​Почтовый бизнес | "Новая газета Во Владивостоке"
Экономика

​Почтовый бизнес

Один из ключевых институтов государства в провинции уверенно деградирует

​Почтовый бизнес

Директор почты или магазина?


При невероятном количестве средств коммуникации в современном мире никакие WhatsApp или СМС не могут заменить обычную посылку с реальными вещами; особенно — в условиях взрывного роста интернет-торговли. Без почты нам никак не обойтись. Между тем ругают почту всюду, и разве только система ЖКХ обогнала почту России по числу нареканий. На дворе XXI век, но почтовые правила мало видоизменились, а вот способы доставки корреспонденции будоражат мозги почтовых логистов, да так, что диву даешься. По слухам, здесь готовят к открытию целый воздухоплавательный парк, а недавнее крушение дрона с посылками для труднодоступных бурят, выглядит только началом новой эры в истории отечественной почты. Остряки говорят, что проще вывести породу голубей повышенной грузоподъемности и обучить их полетам с бандеролями в клювах… История с гибелью беспилотника обошлась в полтора миллиона рублей (порушенная репутация новаторов — не в счет). Ну да что это в сравнении с многомиллионными затратами на премирование руководства или претенциозными конкурсами Мисс-почта?

Все это там, далеко, в столичном регионе, а у нас, в провинции, почта выживает как может, в основном трудами тех, кто на многие годы связал с ней свою судьбу. Отделение связи в городе Фокино, которым руководит более пяти лет Виктория Самородина, в народе пользуется доброй славой. Во многом потому, что здесь, вдалеке от центра города, и очередей не бывает, и коллектив операторов, сложившийся давно, отличается доброжелательностью и вниманием к клиентам. Здесь делают все, чтобы сохранить кадры, дорожат каждым и по праву гордятся своими ветеранами. Представьте себе: Людмила Еремина, к примеру, отдала почте 45 лет жизни, Наталья Третьяк работает больше 20 лет, не один десяток лет на почте прослужили и уважаемые пенсионерки, две Татьяны — Кушнир и Байбатарова. «Но никто из этих тружениц, настоящих патриоток почтовой службы, не имеет звания «Мастер связи», — с грустью говорит Виктория Самородина, — хотя я и подавала документы на присвоение». Сама она в связь пришла шестнадцатилетней, почти тридцать лет назад… В отделении сейчас трудятся 10 человек, из них четыре почтальона. Кроме жилого массива на ул. Карла Маркса обслуживают поселки Руднево и Домашлино. Правда, почту туда привозят дважды в неделю почтовой машиной, а там уже почтальоны разносят ее по адресам… Вес почтальонской сумки не стал меньше от повального внедрения современных гаджетов. А содержимое ее теперь составляют не письма и газеты, а всевозможные товары и продукты — так называемая «коммерция». Приживалось это новшество трудно. Но потом как-то притерпелись к тому, что, вручая старушке пенсию, почтальон попутно продаст пачку печенья, чай, крупу, консервы… Этот приработок постепенно вошел в норму и стал печальной необходимостью. «Я очень люблю свою работу, я почтовый работник, а не торговка, — говорит Виктория Михайловна, — а нам задали такой план, который выполнить немыслимо. Вместе с НДС мы должны реализовать товаров на 180 тысяч рублей в месяц. Ассортимент оставляет желать лучшего, некоторые товары с истекающим сроком использования, да и стоимость их порой выше, чем в соседнем магазине. Пенсионеры считают каждую копейку и не всегда рады нашим коробейникам. Если бы хоть как-то изучали спрос, анализировали, а то навязывают все подряд. Обратите внимание на бытовую технику, которая теснит на наших полках банки с тушенкой: пароварки, чайники, утюги, комбайны… Как могу я продавать это, когда я не разбираюсь в этой технике, не могу правильно объяснить, как ею пользоваться? Теперь нам обещают завезти холодильники!» Печальная ирония: зашел отправить бандероль на почту, а вышел с холодильником или кухонным комбайном! Разве мог об этом мечтать советский человек?..

Трудно назвать такое помещение государственным учреждением

Но маркетологи «Почты России» свой хлеб едят точно не зря: к лету в отделение связи завезут под реализацию пиво и мороженое! И никто не может воспрепятствовать превращению почтамта в пивнушку, и никого не заботит, что все эти холодильники и мясорубки даже разместить негде. Здание, где расположена почта, возведенное блаженной памяти стройбатом, рассыпается на глазах. Пол в дырах, фундамент уходит под землю, расходятся плиты и сквозь щели видно улицу… Прохудилась крыша, отваливается огромными кусками щедро наляпанная когда-то штукатурка, грозя прибить зазевавшихся прохожих или посетителей. Работницы отделения, как тягловые лошади, таскают с собой к началу смены пятилитровые бутыли с водой, потому что воды здесь нет уже несколько лет, как нет и отопления. Обогреваются за счет электричества. А проводка не выдерживает никакой критики. Ни с одной обслуживающей компанией договор не заключался в течение пяти последних лет. Сколько ни писала заведующая служебных записок вышестоящему начальству, ответ один: «Денег нет!» При этом «держаться там» никто никого не призывает… И когда Самородина пожаловалась на непомерно высокий план, ей ответили прямым текстом: «Если вы не хотите делать план по торговле, не хотите ли вы поменять поле деятельности?»

Форма «Почты России», так разрекламированная, досталась, увы, только работникам центральных отделений связи, остальным сказано приобретать за собственные деньги, без компенсации.

«Обидно, — говорит Виктория Самородина, — что мои женщины не имеют удобного рабочего места, мебель старая, столы разваливаются. Под ногами пол проваливается. Нет, как положено, у каждого оператора своего принтера, весов… Да что там весы! Ручки шариковые, стержни, принтерную бумагу мы покупаем за свои деньги…» Возможно высокому начальству, дабы поправить дела у почтовиков, следует разобраться с собственностью: в этом же здании долгое время сдавали помещение под магазин. Сейчас арендаторов нет. Простаивает помещение. Упущена прибыль, которая могла быть обращена во благо.

При этом отделение связи работает стабильно, жалоб со стороны жителей нет. Здесь не бывает задержки с доставкой газет или журналов, а если случается пропажа, то лишь по причине отсутствия нормального почтового ящика.

Такая вот грустная история про тех, кто с толстой сумкой на ремне штурмует ежедневно сопки и этажи в непогоду и слякоть, в снежную круговерть и жару, чтобы выполнить свою работу. Здесь никто не жалуется… Здесь просто хотят иметь элементарные условия для работы, хотят выглядеть достойно, чтобы каждый видел: главное в компании «Почта России» — сбережение кадрового состава, забота о клиентах и своих сотрудниках, а не втюхивание народу самых неожиданных услуг и ненужных товаров.

№ 439 / Татьяна МОТОРИНА / 03 мая 2018
Статьи из этого номера:

​Битва при Академгородке продолжается

Подробнее

​Шествие с Востока продолжается…

Подробнее

​Почтовый бизнес

Подробнее