Общество

​В дебрях «Русской Амазонки»

В национальном парке «Бикин» прошел праздник «Ва:кчай ни» — День охотника

​В дебрях «Русской Амазонки»

В удэгейском селе Красный Яр, расположенном в национальном парке «Бикин», в минувшую пятницу прошел праздник «Ва:кчай ни» — День завершения сезона охоты. В программе — традиционные обряды, кулинарный конкурс, охотничьи состязания. Открыли праздник шаман Василий Дункай и руководитель общественной организации Союза удэгейцев России «Багдыи» Любовь Пассар, вместе они провели охотничий обряд и воздали почести богу Лоу Бату, который покровительствует всем мужчинам.

Возвращение домой

— Это знаковое событие, ведь нужно возрождать традиции и духовную культуру, — отзывается о празднике Василий Дункай. — К сожалению, так получилось, что сейчас традиции держит только охота, но я думаю, придет время, и все изменится.

Ставку, считает шаман, нужно делать на молодых. Тем более что для подрастающего поколения в селе создаются новые, привлекательные условия. Нацпарк предлагает молодежи рабочие места, обещает помочь с жильем. Сегодня в село уже вернулись четыре семьи, некогда уехавшие за лучшей жизнью.


Шаман Василий Дункай:

— Это знаковое событие, ведь нужно возрождать традиции и духовную культуру.


Яков Кончуга родился в Красном Яру, но несколько лет назад вместе с женой перебрался в Хабаровск. Работая прежде учителями в сельской школе, в большом городе молодые люди успели перепробовать множество профессий, но «прижиться» так и не смогли.

В прошлом году они приехали в Красный Яр на «Ва:кчай ни», да так и остались.

— Мы уже почти год работаем в нацпарке, — рассказывает молодой человек. — Жена у меня — госинспектор, а я — сотрудник отдела охраны. Я занимаюсь патрулированием нацпарка; супруга выдает разрешения туристам и задания нашим охотникам. Она единственная девушка в нашем отделе, — смеется Яков.

Здесь, в Красном Яру, у семьи Кончуга есть свой дом и охотничий участок: хоть он и далеко, и добраться непросто, но главное, что свой. Это Яков не готов променять ни на какие блага цивилизации.

— С тех пор как я приехал сюда, дома почти не бываю, — добавляет молодой охотник. — Я люблю лес, мне в нем находиться куда приятнее, чем в городе. Я с детства в тайге: отец начал брать меня на охоту, когда я еще колготки носил.

Яков рассказывает, как будучи 15-летним подростком, он вместе с родителями заблудился в тайге. Двое суток шел дождь, и все это время семья выживала в лесу:

— Нашли место, где была питьевая вода и сухие кедровые дрова; сделали навес из коры того же кедра, питались сырыми грибами — другой еды не было.

Как только дождь прошел, ориентироваться в пространстве стало проще, и семья Якова сумела найти дорогу домой.

«Сондо» — значит «грех»

Этнограф Оксана Звиденная пишет диссертацию об удэгейских охотниках и рыболовах. Говорит, они отличаются «особой нерасторопностью». Но это не недостаток, уверена ученая.

— Когда я еще только начинала изучать эту тему, часто сталкивалась с фразой: «Я же удэгейский охотник, я далеко не пойду». Эта «лень», которую можно истрактовать с негативной точки зрения, в конечном счете дает неспешность жизни и восстановление природы; человек и животное сосуществуют в естественном балансе.


Этнограф Оксана Звиденная:

— «Я удэгейский охотник, я далеко не пойду». Эта «лень», которую можно истрактовать с негативной точки зрения, в конечном счете, дает неспешность жизни и восстановление природы; человек и животное сосуществуют в естественном балансе.


Василий Дункай вспоминает, что раньше традиционные верования имели большую силу, чем сейчас, и прежде всего это касалось охоты. Каждый удэгейский охотник четко знал, что ему позволительно делать в лесу, а что нет. За нарушение запретов следовало жесткое наказание: никаких индульгенций удэгейская вера не предполагает:

— Есть такое очень емкое слово — «сондо», — объясняет шаман. — Это значит «грех». Согласно нашим традициям нужно было добывать столько мяса, сколько ты сможешь съесть. Если оно пропало — ты совершил грех. Нельзя отнимать жизнь просто так.

Раньше обряд поклонения Лоу Бату проводил каждый охотник, отправляясь за добычей. Теперь же молодежь смущенно переминается с ноги на ногу и стесняется подойти к священному огню, чтобы угостить удэгейского бога вкусными яствами — печеньем, конфетами, традиционными пампушками и, конечно, мясом изюбря — в благодарность за удачную охоту. Наконец кто-то первый из ребят решается, и за ним следуют остальные.

Последним на колени перед огнем опускается директор нацпарка «Бикин» Алексей Кудрявцев. День охотника традиционно отмечают вместе с другим, не менее значимым праздником — годовщиной создания особо охраняемой природной территории. За последний год нацпарку удалось добиться многого:

— Несмотря на то, что национальный парк «Бикин» был создан еще в 2015 году, работать в полную силу мы начали только в прошлом, — рассказывает Алексей Кудрявцев. — За это время у нас сформировался коллектив, занято почти все штатное расписание — а это 124 человека. Стоит отметить, что 70 из них — представители коренных малочисленных народов, которые проживают на территории Красного Яра. Наше учреждение стало «градообразующим» в этом отдаленном труднодоступном месте. Основная часть коллектива — молодые люди, для них мы планируем строительство вневедомственного жилья.


Директор национального парка «Бикин» Алексей Кудрявцев:

— День охотника традиционно отмечают вместе с другим, не менее значимым праздником — годовщиной создания особо охраняемой природной территории. Наше учреждение стало «градообразующим» в этом отдаленном труднодоступном месте. Основная часть коллектива — молодые люди.


В прошлом году нацпарку удалось передать порядка 10 материалов в полицию на возбуждение уголовных дел за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории; более 70 000 рублей было изъято в качестве административных штрафов за нарушение режима.

Территория нацпарка поделена на охотничьи участки; у каждого есть свой хозяин: такой образ жизни у удэгейцев складывался веками, и задача ООПТ — поддерживать традиционное природопользование.

— Охотник заинтересован в том, чтобы на территории был порядок, чтобы сохранялись ее богатства и достояния, — продолжает Кудрявцев. — Поэтому практически все хозяева участков сейчас работают в нацпарке, и мы по их охотничьим маршрутам теперь патрулируем местность.

Национальный приоритет

Жители Красного Яра почувствовали уверенность в том, что они могут повлиять на тех, кто совершает незаконные деяния в лесу; иными словами, наконец почувствовали себя хозяевами своей земли.

— Одна из главных целей нацпарка — популяризировать традиционные промыслы, в этом, в том числе, помогает и проведение таких праздников, как День охотника и День Бикина, — рассказывает директор ООПТ. — Нам важно показать: охота — это не только убийство животных, но и единственный способ существования местного населения, по крайней мере, в определенное время года. Благодаря промыслу люди обеспечивают семьи мясом или средствами, если речь идет о добыче пушного сырья. Все это законно и осуществляется на территории нацпарка без нарушений его режима.

Особое внимание сегодня здесь уделяют развитию туризма. Привлекает не только уникальная природа и богатства реки Бикин, которую еще иногда называют «Русской Амазонкой», но и особый уклад жизни удэгейцев. Для местного населения это отличная возможность не только жить и работать, но и сохранить собственную культуру. Программа по развитию туристической деятельности на территории нацпарка «Бикин» получила поддержку на самом высоком уровне — она была утверждена Дмитрием Медведевым сроком до 2020 года.

— Эта программа направлена на создание инфраструктуры, которая сейчас в нацпарке практически отсутствует, — добавляет Кудрявцев. — Мы планируем построить на территории два визит-центра, где смогут разместиться посетители учреждения, оборудовать экологические маршруты и обучить местное население доброжелательному гостеприимству.

Известный во Владивостоке эколог, руководитель организации «БРОК» Анатолий Лебедев напомнил, что в настоящее время решается вопрос о включении территории национального парка «Бикин» в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

— Создание национального парка «Бикин» — результат многолетних совместных усилий коренных народов, экологов и властей Приморья. К слову, эксперты ЮНЕСКО отметили, что на Бикине реализована уникальная модель управления, достойная распространения в других регионах страны и мира. Символично, что визит комиссии фактически совпал с приездом на Бикин большой группы японских туристов, которые с огромным интересом посещают нашу тайгу регулярно уже более 20 лет. И на сей раз они стали первыми, кто начал обживать приют парка на кордоне Ульма в среднем течении. В прошлом году нацпарк уже посетили более 400 человек, сюда приезжают, туристы из Японии, Китая, Франции, Германии и Монголии.


Руководитель экологической организации «БРОК» Анатолий Лебедев:

— Создание национального парка «Бикин» — результат многолетних совместных усилий коренных народов, экологов и властей Приморья. Эксперты ЮНЕСКО отметили, что на Бикине реализована уникальная модель управления, достойная распространения в других регионах страны и мира.


Особую роль экологического туризма отмечает и директор краевого отраслевого департамента Константин Шестаков — в этом направлении Приморье в лидерах рейтинга самых популярных регионов России. Чтобы привлечь внимание к «Бикину», его будут активно представлять на различных форумах и выставках. При поддержке краевой администрации проводятся и яркие, красочные тематические праздники — День охотника и День Бикина. В этом году в рамках государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2020 годы также пройдут фестивали «Сагди дава. Большая рыба» — во Владивостоке, и «Дни Удэгейской кухни» — в самом национальном парке.

— Экологический туризм — это одно из наиболее стремительно развивающихся направлений мировой туристской отрасли, а благодаря такому прекрасному ресурсу, как особо охраняемые природные территории, Приморский край способен привлечь значительные туристские потоки, — считает Константин Шестаков. — Но при этом важно соблюсти хрупкий баланс, при котором организация туристских и экскурсионных маршрутов по этим территориям не будет негативно сказываться на их флоре и фауне. Для этого мы должны, в том числе, и полагаться на успешные мировые практики организации туристской деятельности на этих уникальных территориях.


Директор департамента туризма Приморья Константин Шестаков:

— Экологический туризм — это одно из наиболее стремительно развивающихся направлений мировой туристской отрасли, а благодаря такому прекрасному ресурсу, как особо охраняемые природные территории, Приморский край способен привлечь значительные туристские потоки.


Действительно, некоторых пугает, что на территории нацпарка будет развиваться туризм, что начнется активное строительство гостиниц или нахлынет огромный поток людей, которые негативно будут влиять на сохранение природных территорий. Но программа эта появилась не спонтанно. О ней заговорили еще на стадии создания нацпарка. Тогда была разработана концепция развития туристической деятельности на территории ООПТ; ее принимали и научные сотрудники, и разные общественные организации, и департамент по туризму администрации Приморского края.

— Подход был серьезный, — объясняет Алексей Кудрявцев. — Сначала были изучены все возможности территории, рассчитана рекреационная нагрузка. Только после того, как мы изучили потенциал и возможности нацпарка, была разработана программа, которую помогал разрабатывать совет по туризму, сформированный из числа местных жителей — удэгейцев. Ее бюджет — около 61 млн рублей, из них средства федерального бюджета — 19,3 млн, остальные средства планируется привлечь из внебюджетных источников.

По его словам, «в частности, рассматривается одна из форм государственно-частного партнерства, до сих пор мало используемая в сфере экотуризма, такая как концессионное соглашение». И потенциальных инвесторов уже удалось найти — благодаря активному участию администрации президента и властей Приморья.

Фото: Александр ХИТРОВ (PrimDiscovery), Оксана Звидённая

№ 431 / Марина ЧЕРНЫХ / 08 марта 2018
Статьи из этого номера:

​В дебрях «Русской Амазонки»

Подробнее

​Без шума и пыли

Подробнее

​Сфера «Будущего»

Подробнее