Культура

​Люди из подполья, или Дальневосточные корни «Ассы»

Одним из персонажей открывшейся во Владивостоке выставки стал панк-денди из Хабаровска Гарри Асса

​Люди из подполья, или Дальневосточные корни «Ассы»

Олег Коломейчук, он же Асса. Выставка в ЦСИ «Заря»


«Ассы в массы. Мода, искусство и музыка «красной волны» — так называется выставка, открывшаяся во Владивостоке в Центре современного искусства «Заря» и посвященная отечественному андеграундному движению времен перестройки. Ее основа — архив документов и фотографий художника, исследователя субкультуры 80-х Михаила Бастера (он стал куратором выставки). В экспозиции — произведения художников Тимура Новикова, Георгия Острецова, Инала Савченкова, Евгения Юфита, Сергея Шутова, участников арт-группировок «Чемпионы мира», «Новые художники», «Некрореалисты».

«Под флагом андеграундного движения «Асса», зародившегося в Петербурге начала 80-х, произошел первый осознанный всплеск альтернативной культуры. Этой до сих пор мало изученной истории о контркультурной моде и искусстве «красной волны» и посвящена выставка», — рассказал Михаил Бастер. «Андеграунд стал плодородной почвой для появления культовых имен в искусстве, кино, музыке, моде, — говорит главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте. — Для нас важно не только впервые в таком объеме рассказать об этом периоде, но и показать связь с культурным контекстом Дальнего Востока».

Связь эта раскрывается в личности Олега Коломейчука, известного как Гарри Асса, — художника, бунтаря, панк-денди, законодателя мод андеграунда Ленинграда и Москвы 80-х. Он родился в 1953 году в Хабаровске, покончил с собой в Москве в 2012-м. «Гарри Страшный, Горилла, Гарринча, Асса, для друзей — просто Гарик… Человек сложной судьбы и сложного характера, с пугающими манерами панка, философией, близкой к тантрическим мистериям, видом заправского денди и увлекательными революционными тезисами», — вспоминает его Михаил Бастер.

В беседе с последним (доступна на kompost.ru) Гарри так вспоминал дальневосточную юность: «Папа художник, мама учительница. Полное отсутствие какой-либо информации… Но все-таки это был Дальний Восток, и там было два прогрессивных города. В Хабаровске уже тогда был отлажен иностранный туризм. Через город шла туристическая авиалиния, где дозаправлялись самолеты, следующие курсом на Японию из Европы, а Владивосток хоть и закрытый город, но все-таки порт». Молодежь интересовалась западной музыкой и восточной философией, танцевала и фарцевала, обменивалась пластинками, создавала рок-группы, отращивала волосы, шила джинсы, получала проблемы с учителями и милицией… Свой круг друзей того периода Гарри называл «хабаровскими иностранцами»: «Вся музыкальная аппаратура уже была фирменной, вещи фирменными, сознание не советское, музыка тоже… И никакого диссидентства, никакой политики и антисоветчины, в коей многих тогда обвиняли и карали. Возможно, кого-то не зря…»

В 70-х Гарри приходилось бывать и в Приморье: «Как только мы приехали к знакомым во Владивосток, нас тут же обокрали и сдали местным бандитам, которые, поговорив с нами, прониклись идеями и даже какое-то время не мешали. Всем, в общем, понравилось быть не совками, носить иностранные вещи и чувствовать себя свободными… Бизнес-схемы заняли все маргинальные элементы, и девушки-красавицы вывалили на улицу. Тут же мы запустили всю косметику во Владик и поняли, насколько женское население изголодалось по красоте… Город… начал преображаться. Немалое количество населения уже ходило в джинсе, с фирменными сигаретами и прочими атрибутами иностранной жизни. Такая дальневосточная Америка… В это время поступило негласное разрешение на ввоз иномарок через Владивосток. Сначала одну-две для каких-то там бонз. А поскольку у нас был уже денежный ресурс, то мы этот процесс ускорили и довели до абсурда. Мы стали покупать эти иномарки и перегнали некоторые в Хабаровск, а Владивосток наполнился «шевроле» и «кадиллаками».



Гарри Асса, 1987 год. Фото Осы Кари Франк


В конце 70-х Коломейчуку пришлось покинуть Дальний Восток. Столкновения с милицией становились все серьезнее, и знакомые меломаны из органов намекнули: лучше уехать. Так начался его столичный период, когда Коломейчук и получил прозвище «Асса» за вклад в одноименное движение. Он проводил показы альтернативной моды — «асса-парады», основал панковский дом моделей «Ай-да-люли», ввел в моду дендизм и винтаж, создал стиль «мертвый разведчик», основанный на использовании костюмов КГБ-шников, дипломатов, партийных деятелей, которые их вдовы продавали в Москве на Тишинском рынке. Работал над сценическими образами Жанны Агузаровой, музыкантов группы «Кино», участвовал в «Поп-механиках» Сергея Курехина… «Я рисую людьми», — говорил он.

С какого-то момента «ассой» называли уже весь андеграундный процесс в Москве и Ленинграде: альтернативную моду, авангардный театр, экспериментальную музыку и кино. «Рушился на глазах старый мир, и во вселенском хаосе появлялся новый… Выросшая, как дикий цветок, в сквотах и на улицах альтернативная мода разрушала образ «советского человека», иронизировала по поводу всех святынь государства. Вместе с рок-музыкой, визуальным и перформативным искусством альтернативная мода была частью культуры андеграунда», — вспоминает Бастер. Гарри был в центре этого движения. В правительстве «Новых художников» он стал министром моды (Тимур Новиков стал министром живописи, Сергей Курехин — министром музыки).

О Дальнем Востоке Гарри не забывал. По словам Бастера, любил готовить азиатские блюда: «Острое и кислое, какие-то папоротники… Восточного у него было много. Буддийские штуки, все это присутствовало». «Он был фантастическим человеком, огромной энергетики. Когда мои подружки впервые его увидели, они спросили: Ира, где таких мужчин вообще берут? Потом, когда к нам приезжали его друзья из Хабаровска, подруги сказали: теперь мы поняли — на Дальнем Востоке, они там все примерно такие!» — говорит вдова Гарри Ирина Соколова, впервые попавшая на Дальний Восток в дни открытия выставки.

Выставка «Ассы в массы» в ЦСИ «Заря» будет действовать до 4 февраля. Она дополнена мультимедийными материалами, предполагается и параллельная образовательная программа. Так, в планах — видеомост с художником Германом Виноградовым, лекция создателя и руководителя галереи «Артэтаж» Александра Городнего (кстати, лично знавшего Гарри Ассу) о том, каким был андеграунд 80-х во Владивостоке.

№ 415 / Олег ВАСИЛЬЕВ / 09 ноября 2017
Статьи из этого номера:

​Необратимая «хаяттность»

Подробнее

​Пушкарев. Послесловие

Подробнее

​Зов смерти

Подробнее