Экономика

​Путеводная «Звезда»

Подписано соглашение о стратегическом партнерстве между «Роснефтью» и Приморьем

​Путеводная «Звезда»

Правительство будет субсидировать две трети ставки по кредитам, взятым консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка на строительство в Приморье верфи «Звезда». В настоящее время уже формируется портфель заказов самой современной верфи России, кроме того, подписано соглашение о стратегическом партнерстве между «Роснефтью» и Приморьем.

Линия судостроения

До сих пор бюджетных денег «Звезда» не получала. Теперь правительство субсидирует две трети ставки по кредитам организациям, участвующим в создании дальневосточной верфи, постановление о правилах выплат подписал премьер-министр Дмитрий Медведев 14 марта.

Согласно постановлению, подготовленному Минпромторгом, субсидии предоставляются в целом в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 года, но получить их могут организации, строящие верфь стоимостью не менее 100 млрд руб. Кредитная линия на проект должна быть открыта после 1 января 2017 года. В 2019–2020 годах на эту меру в бюджете заложено 800 млн руб.

Как отмечается в сообщении правительства, постановление нацелено на поддержку верфи «Звезда», которую строит в Приморье консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Сейчас суммарные инвестиции в проект составляют 200 млрд руб., при этом для его реализации в Газпромбанке привлечено 40 млрд.

— Компетенций в крупнотоннажном судостроении России не хватает. Такой проект нужен, планы «Роснефть» заявила очень амбициозные, изначально было понятно, что без бюджетной поддержки их не реализовать, — комментирует директор по развитию Portnews Надежда Малышева.

Арктический свет

Формируется и портфель заказов «Звезды». В частности, НОВАТЭК передал судостроительной верфи через судоходную компанию «Совкомфлот» всю необходимую документацию на строительство порядка 15 СПГ-танкеров арктического класса для проекта «Арктик СПГ-2». Об этом заявил глава одной из крупнейших газовых компаний России Леонид Михельсон.

Сейчас для своего первого проекта «Ямал СПГ», запуск которого уже состоялся, НОВАТЭК заказал 15 танкеров ледового класса Arc7 на корейской верфи DSME. «Арктик СПГ-2», который планируется запустить в конце 2023 года, будет производить примерно такой же объем СПГ, как и первый проект, и, вероятно, потребует сходного числа танкеров для обслуживания. Основной претендент на выполнение такого заказа — строящаяся в Приморье «Звезда». Сейчас ведется работа с НОВАТЭКом по определению технических требований к судам проекта «Арктик СПГ-2», сообщили в «Роснефти».

В России СПГ-танкеры никогда не строились, и прямо сейчас нет верфи, которая могла бы выполнить подобный заказ. Планируется, что «Звезда» в Приморье единственная в стране сможет строить средне- и крупнотоннажную морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья.

В сентябре 2016 года сообщалось, что дочернее предприятие ДЦСС «ДПИ «Востокпроектверфь» и DSEC Co Ltd, головной структурой которой является DSME, подписали соглашение о создании совместного предприятия в области судостроения и строительства верфей. Как отмечал тогда господин Михельсон, в рамках соглашения «можно будет получить необходимые компетенции, научно-техническую информацию, а также обучить специалистов».

В начале сентября прошлого года дочерняя структура «Роснефти» — «Роснефтефлот» и «Звезда» подписали соглашение на строительство пяти танкеров Aframax. Чуть позже стало известно, что «Роснефть», «Совкомфлот», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «Роснефтефлот» и «Звезда» заключили пакетное соглашение по проектированию, строительству, технадзору, эксплуатации и подготовке экипажей на пять аналогичных танкеров. Танкеры будут построены в сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Heavy Industries Co Ltd. Кроме того, в портфеле у «Звезды» — четыре судна снабжения для «Роснефти» и один мелкосидящий ледокол с опционом на три для ФГУП «Росморпорт».

В конце прошлого года вопрос рассматривался на совещании у президента Владимира Путина. Комментируя итоги совещания, Игорь Сечин сообщил: «Роснефть» выполнит свою часть плана по загрузке судоверфи и разместит там заказ на 56 судов, а «Газпром» — «примерно на 32 судна». Всего, с учетом плана до 2035 года, заказ должен достичь «178 судов различных типов». Глава «Роснефти» подчеркнул, что возглавляемая им компания «активизирует работы по строительству сухого дока на «Звезде», после его ввода в эксплуатацию верфь сможет строить «любые суда, любой размерности, любого дедвейта».

Стратегическая территория

В середине марта врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин подписали соглашение, предмет которого — определение основных направлений сотрудничества и компании «Роснефть». Прежде всего, при реализации стратегически значимых проектов — по созданию Восточного нефтехимического комплекса и судостроительного комплекса «Звезда».


Как подчеркнул Игорь Сечин, Дальний Восток и Приморский край сегодня — стратегические территории для «Роснефти».

— За прошедший год мы перевалили через морской терминал Находки 6 млн тонн нефти на экспорт. Сейчас завершаем проработку проекта ВНХК. Наши инвестиции в завод «Звезда» суммарно составят 200 млрд рублей, в ВНХК — 800 млрд, — отметил Игорь Сечин.

Он добавил, что налаженное взаимодействие с администрацией Приморья очень важно для компании.

— Сейчас на наших проектах в крае работают около 2 тысяч человек. К этому числу прибавим еще 5 тысяч новых рабочих мест. Мы организуем в регионе работу с поставщиками оборудования, с нами работают около 50 различных предприятий края, — уточнил Игорь Сечин.

Напомним, для сооружения суперверфи в Приморье создана ТОР «Большой Камень». «Звезда» заявлена как самая современная и высокотехнологичная в России верфь с объемом металлообработки 330 тыс. тонн в год. Ее линейка предусматривает строительство танкеров для углеводородов, в том числе ледового класса, морских и наземных нефтегазовых сооружений, буровых платформ и судов для обеспечения их деятельности.


Материал подготовлен в рамках проекта «ПРИМОРЬЕ/ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ»

№ 436 / Марина СКРИБЧЕНКО / 12 апреля 2018
Статьи из этого номера:

​Крепость как лакмус

Подробнее

СИЗОн охоты открыт

Подробнее

​Окно в Парис

Подробнее