Экономика

​Корабли в моей гавани

Развитие морского туризма стало центральной темой Тихоокеанского туристского форума

​Корабли в моей гавани

Морской туризм не случайно стал главной темой Тихоокеанского туристского форума во Владивостоке. Это направление отрасли быстрыми темпами развивается в странах АТР, и их представители заинтересованы в активном участии России, и в первую очередь — Приморья.

Зовет открытый порт

Как отметил врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, ежегодный объем круизного туризма стран АТР, по разным оценкам, составляет от двух до трех миллионов человек в год. Ожидается, что к 2020 году в Азии будет уже семь миллионов круизных пассажиров. Показателем интенсивного развития данного рынка является работа на данном направлении таких круизных операторов, как «ЭмЭсСи Круизес», «Роял Карибиен Интернэшнэл», «Принцес», «Коста Круизес» и других.

— Одна из ключевых задач участников круизного рынка в Азии — разработка новых маршрутов и поиск новых удобных портов для захода, — отметил врио губернатора. По его словам, Дальний Восток в этом смысле обладает значительным потенциалом — как для развития массовых круизных туров, так и для организации экспедиционного круизного туризма премиум-класса. Сейчас в качестве порта захода в Приморье может выступать только Владивосток, однако ведется работа по подготовке к приему судов и порта Находки.

В планах краевых властей — восстановить регулярное круизное сообщение на Дальнем Востоке. Предполагается, что в летний период круизный маршрут, начинающийся в Приморье, будет охватывать Сахалин, побережье Хабаровского края, Курильские острова, Камчатку и японский остров Хоккайдо, в зимний — порты Фукуока, Канадзава, Ниигата, Шанхай, Далянь, Циндао, Чеджу, Пусан, Сокчо и другие. Как отметил врио губернатора, идея создания регулярной дальневосточной линии одобрена президентом России.

— Дальневосточные круизы из Владивостока способны стать связующим звеном между российскими портами на Дальнем Востоке и портами Японии, Китая, Республики Корея, — подчеркнул Андрей Тарасенко.

Кроме того, власти Приморья рассматривают возможность запуска на Дальнем Востоке туристических маршрутов на ледоколах.

— У нас на территории Дальнего Востока имеется четыре ледокола, два из них готовы выполнять туристическую программу по перевозке и осмотру ледовых полей, которые граничат летом в районе Чукотки, а зимой постоянно покрывают Охотское море. Сегодня, чтобы съездить на ледоколе из Мурманска, люди занимают очередь за четыре года. У нас такая возможность тоже есть, сейчас готовится одно из таких предложений, — сообщил Андрей Тарасенко. Врио губернатора добавил, что Росморпорт также прорабатывает такой вариант. Также в рамках сессии были рассмотрены вопросы, связанные с организацией морских прибрежных перевозок в Приморье.

Пути на новый уровень

На встрече эксперты поговорили о проблемах, связанных с инфраструктурой и организацией морских круизов, и поделились опытом. За прошедший год количество судозаходов в краевую столицу увеличилось с 6 до 14, и в целом, отмечают специалисты, и у Владивостока есть потенциал стать одной из значимых точек на маршруте следования океанских лайнеров — стоит только приложить больше усилий.

Такой пример есть у Японии: там работает целый научно-исследовательский институт по круизам. Его директор, Ямамото Мицио, рассказывает, что за каких-то четыре года Страна восходящего солнца добилась значительных успехов в развитии морского туризма. Цифры говорят сами за себя: в 2013 году Япония приняла 1001 судно, а в 2017-м — уже 2765. Правительство страны поставило цель: в 2020 году страну должны посетить 5 миллионов туристов, и, судя по темпам, с которыми меняется отрасль, им это удастся.

Господин Мицио вспоминает, что Япония имела те же стартовые условия, с которых сейчас начинает Приморье: контейнерные терминалы не подходили для приема больших судов, не было ограждений, мостов и трапов, которые отвечали бы всем правилам безопасности. Но все изменилось, когда это направление туротрасли под опеку взяло государство:

— Сейчас его курируют на правительственном уровне. Был в прошлом году выбран список портов для развития, — делится опытом Ямамото Мицио. — В феврале в него добавили новые. Сегодня круизные лайнеры могут заходить в крупные японские порты: Хакату, Кобе, Сасебо, Йокогаму, Нагасаки, Хиросиму.

Похвастать отличными условиями для развития круизного туризма может Южная Корея: в одном только Пусане имеется 14 причалов, куда могут зайти крупнейшие в мире океанские лайнеры. Услугами пассажирских судов в этой стране пользуются около 150 миллионов человек, а для туристов и экипажа здесь предусмотрены развлекательные и обучающие программы.

Эксперты обсудили совместные шаги по продвижению круизного туризма. По словам генерального директора Владивостокского морского терминала Валерия Нагорного, основным достижением проведенных переговоров стала договоренность сторон о создании профессиональной сети круизных портов Японского моря.

— Таким образом мы будем общаться с круизными компаниями не в одиночку, а вместе и предлагать им не отдельные порты, а проекты круизных маршрутов, — отметил он, добавив, что мировая практика знает успешные примеры работы подобных ассоциаций, например, в Европе – Cruise Med, Cruise Baltic и другие. По мнению эксперта, это говорит о зрелости круизного рынка в регионе и символизирует его переход на новый, более качественный, уровень.

Размер имеет значение

Сейчас зайти в порт Владивостока может далеко не каждый лайнер — глубины у причала не хватает. Приморские специалисты уверяют, что уже в 2019 году такой проблемы не будет. Если в нынешнем июне к нам зайдет одно из крупнейших по величине судно «Очарование морей» (Allure of the Seas), то после окончания работ по углублению дна ожидаем самый большой лайнер в мире — «Гармония морей» (Harmony of the Seas). Его длина составляет 362 метра, и оно способно вместить более 6 тыс. пассажиров и около 2,2 тыс. членов экипажа. Для того чтобы заход морского гиганта во Владивосток стал возможен, Росморпорт уже разработал проект дноуглубительных работ. В данный момент он проходит государственную экологическую экспертизу.

Еще азиатские эксперты обратили внимание: наши круизные продукты ориентированы в основном на Китай. Впрочем, руководитель Дальневосточного филиала ООО «Эрнст энд Янг» Алексей Ерохин проблемы в этом не видит:

— Основные порты стран АТР связаны между собой круизными линиями, — отметил он. — Мировой круизный турпоток за последние девять лет вырос на 40 %. В эту динамику большой вклад вносит Китай. Он сейчас на втором месте после США. Для России и Дальнего Востока это хорошая возможность привлечь поток туристов из КНР. Северо-запад АТР охвачен мало, он почти не используется. Заход в порт Владивосток лайнерами осуществляется в ходе круизов вдоль японских островов, а также на маршруте из Осаки в Ванкувер. Это более 400 тысяч человек в год, а город посещает менее 5 % от этого числа. Перспективы у региона хорошие, при этом планируется расширять инфраструктурные возможности.

Тем не менее, считает Валерий Нагорный, Владивосток должен придумать новые туристические программы, которые можно было бы предложить круизным пассажирам и компаниям. Не менее важным эксперт считает необходимость соединять и согласовывать круизные маршруты с авиационными и железнодорожными. По его мнению, у Владивостока есть все шансы стать транзитным портом, местом притяжения туристов со всего света, ведь сегодня колоритную, экзотическую Азию выбирают и жители Европы.

Общий вывод экспертов: cамобытное Приморье туристов привлекает, они готовы приезжать сюда; развивать сотрудничество с Дальним Востоком России хотят и зарубежные партнеры. Дело за малым: прислушаться к мнению экспертов, устранить все проблемы и поставить Владивосток в один ряд с крупнейшими портами АТР.


Материал подготовлен в рамках проекта «Маршруты Приморья»

№ 443 / Марина ЧЕРНЫХ / 31 мая 2018
Статьи из этого номера:

​Блеск — потом, нищета — сейчас

Подробнее

​Что получит господин Трамп от товарища Кима?

Подробнее

​Наградам — да, никотину — нет

Подробнее