощь востребована?

— Действительно, 16 семейных пар работают в селах Приморья. Такая бригада ориентирована на помощь, требующую больших физических нагрузок, связанных с ведением хозяйства. Как правило, мужчина доставляет подопечным воду, уголь, колет дрова, выполняет небольшие ремонтные работы. Женщина занимается традиционной работой по дому. Это незаменимые помощники для старичков на огороде.

Кстати, социальные работники, в том числе и семейные бригады, первыми пришли на помощь пенсионерам во время прошлогоднего тайфуна «Лайонрок» и стихийного бедствия в августе этого года. В 2016-м на территориях, пострадавших от наводнения, находились более 4,2 тысячи наших подопечных. В этом году под удар стихии попали 1350 пенсионеров и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании.

Вместе с сотрудниками МЧС и добровольцами социальные работники устраняли последствия в домах и дворах, вызванные паводком, собирали заявки на оказание адресной социальной помощи пенсионерам и инвалидам, чтобы передать пострадавшим то, в чем пожилые люди более всего нуждаются, помогали в обследовании жилья пострадавших граждан. В отдаленные села сами доставляли продукты и теплые вещи.

— Мария Сергеевна, на сайте учреждения имеется информация о патронажных социальных работниках, сиделках. Есть даже реабилитационные бригады. Какие услуги оказывают такие специалисты?

— В отличие от обычных социальных работников, которые посещают своих клиентов 2–3 раза в неделю, патронажные оказывают ежедневную помощь наиболее тяжелым в плане ухода гражданам: лежачим больным, инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи. Сиделки находятся рядом со своими подопечными некоторое количество времени, определенное договором с родственниками. К примеру, по восемь часов в определенные дни. Что касается реабилитационной бригады, то здесь трудятся сразу два социальных работника.

Чтобы узнать, какая технология социального обслуживания есть у вас в муниципальном образовании, наберите номер «социального телефона»: 8 (423) 260-43-14. Здесь же вам подскажут номер телефона филиала ПЦСОН, действующего поблизости.

К слову сказать. Патронажные работники, сиделки — частые слушатели «Школы реабилитации». Такие бесплатные занятия проходят во всех наших филиалах уже более пяти лет. Социальные работники сидят за партами рядом с родственниками больных, нуждающихся в постороннем уходе, волонтерами, студентами — будущими специалистами по соцобслуживанию.

— Чему учат в «Школе»?

— На занятиях знакомят с методиками помощи лежачим больным, в том числе применяемыми в учреждениях здравоохранения. Большой интерес слушателей вызывают лекции практикующих психологов. Ведь люди, которые утратили возможность двигаться самостоятельно, крайне нуждаются и в психологической помощи. Зачастую в такой поддержке нуждаются и родственники, ухаживающие за ними.

Кроме того, здесь обучают использованию технических средств реабилитации. Дыхательные тренажеры, ингаляторы, кварцевые лампы и другие приборы имеют широкий спектр действия и существенно облегчают медицинский уход. Кстати, многие медицинские аппараты для восстановления здоровья, рекомендованные лечащим врачом, можно взять в наших пунктах проката за минимальную плату.

— Мария Сергеевна, а кто может рассчитывать на бесплатное обслуживание?

— Это несовершеннолетние дети, а также получатели социальных услуг, среднедушевой доход которых на дату обращения ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода. В списке участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Кроме того, есть платные услуги, которые не входят в перечень. Эти дополнительные услуги предоставляются по желанию клиента.

— Где можно ознакомиться с перечнем и тарифами?

— С документами можно ознакомиться на сайте КГАУСО «ПЦСОН» pcson.ru или на сайте департамента труда и социального развития Приморского края.

Скорая социальная помощь

— Мария Сергеевна, кроме надомного какие технологии социального обслуживания населения используются в учреждении?

— Мы активно развиваем мобильные виды социального обслуживания. Тем самым обеспечивая доступность социальной помощи населению в самых отделенных уголках Приморья.

При филиалах нашего центра действуют 19 мобильных бригад, в составе которых социальные работники, специалисты территориальных отделов соцзащиты, медики, сотрудники Пенсионного фонда, юристы, волонтеры.

— Такая соцзащита на колесах…

— И не только соцзащита. Мобильные помощники доставляют селянам продукты, промышленные товары, лекарственные препараты. Кроме того, консультируют по различным социальным вопросам. Иногда в таких бригадах есть учащиеся колледжей бытового обслуживания. Так что в селе на пару-тройку часов появляется своя парикмахерская.

В числе первых восемь лет назад была создана мобильная бригада в Дальнегорском филиале ПЦСОН. «Милосердие» обслуживает пожилых жителей села Черемшаны, расположенного в 42 километрах от районного центра. Наши сотрудники нашли поддержку у врачей Дальнегорской центральной городской больницы, организовали совместные выезды для медицинских осмотров и консультаций пенсионеров, а также во время вакцинации против гриппа.

Стоит отметить, что сотрудники одной бригады могут обслуживать несколько населенных пунктов. К примеру, в Ольгинском районе мобильных помощников одной бригады ждут пожилые жители 12 сел, протяженность дорог между которыми более 200 километров. В Партизанском районе мобильная бригада обслуживает девять сел. По восемь сел охватывают специалисты Спасского городского округа, Анучинского и Черниговского районов.

Еще одна интересная форма социальной работы предложена несколько лет назад артемовскими специалистами. В местном филиале ПЦСОН открыли «Стол заказов». У пенсионеров и инвалидов, находящихся на соцобслуживании, появилась возможность приобрести продукты и овощи от местных производителей по себестоимости.

Сегодня «Столы заказов» работают в Арсеньеве, Артеме, Партизанском городском округе, Спасском городском округе, Черниговском муниципальном районе.

— Мария Сергеевна, у вашего учреждения еще одна важная миссия: вы оказываете срочную социальную помощь людям в социально опасном положении…

— Действительно. Такие отделения работают во всех филиалах центра. Сюда может обратиться каждый, кто попал в беду, кому трудно в одиночку справиться с проблемой. Пенсионеры с низким достатком, одинокие инвалиды, молодые мамочки, в одиночку воспитывающие малышей, лица без определенного места жительства, люди, потерявшие имущество при пожаре. Кстати, гуманитарную помощь для пострадавших от природных катаклизмов также собирает и раздает эта служба.

Очень большую помощь в работе отделений срочной социальной помощи оказывают приморцы. Это благотворительный сбор новых и б/у вещей, продуктов, предметов первой необходимости. Многие откликаются на наш призыв пополнить запасы для бесперебойной работы «Социального автобуса» в зимние холода. И буквально сотни земляков доставляют гуманитарную помощь в наши филиалы, когда случается беда в виде тайфунов и наводнений.

— Вы упомянули о «Социальном автобусе». Когда начнется нынешняя акция?

— По нашим планам во Владивостоке «Социальный автобус» отправится на маршрут 10 ноября. В Находке — где-то в это же время. Традиционно мобильные помощники будут работать каждую пятницу вплоть до наступления теплых дней. Как правило, это конец марта.

В связи с этим мы обращаемся к землякам с просьбой оказать посильную гуманитарную помощь всем необходимым, что поможет бездомным людям перезимовать.

— Часто в соцсетях появляются фотографии людей, брошенных родственниками, ночующих на улице. Люди требуют помочь, ругают власти. А какие шаги нужно принять в первую очередь, если хочешь поддержать несчастного?


— Еще раз хочу акцентировать внимание всех на том, что любая социальная помощь имеет заявительный характер. Мы априори не можем знать о том, что происходит где-то в другом конце города или в другом районе. Прежде чем стучать в интернете, стукните в одну правильную дверь. Наберите номер «социального телефона», сообщите, где находится человек. Не помните номер? Найдите в интернете официальный сайт Приморского центра социальной помощи населения. Там есть все контакты. Смею заверить: ни один ваш звонок не остается без ответа. Кстати, часто бывает так, что при выезде на место наши работники не обнаруживают там человека. Но в любом случае стараемся разыскать и помочь.

По телефону срочного отделения 8 (423) 260-43-19 вам назовут ближайшее к месту жительства отделение ПЦСОН.

Нам года — не беда

— Мария Сергеевна, ваш центр достаточно популярен среди активных пенсионеров, не желающих мириться с одиночеством и возрастом. Лично пристроила двух задорных пенсионерок…

— В 2015 году в рамках государственной программы «Социальная поддержка населения Приморского края» на 2013–2020 годы мы начали проект «Активное долголетие». Решение проблемы социальной коммуникации людей пожилого возраста мы решили искать в сфере досуга и повышении социальной активности.

Сегодня в филиалах и отделениях учреждения действует 40 клубов и школ по интересам. И творческие, и спортивные, и познавательные — все они решают проблему социальной коммуникации людей пожилого возраста.

Благодаря большому разнообразию направлений клубной деятельности в Приморском центре социального обслуживания населения каждый пожилой человек может выбрать наиболее понравившиеся ему занятие.

Клуб «Долгожитель» проводит занятия по лечебной гимнастике с элементами психоразгрузки, занятия скандинавской ходьбой. Слушателей «Школы православия» знакомят с религиозным наследием русской культуры. На занятиях «Школы безопасности» обучают правилам пожарной безопасности, электробезопасности, основам здорового образа жизни, способам противодействия мошенничеству, а также юридической грамотности, основам оказания психологической помощи.

Один из самых популярных среди жителей Владивостока — клуб «Путешественник». Активные пенсионеры устраивают выезды в театры, выставки, музеи, Ботанический сад.

Есть также компьютерные курсы «Бабушка и дедушка онлайн».

Совместные занятия рукоделием, праздники с задушевными песнями и танцами, посещение театров и выставок — это и много еще интересного и полезного мы предлагаем приморцам «серебряного» возраста.

Если есть желание записать близких в один из клубов, просто наберите номер «социального» телефона: 8 (423) 260-43-14.


№ 412 / Алена ЛЮБИМОВА / 19 октября 2017
Статьи из этого номера:

​Прощай, Славянка?

Подробнее

​Владивосток попал на деньги

Подробнее

​Приморье под крылом малой авиации

Подробнее